Федоткина Е.В., Бестаева Е.В.

Московский государственный университет путей сообщения (МГУПС).

    Деловая игра в обучении иностранному языку, плюсы и .....плюсы.

Получить хорошее образование, найти интересную  высокооплачиваемую работу, иметь карьерный рост –такие цели ставят перед собой молодые специалисты.

    В условиях сегодняшней непростой ситуации на  рынке труда специалисту предъявляются все более высокие требования. Важно обладать не только профессиональными знаниями и опытом работы, но и умением грамотно  разрешать возникающие конфликтные ситуации, вести переговоры и дискуссии, лоббировать свою точку зрения и/или принимать чужую.

     Все эти, скорее личностные, компетенции ценятся работодателями сегодня едва ли не в той же мере, что и профессиональные. Не последнюю роль в этом в этом направлении играет общая тенденция к повороту от  производственной экономики к экономике сферы услуг. Отстоять интересы фирмы в переговорах, получить выгодный контракт,сохранить расположение клиента – вот те ключевые умения, которыми  должен обладать современный специалист в любой области.

     Следует особо отметить, что  это касается не только молодых соискателей перспективных должностей, но  и  уже работающих, заинтересованных в сохранении своего рабочего места и продвижении по карьерной лестнице.

      Глобализация  экономики, тесные контакты с зарубежными партнерами обусловливают необходимость общения на иностранных языках. А умение быстро и грамотно анализировать актуальную информацию из иноязычных источников, расширять партнерские связи, перенимать положительный опыт повышают качество работы предприятия и его конкурентноспособность.

        Система образования в целом и область изучения иностранных языков, в частности, не могла остаться в стороне от требований времени. В современных вузах обучают этике и психологии делового общения. Студент получает навыки ведения деловых бесед, правильного поведения в конфликтной ситуации, своевременного реагирования на изменение условий и т.д. Подобный подход к обучению требует внедрения интерактивных методик, тех, что готовят к активной профессиональной деятельности и тренируют стандартные и/или непрогнозируемые ситуации. Ведь обучение в активном контексте особенно эффективно.

      Одним из методов такого «деятельного» обучения является деловая игра. Это, как правило, сочетание элементов различных методик, ориентированных на активную деятельность (ролевая игра, анализ ситуации, имитация конференций). Подобный синтез делает деловую игру  наиболее соответствующей задаче моделирования комплексных экономических структур, активных процессов и их изучения. 

      Деловые игры – это модели действительности, их участники в своих ролях  и предписанных рамках меняют предложенные обстоятельства в соответствии со своими целями ( Dietmar Ochs).

    Целью деловой игры является обучение правильному, рациональному поведению участника игры в схожих, но уже реальных ситуациях, умение использовать весь арсенал полученных знаний и личностных компетенций.

    В педагогической пользе деловой игры нет никаких сомнений. Посредством  деловой игры педагог передает знания об общественных структурах и внутренних связях, обучает нестандартно мыслить и действовать в условиях смоделированной ситуации, повторяющей реальную, но без фактических санкций. С помощью деловой игры можно  обучать  стратегии и тактике, прививать навыки  отстаивания своей точки зрения и своих решений. Деловая игра помогает оценить шансы и проникнуть далеко вглубь границ политических изменений данного общества и познать их. (Ulrich Bär).

    Все изложенное выше касается, как будто, только экономической, политической или военной образовательной сферы. Однако, все эти выводы и определения в равной мере относятся и к сфере преподавания иностранных языков.

      Уточнения и доработки требуют лишь некоторые нюансы. Студенты действительно должны уметь вести переговоры и дискуссии, прогнозировать действия оппонента, уметь лоббировать интересы фирмы, избегать конфликтных ситуаций и т.д., и все это должно происходить в этических рамках делового общения. В связи с этим, ситуации, предлагаемые к обыгрыванию, должны быть абсолютно реальны, а используемый лексический материал должен быть востребован в повседневном общении. Нет, мы не забываем при этом,  что игра – деловая, и протекает она в условиях конкретной профессии. Так, «студентка, отличница и просто красавица» вполне может играть пожилого опытного директора сталелитейного завода или двадцатилетний студент – американского пиар-менеджера, заключающего договор с голливудской звездой. И такой подход станет дополнительным плюсом; юмористическая нота оживляет игру. Но темой игры должна быть вполне конкретная ситуация, та, что будет встречаться в профессиональной жизни завтрашнего выпускника. Иначе перед преподавателем встает проблема отсутствия мотивации. Вопрос студента «зачем мне это? Я никогда в жизни это не услышу и не скажу» сведет на нет все усилия преподавателя.

