Методика преподавания языка и литературы

 

Шапауов Алиби Кабыкенович

Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова. Казахстан. shapau@mail.ru

 

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСКОГО киноискусствА

 

История рождения, становления и развития казахского национального киноискусства – явление сложное. Когда речь идет о первых исследователях киноискусства, рождении и формировании киносценариев, мы в первую очередь называем имена М.Ауезова, Б.Абызова, Ж.Жумаханова, К.Сиранова, К.Смаилова и т.д. В республиканской печати опубликованы статьи, изданы книги названных исследователей [1].

В трудах К.Сиранова можно встретить очень много сведений об искусстве кино, о документальном кино, кинодраматургии, радиодраматургии, о жанровых особенностях киносценария, о теоретических оценках, положительном решении практических результатов. К сожалению, говоря, что «И фильм «Амангельды» создан в это время, а точнее – в 1939 году. Его сценарий написали русский писатель Вс.Иванов, казахские писатели Б.Майлин и Г.Мусрепов, режессером был М.Левин. Роль Амангельды сыграл народный артист Казахской ССР Елюбай Умурзаков» [2,159], он допускает оплошность, будто до этого у казахского народа не было ничего касательно кино.

Профессор Д.Камзабекулы нашел в Ташкентском архиве рукописный вариант киносценария «Бекет батыр», написанного в 1922 году. Он подчеркивает: «Найденный нами в архиве киносценарий «Бекет батыр» - вещь, написанная в Туркестанской Автономной Республике. Автор неизвестен. Но известны те, кто поработал с киносценарием, внес поправки. Это – известный фольклорист Абубакир Диваев и видный ученый Халель Досмухамедулы. Судя по тому, что киносценарий был отдан на редактирование настоящим знатокам устной литературы, можно предпологать, что автором мог быть такой представитель русского народа, как А.Рязанов. Но утверждать трудно» [3,201]. Киносценарий из-за отсутствия средств не был сдан в производство. Но главное – он опровергает утверждение о том, что в истории Казахской ССР «искусство кино родилось в 1930-ые годы». Если учесть, что эти факты найдены в архиве частного лица, то приходится с сожалением констатировать: как много еще неизвестных сведений лежат нетронутыми, под слоем архивной пыли.

О рождении кино К.Сиранов в своей книге «Рассказы о кино» пишет: «28 декабря 1895 года. Столица Франции Париж в этот день стал свидетелем одного удивительного события. Интересная весть о том, что хозяин крупной фабрики по изготовлению оборудования для фотографирования Люмьер вдохнул жизнь в рисунки, заставил их двигаться», вмиг распространилась на весь большой город. Жаждущие увидеть «живые» рисунки не вместились в зал, поэтому они по очереди заходили в помещение. Демонстраторы «живых» рисунков не знали отдыха с раннего утра до глубокой ночи». То есть автор свидетельствует, о том что родиной кино является Европа.

В журнале «Голуб» («Көгершін»), который публикует переводы лучших зарубежных произведений, была напечатана небольшая любопытная информация исторического значения под рубрикой «Было ли кино 2000 лет назад?». В ней говорится: «На вопрос, смотрели ли кино люди, жившие много тысяч лет назад, любой из нас, бесспорно, ответит, что нет. Все же, если покопаться в истории, этот ответ окажется неверным. В 121 году до нашей эры, например, китайский фокусник Шао показывал императору Хань Ву Ти движущиеся изображения. Секрет этого движения в ту эпоху казался весьма занимательным, и был он связан с использованием ручного фонаря» [4]. Этот последний факт не раз публиковался на страницах зарубежной печати и наверняка близок к истине.

Если К.Сиранов говорит: «Основа любого фильма – литературный сценарий, поэтому кино начинается с литературы» [5,12], то профессор Р.Нургали приводит тоже весомый довод: «Вообще-то, кинодраматургия и театральная драматургия – близкородственные жанры. Тем не менее, известно, что явления жизни, картины действительности, вмещающиеся в экран, не могут быть перенесены в неизменном виде на сцену. Хотя требования, предъявляемые к диалогу, монологу, являются общими, между композицией киносценария и композицией пьесы есть много различий» [6,359].

К первым киносценариям казахской кинодраматургии относятся «Путь женщины» М.Ауезова, «Кыз Жибек» Г.Мусрепова. Ученый Р.Нургали пишет: «В национальной кинодраматургии М.Ауезов – один из первопроходцев. Фильмы «Райхан», «Песни Абая», поставленные по его сценариям – первые ласточки нового искусства...» [7,35].

Исследователь К.Сиранов в считает, что: «Показ на экране жизни и деятельности исторических личностей, видных общественных деятелей и полководцев, славных преставителей науки и культуры является главной задачей биографического жанра. В Казахстане увидели свет несколько биографических художественных фильмов. Это – «Абай» (1945), «Джамбул» (1952), «Чокан Валиханов» (1957) [8,160].

Документальные фильмы создаются по специально написанным литературным сценариям. Литературные сценарии документальных фильмов во многом отличаются от литературных сценариев художественных фильмов, у них даже творческие принципы разные. Основой документального кино является не предварительно выдуманный материал как в художественной кинематографии, а конкретная правда жизни, события и факты, имевшие место в действительности, поэтому создатели документального фильма – сценарист и режиссер – в плане художественного оформления этих событий и фактов не могут дать волю своей творческой фантазии, они размышляют в основном вокруг известного исторического материала. ...Самая главная задача произведений документального кино – не просто последовательное изложение известных, истинных событий и фактов, а интересный показ их внутреннего содержания, идейной философии с целью четкого их восприятия зрителем.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1.           Абызов Б. “Кинодраматургия - әдебиеттiң өзiндiк ерекшелiгi мол жанры”//Соц.Қазақстан.1956, 23 май; “Киносценарилерге жарияланған Бүкiлодақтық және республикалық конкурсте”//Соц.Қазақстан.1956, 15 январь; Ж.Жұмақанов “Әдебиетiмiздiң кенже жанры”//Қазақ әдебиетi. 1956, 29 июнь;  “Алматы  киностудиясының жаңа фильмдерi”//Соц. Қазақстан.1956, 23 декабрь;  С.Қирабаев “Кино искусствомызды өркендете берейiк”//Соц.Қазақстан. 1956,11 июль; Қ.Сиранов  “Советтiк Қазақстанның кино өнерi”(1966), “Кино туралы әңгiме” (Алматы: Жазушы, 1973); “Кино. Жылдар. Ойлар.”(Алматы: Өнер, 1983.

2.           Сиранов Қ. Кино туралы әңгiме. Алматы: Жазушы, 1973.

3.           Қамзабекұлы Д. Руханият.  Алматы: Бiлiм, 1997.

4.           Көгершiн” журналы, Алматы, N1, 2000, Б. 25.

5.           Сиранов Қ. Кино.  Жылдар. Ойлар. Алматы: Өнер, 1997.

6.           Нұрғалиев Р. Айдын. Алматы: Өнер, 1985.

7.           Нұрғалиев Р. Күретамыр. Алматы: Жазушы, 1973.

8.           Сиранов Қ. Кино туралы әңгiме. Алматы: Жазушы, 1973.