Филологические науки/9. Этно-, социо- и психолингвистика

 

К.ф.н. Абрамова Е.С.

Белгородский государственный университет, Белгород

КОНЦЕПТ «РОССИЯ» В ЗЕРКАЛЕ

КОГНИТИВНОЙ (АНТРОПОМОРФНОЙ) МЕТАФОРЫ

 

В современном российском массмедийном дискурсе отразился путь социальных преобразований, духовно-нравственных и идейных поисков, который прошло российское общество за последние десятилетия. Массмедийный  дискурс, понимаемый как процесс воспроизводства и объективации в массмедиа социально доминантных принципов восприятия и интерпретации формулируемых смыслов, а также социально-регулятивный механизм, направляющий общественное сознание посредством создания и тиражирования в массмедиа социально значимых смыслов и оценок [1, с. 20], выстраивается вокруг ключевых концептов.

В поле данного исследования находится концепт «Россия», отражающий движение доминирующих смыслов и характер их языковой объективации в процессе осознания российским обществом своего культурного пространства в условиях меняющегося под влиянием внутренних и внешних факторов общественного сознания.

В современном социокультурном контексте журнал «Родина», нацеленный на осмысление культурных и духовно-нравственных основ российского общества, его сегодняшнего дня и его роли в истории человеческой цивилизации, приобретает особую значимость и востребованность как одно из самых серьезных, интеллектуальных и авторитетных научно-просветительских периодических изданий.

Целью настоящего исследования является когнитивный анализ метафорических моделей концепта «Россия», в частности антропоморфной метафоры, и выявление характера их объективации в современном массмедийном дискурсе (на материале журнала «Родина» за 2000 – 2014 гг.).

Выбор исследования данного концепта обусловлен тем, что он является ключевым концептом дискурса современных массмедиа и общественного сознания современных россиян.

Как показывает проведенный нами анализ контекстов, наиболее востребованной становится антропоморфная метафора, получающая свою интерпретацию в двух основных метафорических моделях: «Россия организм», «Россия болезнь».

Под метафорической моделью мы понимаем «существующую или складывающуюся в сознании носителей русского языка схему связи между понятийными сферами, которую можно представить формулой X – это Y» [2, с. 64]: первый предмет осмысляется посредством второго, имеющего типовые признаки, которые являются основой осмысления первого.

Рассмотрим модели подробнее.

«Россия организм»

Осмысление России обнаруживается в частотности соматизмов глаза, сердце, лицо, руки, ноги и других, так как картина социальной действительности концептуализируется современным российским человеком согласно своей «наивной» классификации (в виде органов, частей тела, физиологических действий). В метафорической модели, в которой Россия отождествляется с «организмом», выделяются следующие группы: (1) физиологические органы; (2) части тела; (3) физиологические действия.

(1)             Соматические метафоры нередко используются при характеристике статуса участников социально-политической деятельности. Ср.: «Конечно, люди уже видели, что правящие верхи вступили в общество потребления, что те, кто у власти, бесстыдно обогащаются на глазах обнищавшего народа» (2006, № 8); «В прошлом году (2007) произошло воссоединение Русской Православной Церкви в Отечестве и за рубежом… То, что происходило на наших глазах, с участием руководства страны, – насущный и справедливый шаг» (2008, № 9); «Нижегородчина воспринимается как сердце России. И причиной тому не только географическое положение региона посреди русских областей… Духовный облик края, суть его духовной истории лучше всего могут быть переданы через понятие сердцевины православного Русского мира» (2014, № 2). Участники социально-политической жизни, уподобляясь организму человека, имеют глаза, функции которых состоят в оценке жизнедеятельности организма. Сердце же обеспечивает его общую жизнедеятельность.

(2)             В исследуемом журнале становятся востребованными такие соматизмы, как руки, ноги, лицо, тело и др. Одна из функций метафорических ног держать тело в равновесии, с помощью метафорических рук субъект выполняет различные действия и т.д. Ср.: «Через шесть лет после шоковой терапии и болезненного обесценения  сбережений рухнула государственная финансовая пирамида, и обломки ее обрушились прежде всего на тех, кто уже встал на ноги» (2006, № 8); «Махнув в конце концов рукой на изначальный замысел системного обновления, власть решалась ограничиться какой-то одной определенной сферой или одним “мегапроектом”» (2011, № 1).

(3)             Социально-политические действия метафорически обозначены как физиологические: заглушить стоны, бить себя в грудь, остановиться у последней черты, потянуться к живительному источнику, столкнуться с комплексом проблем, оплевывание русской истории, гибель нации, сближение России и Запада. Ср.: «Россия оказалась перед лицом угрозы полного уничтожения, а обвинения патриотических сил в великорусском шовинизме и империалистических наклонностях это всего лишь мерзкий способ заглушить последние стоны умирающей жертвы» (2006, № 6); «Необходимо покончить  с манией самобичевания и оплевывания русской истории. Русские больше, чем другие народы, склонны бить себя в грудь и признавать собственную вину» (2006, № 6). Данные метафоры отождествляют социально-политическую жизнь с физиологическими действиями.

