7.Язык, речь, речевая коммуникация.

Засемкова К.В.

Лесосибирский педагогический институт –

филиала Сибирского федерального университета

Научный руководитель Бахор Т.А.

ЛПИ – филиал СФУ, г. Лесосибирск, Россия

 

Изучение художественных полотен как средство повышения у обучающихся интереса к культуре Великобритании

 

В процессе обучения бакалавров педагогического образования большое внимание уделяется формированию у студентов компетенций, способствующих проведению выпускниками культурно - просветительской деятельности в средних общеобразовательных школах. Эта тенденция сохраняется и в проекте ФГОС ВО направления 44.03.01 Педагогическое образование  [1], что  активизирует поиск соответствующих форм учебной деятельности в вузе.

  Состав студентов Лесосибирского педагогического института позволяет говорить о том, что молодые люди стремятся  повышать свой культурный уровень. 10% обучающихся в вузе посещали, будучи школьниками,  детские художественные и музыкальные школы, театральные студии, спортивные секции и др.  В рекреациях и аудиториях, в которых чаще всего занимаются студенты, обучающиеся по профилю «Иностранный язык», регулярно устраиваются выставки художников  Великобритании, картины которых становятся предметом изучения на занятиях по таким дисциплинам как «Мировая художественная культура», «Культурология», «Лингвострановедение», «Практическая риторика» и др.

Особенно эффективным стал проект «Выставка одной картины», в процессе которого многосторонняя работа студентов направлена на интерпретацию  какого-либо полотна известного английского художника: Джошуа Рейнолдса «Портрет полковника Джона Хейса Сент-Леже», Джона Констебла «Телега для сена», Уильяма Тернера «Шторм» и др.

В процессе интерпретационной деятельности изучаются материалы, характеризующие эпоху создания картины, воссоздаются этапы биографии и творчества художника, воспоминания о нем современников, ведется поиск наиболее емкого и точного высказывания о манере письма творца и т.д. Работал целый коллектив «экскурсоводов», пытающихся понять замысел художника, увидеть, как этот замысел реализуется в композиции полотна, основных персонажах, в цвете, свете и т.д. Первые экскурсии становятся своеобразными мастер-классами, т.к. студенты слушают друг друга,  дополняют, убеждают в своей версии, извлекают интересные сведения о художнике и эпохе. И только составив текст выступления экскурсовода, начинают работать со студентами младших курсов и  школьниками.

Так, картина У. Тернера , более известная широкой публике под названием «Шторм»,  иногда выставляется под другим названием: «Голландские рыболовные лодки во время шторма». С размышления о том, какой из этих названий более подходит этому полотну, и началась работа студентов  по его изучению. Они обратили внимание на композицию картины, ее «густонаселенность»,  акцент художника на лодках, отсутствие одной какой-либо выделяющейся детали, связанность и перекличку отдельных образов друг с другом. Все это позволило  начинающим экскурсоводам сделать считать  название «Голландские рыболовные лодки во время шторма» более соответствующим замыслу художника.

Не осталось без внимания и цветовое решение темя. Темный цвет неба перекликается с темным цветом моря по краям картины, тогда как в центре ее – множество оттенков разъяренных добела волн. Рыбаки изо всех сил стараются удержать на виду друг у друга разметаемые штормом лодки. Самым ярким пятном на картине является большой накренившийся парус, притягивающий взоры рыбаков. Этот парус выдел светом, которого, кажется, не может быть при такой погоде, но лучи небесного света проникли сквозь тьму туч, чтобы поддержать людей. И хотя создается впечатление, что море стремиться достичь неба и поглотить его, все же небо не сливается с морем, оно главенствует в картине. Известно, что У. Тернеру приходилось часами лежать на дне лодки, плавая в открытом море, глядя на небо. Любопытен и тот факт, что собственную галерею, где планировал в 1804 г. выставлять свои лучшие картины, художник открыл демонстрацией полотна «Караблекрушение».

Такое внимание художника  к деталям не может  не привести зрителей  к пониманию аллегоричности всего изображения. Основание для этого – в архетипических образах самого полотна У. Тернера: море и небо, лодки и рыбаки,  парус и руль, небесный свет. Все это отсылает нас к христианским символам человеческой жизни, воплощающим отношение человека и Бога. Свет-  знак победы над тьмою, спасения даже в самой бездне, т.к. в христианстве свет, особенно луч света, - знак нисхождения божьей благодати, духовного прозрения человека.

Мотив и образы  рыбной ловли в мировой культуре  соотносятся с принятием христианства (Христос научил своих учеников быть «ловцами человеков»). Возможно,  на это указывает  на картине У. Тернера расположение лодок - в виде креста. Сам же крест знаменует собой судьбу человека, власть божественных сил над его жизнью. На наш взгляд,  важно и количество человек, находящихся  в освещенной светом лодке: семь  рыбаков борются за жизнь. Так сквозь  фантастико-романтический сюжет этого полотна проявляется глубокое философское начало. А пристрастие художника к цветовым и световым эффектам лишь усиливает такую интерпретацию.  Проведение части экскурсии на английском языке способствует активизации учебной деятельности, формированию у студентов  общекультурных компетенций.

Литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование URL: edu.tltsu.ru›sites/sites…html…44_03_01_050100.doc