Филологические науки/1. Методика
преподавания языка и литературы
Емельянова
Дарья Алексеевна, Лунгуль Ангелина Александровна
науч. руководитель: к. ф.н., доцент
кафедры русского языка и литературы Зырянова О.Н.
Лесосибирский педагогический институт –
филиал Сибирского федерального университета, Россия
Знакомство с лирикой
И.Бродского на уроках литературы в 11 классе
Поэзия
И. Бродского - яркое явление в русской литературе ХХ века. Сложность её
восприятия обусловлена не только обилием метафор, ассоциаций интертекстуальных
связей, но и философичностью: серьёзные размышления о мире, жизни и смерти,
вечности, назначении поэта, - основная темы его лирики. Поэтому познакомить
учащихся с творчеством поэта лучше всего в
11 классе, когда они уже будут готовы к философским обобщениям. Более
того, особенностью восприятия старшеклассников является потребность в
рассмотрении взаимодействия всех элементов художественного произведения,
углубляется внимание к форме, учащиеся способны осуществлять анализ
произведения, опираясь на
историко-литературные, культурологические и теоретико-литературные
сведения.
Значительное
место в творчестве И. Бродского занимает жанр сонета. По утверждению Барри
Шерра, исследователя строфики Бродского, сонет – единственная твердая
строфическая форма, с которой работал поэт. Знакомство учащихся с сонетом в
литературе ХХ века позволит показать им историко-литературные параллели, так
как сонет – «это всегда обращение к истокам, результат диалога современного
автора с признанными мастерами сонетного творчества былого времени» [1: 22].
Считаем
целесообразным начать занятие со знакомства с жанром сонета, историей его
возникновения, композиционных особенностей, что
позволит планомерно подвести учеников к поэтике сонета в творчестве Бродского.
Необходимо акцентировать внимание, как на содержательном плане канонического сонета, так и на формальной
его стороне: отметить, что предметом изображения являются чувства, переживания,
в центре сонета – гармоничный человек, а внутренняя
композиция выстраивается по принципу тезис – развитие тезиса – антитезис –
синтез.
Учитель напоминает учащимся, которые уже изучали в 9 классе эпоху
Возрождения, что признанными мастерами сонета в мировой литературе были
Франческа Петрарка (14 век) и Уильям Шекспир (16 век). Однако сонетный жанр
прижился и в России в творчестве поэтов 19-20 веков. И. Бродский – поэт,
который экспериментировал с поэтической формой сонета, отталкиваясь от
литературного канона.
Для анализа предлагаются 2 сонета 1964 года, посвящённые теме
поэта и поэзии: «Ты,
Муза, недоверчива к любви…» и «Прислушиваясь к грозным
голосам…». Учитель отмечает, что
уже в тематике сонетов – отход от
канонического сонета, предметом изображения которого были любовные переживания
или тема дружбы. Что касается строфики, то оба сонета состоят из 14 строк, как
и классический сонет, но строфическое членение – октава и секстина, - не соответствует общепринятому канону.
В центре сонета «Ты, Муза, недоверчива к любви…» размышление о связи Музы и Времени. Утверждается мысль о то, что истинность,
ценность творчества/поэзии проверяется временем: «Ты, Муза, недоверчива к
любви,/хотя сама и связана союзом/со Временем (попробуй разорви!)». Ученикам
предлагается ответить на определяющий для понимания концепции данного сонета
вопрос: «Почему поэт, хотя и воспевает и превозносит не Музу, а Время, в
последних трёх строках соединяет их воедино?» (Автор утверждает мысль о том,
что именно время призвано всё расставить на свои места, провести границы, но
именно союз Времени и Музы (время способно сохранить и воскресить стихи) может вернуть лирического
героя любимой). Муза, в таком понимании, подобна некоей пространственной
координате, определяющей поэта во времени. В сонете реализуется одна из
центральных тем творчества Бродского - бессмертие «вещи» (в данном случае
стихотворений) по сравнению со смертностью человека. Таким образом, развитие
темы в данном сонете соответствует классической внутренней композиции сонета:
тезис – развитие тезиса – антитезис – синтез.
При рассмотрении сонета «Прислушиваясь к грозным
голосам…» учащимся предлагается сначала самостоятельно описать внутреннюю
композицию, обратить внимание на то, как развивается лирический сюжет. Учитель
подводит к выводу о том, что здесь так же имеет место классическое развитие:
тезис – развитие тезиса – антитезис – синтез. Вначале утверждается мысль о том,
что стихи «оторваны от памяти, от яви», но в последних строчках звучит мысль о
том, что несмотря ни на что стихи живы, и живы они, благодаря тому, что эту
жизнь вдохнул в них поэт. Следует обратить внимание на метафорический язык
поэзии И. Бродского, «расшифровать» метафоры, используемые для создания образов
в данном сонете, особенно заострить внимание на таких, как: «стихи блуждают по лесам», «звуки застревают»,
«каждая строка благодарит», «сны бушуют за моей спиной».
В конце занятия можно дать творческое задание на
дом: написать сонет на любую тему, соблюдая при этом каноническую внутреннюю
композицию, учитывая строфические особенности: 14 строк, деление на катрены и
терцеты. Данное задание позволит закрепить теоретический материал, а также
будет способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Литература
1. Пронин, В. А. Сонет –
мир в миниатюре/В.А.Пронин //Теория литературных жанров: учеб.
пособие/В.А.Пронин.- М.:МГУП, 1999.
2. Бродский И. Стихи и
поэмы. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/BRODSKIJ/brodsky_poetry.txt (дата обращения 20.05.2014).