Метафоры представленной модели имеют эмотивные смыслы, связанные с оценкой России как единого государства-организма.

«Россия болезнь»

Осмысление России обнаруживается в использовании лексики, метафорически обозначающей «болезни» российского социума, которые являются следствием «коллективной амнезии», «обморока национального самосознания», «коричневой чумы», «очагов межнациональной напряженности»: раковая опухоль, не выживет, перелом, реанимация, агония, надлом, опустошение, отторжение трансплантированного органа, вымирает, нежизнеспособность, шоковая терапия, стимулирование, оздоровление, лекарство, инъекции, переживает, залечивает боль и др. В представленной метафорической модели выделяются следующие группы: (1) диагноз; (2) состояние больного; (3) способы лечения.

(1)             В данной группе метафор Россия уподобляется различным «болезням»: физическим и психическим. Ср.: «Поскольку профессиональная история в современной российской культуре занимает более или менее изолированную позицию, а популярная история еще только складывается, коллективная память о советском прошлом больше походила до сих пор на коллективную амнезию» (2006, № 6); «“Обморок нашего национального самосознания” – так определил это состояние А.И. Солженицын. Писатель сравнил распад Советского Союза с национальной катастрофой XIII века – нашествием монгольских полчищ» (2006, № 4). Подобные метафоры отражают следующие прагматические смыслы: России необходимы социально-политические и экономические преобразования, которые будут способствовать ее возрождению.

(2)             На страницах журнала «Родина» состояние больной России, ее социально-политических и экономических институтов метафорически представлено как неадекватная реакция, кризис, залечивает боль, способность к выздоровлению и др. Ср.: «В 1993-м люди из той же “прослойки” также активно выражали свой протест, свою обиду за ущемленное национальное чувство, защищая империю и ее прошлое. Тогда эти события называли “красно-коричневым путчем”, что было неадекватной реакцией» (2006, № 8); «Глобальный кризис, начавшийся с ипотечного рынка США и развернувшийся в мировой банковско-финансовой сфере, болезненно сказался на состоянии зависимой от кредитного обеспечения… строительной отрасли и связанной с ней сферы ЖКХ» (2009, № 3); «Во времена преодоления кризисов, выпавших на долю России, всех мыслимых и немыслимых трудностей и собственных сомнений, в периоды сложных дискуссий главной нашей опорой, главным стимулом и стержнем всегда оставалась и остается любовь к малой родине, желание жить и работать ради ее процветания» (2012, № 8).

(3)             При лечении болезней используются лекарство и инъекции, иногда становятся необходимыми стимулирование, очищение, поддержка и поиск себя, но чаще всего для оздоровления требуются диалог и сотрудничество. Ср.: «Стоит акцентировать внимание не только на выборных процедурах, но и на создании условий и стимулировании общественной активности в русле решения поставленных задач» (2005, № 1); «Стратегия спортивного развития современной России предполагает прежде всего формирование прочного фундамента будущих успехов: в итоге вся спортивная система (и успехи великих чемпионов как ее вершина) направлена на оздоровление атмосферы в обществе в целом и в молодежной среде в частности» (2008, № 9); «Из Нижнего прозвучал голос Козьмы Минина, звавший к единству ради очищения и освобождения родной земли. Это была не политическая программа, а призыв к жертвенному служению во имя веры» (2014, № 2). Прагматические смыслы данной группы метафор следующие: необходимо бороться с болезнями российского общества, используя для этого различные способы лечения.

Следует подчеркнуть, что антропоморфная метафора, обладающая востребованностью когнитивных образов, что обусловлено детальной структурированностью сферы-источника, продолжает оставаться универсальным средством осмысления социально-политической и экономической действительности: в период социальных преобразований Россия-организм сталкивается с комплексом «болезней», мешающих ее социально-политическому, экономическому и духовно-нравственному возрождению, поэтому необходимо использовать различные способы лечения (оздоровления).

В заключение отметим, что анализ особенностей метафорической репрезентации концепта «Россия» в современном массмедийном дискурсе (на материале журнала «Родина» за 2000 – 2014 гг.) позволяет обнаружить векторы духовного осмысления современным россиянином своего социального пространства и выявить способы его языковой объективации.

 

Литература:

1.     Полонский,  А.В. Сущность и язык публицистики / А.В. Полонский. – Белгород:  Политерра, 2009. – 238 с.

2.     Чудинов А.П. Политическая лингвистика (общие проблемы, метафора): учеб. пособие / А.П. Чудинов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гуманит. ин-та, 2003. – 194 с.