Магомедова М.М., к.ф.н. Таджибова Р.Р.

Дагестанский государственный университет, Россия

Лингвопрагматические особенности дискурса жанра

ток-шоу в английском и русском языках

Дискурс как лингвистическая категория представляет собой сложный и многозначный объект исследования, так как характеризуется как явление промежуточное между речью и общением, языковым поведением, с одной стороны, и фиксируемым текстом, с другой стороны.

Понятие дискурса трактуется разными лингвистами по-разному. На основании различных подходов к определению концепта «дискурс», можно сделать вывод о том, что дискурс - это текущая речевая деятельность, обслуживающая коммуникативную сферу, и возникающие в результате этой деятельности тексты, реализуемые в семиотическом пространстве с помощью вербальных и невербальных знаков, имеющие определенную структуру, жанровые особенности и прецедентный тезаурус.

Ток-шоу обладают своими жанровыми особенностями. По тематическому признаку выделяют политико-аналитические, развлекательные, интеллектуальные, детективные и пародийные ток-шоу. В соответствии с композиционной структурой ток-шоу состоит из зачина, развития, кульминации и развязки. Конститутивными признаками ток-шоу являются участники, хронотоп, цели, ценности, стратегии, тематика, жанры, прецедентные тексты, дискурсивные формулы, сценарность и драматургичность.

По мнению О.А. Лаптевой, важность изучения телевизионной речи состоит в том, что она позволяет представить своего рода «речевой портрет эпохи» – речь общества в ее социальных, возрастных, профессиональных, территориальных и культурных характеристиках, ибо круг лиц, участвующих в этом процессе, чрезвычайно широк [Лаптева 2003: 2]. Современное телевидение оказывает огромное эмоциональное и ментальное воздействие на носителя языка благодаря своей «разговорности», как результат нарастания «словесного вала». При этом все чаще используется «свежий» язык [Лаптева 2003: 3].

Изучение жанров ток-шоу показывает, что все выделенные выше модели взаимодействия коммуникантов, в большей или меньшей степени, воплощаются в рамках ток-шоу, в соответствие с тематикой ток-шоу, характера общения, мотивов и установок участников общения и многих других факторов, которые учитываются при создании конечного телевизионного продукта. Проанализировав указанные выше ток-шоу, нами были выявлены следующие коммуникативные стратегии телеведущего и гостей программы.  

Коммуникативные стратегии телеведущего:

1)                стратегия «неуклонного следования теме ток-шоу»,

2)                стратегия «вызова на откровенность»,

3)                стратегия «разъяснения».

Гости программы используют коммуникативные стратегии:

1)                 «самовыражения»

2)                «аргументирования».

Стратегия «неуклонного следования теме ток-шоу» проявляется в тактиках:

1)               введение темы: Today’s show is going to be focused on how racism has passed from one generation to next without even knowing it (The Oprah Winfrey show ”Racism” 1992)

2)                возвращение к теме: And it is we are talking about, whether or not you could be raising your child to be racist (The Oprah Winfrey show ”Racism” 1992)

3)               завершение тематического обсуждения, т.е. продумывание вывода: Thank you parents, thank you Ron, thank you Gloria, for being here (The Oprah Winfrey show ”Racism” 1992)

Стратегия «вызова на откровенность»  используется телекоммуникатором с целью выяснения отношения партнера к обсуждаемой теме. При этом телеведущий прибегает к использованию следующих тактик:

1) настаивание на вопросе: - You say that you are not prejudiced. What does it mean for you? - I don’t see any difference. - You don’t see any difference? - No, I don’t (The Oprah Winfrey show ”Racism” 1992)

2) переформулировка вопроса: Ron, you were raised how, about the racism? What were you told about people of color? (The Oprah Winfrey show ”Racism” 1992)

3) перебивание партнера: - How did your parents raised you? - That I’ll be killed… - (перебивая) -If? -If I interact with differ races (The Oprah Winfrey show ”Racism” 1992)

Стратегия «разъяснения» реализуется в следующих тактиках:

1) формулирование вывода за партнера: - So you try to hide him, this big old guy. -Yes. - So that your grandmother couldn’t see him. - Yes (The Oprah Winfrey show ”Racism” 1992)

2) повтор реплик партнера: - If I interact with differ races. - If you even interact with differ races (The Oprah Winfrey show ”Racism” 1992) и др.

Стратегия «самовыражения» используется гостями программы для наиболее полного проявления себя в качестве языковой личности, умеющей точно и полно выразить свое отношение, свою позицию в отношении обсуждаемой проблемы. Для этого гости программы прибегают к тактикам развернутого ответа:

- How much did you live on a day? - I lived on about 13 dollars a day, 10 dollars go to rent a car, 1 dollar to a food. - Why do you look so good? - I do my own nails, I do my own hair, I do my own make-up (The Oprah Winfrey show “Why Are These Women Now Homeless” 2010) или односложного ответа: - Is it true that sometimes you even don’t sleep for days? - Yes. - In the car? - Yes. - How long did you serve? - 10 years (The Oprah Winfrey show “Why Are These Women Now Homeless” 2010)

Стратегия «аргументирования» используется гостями программы для приведения аргументов, доказывающих правильность их точки зрения по обсуждаемой проблеме и привлечения на свою сторону остальных участников телеобщения. Для реализации данной стратегии зритель использует такие тактики как приведение аргументов «за» и «против»: You know, my first thought was its happened. It was my worst nightmare. But the next thought was it’s happened and I’m ok and I’m fine the way I am (The Oprah Winfrey show ”Inside Fascinating lives. Secret millionaire” 2011) и повтор реплик: - Did you think that you ever slow down? - We don’t want to slow down, honey. - No, you don’t. - No, we don’t (The Oprah Winfrey show ”Inside Fascinating lives. Secret millionaire” 2011).

