к.ф.н. Ашимова А.Ф.
НОУ ВПО
«Социально-педагогический институт», Россия
Языковой анализ дискурсивной структуры романа «Доктор
Живаго» Б.Л.Пастернака
Членение художественного текста на абзацы
подчинено композиционно-стилистическому принципу; при этом композиционная часть
подчинена задачам реализации структурирования текста, а при определении
стилистического фактора учитывается доля авторской субъективности и
объективности в отражении информации. В связи с этим членение текста на абзацы
является одним из наиболее ярких показателей авторской стилистики. Абзац может
включать в себя разное количество синтаксических единиц, вследствие чего длина абзаца может быть
различной. Идиостилю Б.Пастернака свойственно использование незначительных по
объему абзацев, включающих 2-4 синтаксических единицы.
Языковой анализ дискурсивной структуры
романа показывает, что заключительные фрагменты глав писатель, как
правило, оформляет абзацами, совпадающими с диктемами или включающими
несколько диктем.
Выделение заключительного абзаца,
совпадающего с диктемой, обусловлено рядом причин, а именно:
- итоговым ограничением микротемы;
- эмоционально-энергетической
концентрацией информации;
- невозможностью дальнейшего линейного
распространения текста в рамках данной структуры.
У Б.Пастернака прослеживается реализация
всех данных характеристик. Исследование заключительных диктем, совпадающих по
объему со структурно-смысловыми рамками абзаца показало, что общее количество
таких диктем составляет в первой книге 35 эпизодов (28,5%), а во второй книге –
32 эпизода (29,3%). Иными словами, количественный состав заключительных диктем,
сопоставимых с абзацным членением текста, в обеих книгах приближается к трети
всех заключений романа, что свидетельствует о том, что дискурс ориентирован
автором на абзацную фрагментарность
текста.
Совпадение заключительных диктемы и абзаца
происходит за счет единения всех текстовых и языковых функций как
композиционно-стилистического, так и семантико-аналитического планов. Поэтому
каждый заключительный абзац-диктема включает в свою структуру аналитическую
часть, то есть ту, в которой автор
интегрирует пояснение, и итоговую, завершающую и смысловое поле диктемы и всего
предыдущего текста. Для иллюстрации данного положения достаточно обратиться к
заключительным диктемам одной главы, например, «Лесное воинство»:
*
Ему мироволил партизанский начальник Ливерий Микулицын, клал его ночевать в
свою палатку, любил его общество. Юрий Андреевич тяготился этой навязанной
близостью [II, 11, 1].
* Он
и фельдшер выходили мальчика. Когда Ранцевич вполне оправился, они отпустили
его, хотя он не таил от своих избавителей, что вернется в ряды колчаковских
войск и будет продолжать борьбу с красными [II, 11, 4].
Первая иллюстрация завершает главу о
пребывании Юрия Андреевича в плену у партизан, откуда он трижды совершал
неудачные попытки бегства. Завершающий абзац-диктема в первой своей
(аналитической) части объясняет отсутствие наказания: ему мироволил командир отряда. Далее автор вводит пояснение, насколько
простиралась эта милость и почему: доктор вынужден был ночевать в палатке у
командира, так как тот любил его общество. Вторая синтаксическая единица
завершает диктему и всю главу: доктор тяготился обществом партизанского вожака.
В результате анализа лексического состава, мы обратили внимание на семантику
концепта «близость». Данный концепт
выражает в анализируемом тексте не только физическое нахождение предметов друг
возле друга, но и наличие у них особой
внутренней связи. Б.Пастернак в первой синтаксической единице использовал
лексему «общество», то есть то, что
Микулицыну доставляло удовольствие находиться рядом с доктором и общаться с ним. Это возможно было только в
период отдыха, следовательно, командир должен был общаться со своим
доктором-пленником, беседовать с ним, вызывать его на откровенность или откровенничать самому. Именно поэтому во
второй лексической единице появляется концепт
«близость», так как ночные разговоры «по душам» тяготили и были неприятны
доктору, вынужденному подчиняться. Таким образом, вся диктема представляет
собой в структурном плане завершающий фрагмент всей главы, а в стилистическом –
усиливает безысходность состояния доктора Живаго.
Вторая иллюстрация завершает главу о бое,
в котором принял участие доктор и в котором он вынужден был стрелять в
белогвардейцев. Именно в этой главе Живаго находит на теле убитого партизана и
у белогвардейца один и тот же девяностый псалом, долженствующий защитить воина
от гибели. Автору удалось так мастерски сконструировать текст, чтобы читатель
мог сконцентрировать внимание на одном
из наиболее эмоционально-энергетических, эмотивных эпизодов романа.
Завершает данную главу абзац-диктема, где доктор подпольно вылечил и помог уйти
мальчику-белогвардейцу. Здесь, так же, как и первом эпизоде, в первой
синтаксической единице и первой части второй единицы автор предлагает читателю
краткое пояснение ситуации, а вторая половина синтаксической единицы «он не
таил от своих избавителей, что вернется в ряды колчаковских войск и будет
продолжать борьбу с красными» представляет краткое резюме – мальчик-враг
опять отправился на войну. Автор не детализирует информацию, так как
конкретизация в данном фрагменте текста в подробности не представляет для автора и, соответственно, для читателя
никакой содержательной ценности, в которой имплицирован факт милосердия
наперекор противостоянию. Данная диктема заключает один из эпизодов жизни
доктора Живаго среди партизан, но одновременно не только подводит итог
фактической информации, но и представляет дополнительные детали,
характеризующие главного героя.
Таким образом, идиостиль Б.Пастернака
отличает предельная языковая концентрация структурирования заключения.
Абзац-диктема минимальными лексико-синтаксическими средствами завершает
смысловое поле художественного текста. При этом автор не вносит в
заключительное повествование второстепенных художественных деталей и авторских
размышлений, вследствие чего достигается максимальная семантико-прагматическая
концентрация информации.
Литература:
1.
Блох М.Я. Диктема в
уровневой структуре языка // Вопросы языкознания. - 2000. - № 4. - С. 56-67.
2.
Пастернак Б.Л. «Доктор
Живаго».- Баку, МААРИФ, 1990. С.560