     Оптимизация учебного процесса, расширение методических возможностей в обучении – это требование времени и бесспорная необходимость.  Причина такой оптимизации кроется, на наш взгляд, не только в том, что объем предлагаемых в вузах знаний увеличивается с каждым годом, и следствием этого становится общая перегруженность студента. И даже не в том, что технические возможности стали почти безграничны с появлением компьютеров и интернета. Есть смысл искать причину в недавнем, еще «советском» периоде нашей истории. Относительная доступность бесплатного высшего образования и последующего трудоустройства не воспитывала в школьнике и студенте желания быть конкурентноспособным на рынке труда, овладевать знаниями, умениями и навыками в максимальном объеме и лучшем качестве. Сменилась система, и мы живем  в реалиях той самой конкурентной борьбы, но в сознании многих молодых людей продолжает жить уверенность в том, что цель его образования не специальность, а документ о ее получении. Подобный подход тем более необьясним, т.к. образование сегодня чаще всего оплачивается самим студентом и/или его семьей. Аналогией такого отношения можно считать следующее:  клиент оплачивает товар, но не забирает его с прилавка, что, по крайней мере странно.

      Деловая игра – это одна из форм той самой оптимизации учебного процесса. Ее главная  задача – научить общаться в профессиональной сфере, грамотно пользуясь изученным материалом. А вторичная задача – преодоление той самой немотивированности студента, о которой так много говорится.  Нет желания – нет результата.

      В ходе изучения столь привычной в преподавании немецкого языка темы «Германия» преподаватель вполне может задать студентам, например, будущим политологам, банальный вопрос: «Расскажите  о политической системе Германии». Ответом станет, в лучшем случае, скучное перечисление политических партий страны. Но если, к примеру, студент Сидоров станет на 10 минут г-ном Штанмайером (главой МИД Германии), а студентка Иванова – г-жой Меркель ( канцлером Германии), то скучную тему можно преобразить в «теледебаты». Группа делится на представителей CDU и SPD, которые за спиной своего лидера могут задавать, в том числе, и «неудобные вопросы». Такой сценарий применим на занятиях с будущими специалистами по PR-технологиям. Конечно, для того, чтобы воплотить эту благую идею в жизнь, преподавателю придется основательно подготовиться. Он должен стать идеологом, тактиком и стратегом этой деловой  игры. Только сумев правильно организовать процесс, преподаватель увидит положительный результат своих усилий.

     Согласно исследованиям многих лингвистов, ролевая (деловая) игра включает в себя три фазы: инструктаж, собственно игра и подведение итогов (отчет).

    Рассмотрим течение игры с точки зрения преподавания иностранных языков. На наш взгляд, специфика предмета (иностранный язык) позволяет добавить к заданному алгоритму еще две фазы: подготовка преподавателя и подготовка студента.

     Таким образом, при разработке деловой игры предстоит не только распределить роли, но, что самое главное, прописать все пять фаз игры и вовлечь студентов в процесс ее подготовки, а не только проведения. Студенты, увлеченные процессом подготовки деловой игры, с большим энтузиазмом будут в ней участвовать, а в перспективе моделировать другие разноаспектные ролевые деловые игры.

      Описание фаз деловой игры не входит в задачу данной статьи, что станет темой отдельного исследования.

Литература:

1. Alfred Riedl

Interaktive Lehr-Lern-Methoden:
Fallstudie, Rollenspiel, Planspiel, Zukunftswerkstatt und Szenario

Erschienen in: Larissa Korneeva (Hrsg.): Aktuelle Fragen des Fremdsprachenunterrichts, der interkulturellen Kommunikation und der Fachrichtung Übersetzung an der Hochschule. Sammlung von Beiträgen zur internatio- nalen wissenschaftlich-praktischen Konferenz. Jekaterinburg: UrFU (Uraler Föderale Universität), S. 104–114 (ISBN 978-5-321-02223-8)

2. Dr. Dietmar Ochs, Universität Siegen, Fachbereich Wirtschaftswissenschaft und Didaktik der Wirtschaftslehre.

 

http://www.lehrer-online.de/url/planspiel-im-unterricht 

 

3. Ulrich Baer, Remscheid / Köln. www.ulrichbaer.de

http://www.ulrichbaer.de/files/Planspiele-in-der-Schule.pdf