Анализ ток-шоу «Пусть говорят» показал, что в отечественном ток-шоу, телеведущим и телезрителями используются те же стратегии, что и в передаче «The Oprah Winfrey Show», ср.:

Стратегия «неуклонного следования теме ток-шоу» проявляющаяся в тактиках

1)               введение темы: В свои 15 лет Таня Гинтер из Омска уже алкоголичка со стажем. Начала она пить с 10 лет. (Пусть говорят ”Детское пьянство” 2012)  

2)               возвращение к теме: В эфире ”Пусть говорят” и в центре истории Таня Гинтер, которая начала пить в 10 лет (Пусть говорят ”Детское пьянство” 2012)  

3)                завершение тематического обсуждения, т.е. продумывание вывода:

Я только надеюсь, что эту программу смотрят родители, чьи дети стоят на улице, пьют Ягуар, те, кто продают им эти напитки, но это отдельная история, чтобы они были более внимательны к тому, что происходит в жизни их детей. Вы можете остановить это прямо сейчас (Пусть говорят ”Детское пьянство” 2012)  

Стратегия «вызова на откровенность»:

1) переформулировка вопроса: - Скажи, как все началось? Когда это было в первый раз, так что ты это запомнила? (Пусть говорят ”Детское пьянство” 2012)  

Стратегия «самовыражения». Для этого зритель прибегает к тактикам:

1) развернутый ответ: - Сколько максимально ты можешь выпить? - Ну, если я пью Ягуар, например, то банок 6-7 точно могу выпить, ну а если пиво, то вообще…

2) односложный ответ: - Сколько тебе было лет? - 10. - Мама была еще жива? - Да. 

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что в «Пусть говорят» имеют место быть следующие тактики: встречный вопрос и перебивание партнера, уклонение и отказ от ответа, в то время как в «The Oprah Winfrey Show» наблюдается их отсутствие. Встречный вопрос и перебивание свидетельствуют о более низком уровне культуры, потому как нормы и правила поведения в обществе не приемлют такое речевое поведение.

Уклонение и отказ от ответа свидетельствуют о нежелании идти на контакт, что приводит к возмущению со стороны партнера по коммуникации, следовательно, к  конфликтным ситуациям.

Тактика уточнение вопроса не представлена в дискурсе телеведущих в обеих передачах, что говорит о профессионализме телекоммуникатора, способного задавать точные и понятные вопросы, не требующие уточнения.

Стратегии ведущего направлены на раскрытие темы, на разъяснение и интерпретацию смыслов высказывания партнеров по коммуникации. При этом ведущий высказывает свою точку зрения, оценивает или комментирует поведение партнера.

Стратегии гостей программы направлены на самовыражение и аргументирование своих слов с целью проявления себя в качестве яркой коммуникативной личности.

Данные стратегии были выявлены в обеих телепередачах. Однако наш анализ выявил отличительные стратегии ток-шоу «Пусть говорят», несвойственные передаче «The Oprah Winfrey Show». Первым отличительным признаком отечественного ток-шоу явился его скандальный характер, выражающийся в использовании конфликтной стратегии. Успех этого шоу связан со спецификой построения этой передачи, основанной на агональной коммуникативной тональности, которая является организующим началом дискурса передачи. На ток-шоу «Пусть говорят» поднимаются злободневные вопросы, затрагивающие непосредственные жизненные интересы слушателей, результатом чего является напряжение, царящее в студии. А. Малахов демонстрирует ярко выраженное стремление к коммуникативному лидерству, напрямую оценивает, а нередко и подавляет участников передачи.

Такое поведение телеведущего не свойственно ток-шоу «The Oprah Winfrey Show». Как уже было отмечено ранее, личность и манера общения Oprah Winfrey предполагает дружеское общение, где и телеведущий, и гость программы равны.  

Еще одной отличительной стратегией является «вовлечение зала в коммуникацию»: А ты не боишься, что ты ребенку своему жизнь сломал? - А вы вообще молчите, блондинка!  

Эти конфликты зачастую сопровождаются использованием нецензурной лексики, применением грубой силы, участники нередко демонстративно покидают студию, круша аппаратуру. По словам руководителей программы, такие конфликтные стратегии необходимы для поддержания интереса публики, что, в свою очередь,  повышает рейтинг программы.

Вместе с тем, наблюдения показывают, что для решения подобных проблем совсем не обязательно прибегать к крайним конфликтным формам поведения (дракам, скандалам, оскорблениям), поскольку такие формы только провоцируют дополнительную агрессию в обществе, насаждают неуважение к ближним, повышают уровень вседозволенности.

Литература:

1.      Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте. – М.: УРСС, 2003. – 520 с.

2.      Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: Институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. – Волгоград: Перемена, 2000. – С. 5 – 19.

3.      Поберезникова Е.В. Взаимодействие с телезрителем. Эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения: Автореф. дис…канд. филол. наук. – М., 2000. – 26 с.

4.      Rassell N.W. The Psychology of the New Media // Television for the 21st Century. The New Wave. –Washington D.C.: The Aspen Institute, 1993. - 213 р.

5.      Storey J. Cultural Studies and Popular Culture. – Edinburgh, 1998. - 321 p.

6.                  Агуреев А. Ток-шоу по-американски // Независимая газета. [Электронный ресурс] – 2003  – [Режим доступа] – Свободный. – Загл. с экрана. – (http://www.ng.ru/tv/2002-03-29/12_genre.html ) – Яз. рус.