Философия/6. Философия науки

 

Лойтаренко М.В., аспирант кафедры философии

Таганрогский государственный педагогический институт, Россия

 

ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

 

Еще в рамках философии науки середины XX в. проблема сложности анализа исторического времени была не только поставлена, но и были намечены основные пути, по которым пройдет сама реализация этой проблемы.

Во-первых, это связано с рассмотрением точных методов в описании хронологии, темпоральных событий и адекватных им интервалов времени в контексте соответствующего исторического изменения. Во-вторых, речь идет о своеобразной периодизации истории, выделение в ней эпох и периодов, имеющих региональное и эпохальное значение. В-третьих, речь идет о конструировании своеобразной хронологической системы и определении ее в рамках своеобразных правил перевода, которые позволяют сопоставлять с этой системой существующие локальные хронологии. В-четвертых, анализ существующих представлений о времени напрямую связывается с пространством и условиями трансформации взглядов на проблему времени.

Из этого следует проблема неоднородности понимания исторического времени, что связано со следующими основными моментами: прежде всего, время различных исторических периодов или эпох, естественно, различно. На первое место здесь выходит категория длительности исторического времени, которая действительно оказывается различной как для формационного подхода, так и, например, для цивилизованного подхода. С другой стороны, внутри цивилизации или формации время также не будет однородно. Для одних исторических событий оно различно, для других можно допустить достаточно сильную теоретическую идеализацию: что оно одно и то же. В-третьих, нельзя отвергать, что исторические процессы имеют свой ритм, темп, и это связывается не только с изменением представлений о времени, но, в большей степени, с замедлением реального объективного времени: то есть, исходя из данных современной науки, человек вправе предложить, что его виртуальный переход из одной социально-культурной сферы в другую, более развитую, означает, что он начинает жить более интенсивно в этой сфере, а если виртуальная реальность позволяет ему вернуться в прежнюю сферу, то он начинает жить менее интенсивно.

Речь идет о том, что историческое время, впрочем, как и историческое пространство, являются явлениями релятивными. При этом, соответственно, возникает вопрос об адекватности существующих единиц отсчета времени. Представляется, что более адекватными будут единицы, которые берут за основу исторические события в рамках эпохальных исторических изменений. Например, в рамках формационного и цивилизованного подхода следует сказать, что различные формации и цивилизации в обычном календарном исчислении занимали различные хронологические интервалы, которые к тому же изменялись при их рассмотрении относительно различных социумов. Поэтому выбор своего рода универсальной единицы оценки позволяет говорить о том, что таких единиц должно быть столько, сколько существует тех же самых цивилизаций и формаций.

Современные историки-исследователи уже достаточно давно перестали использовать те хронологические представления, которые касаются скорее современности, чем исторического прошлого. То есть речь идет о том, все исторически образовавшиеся хронологии весьма условны. Но речь идет не столько о релятивности времени, сколько о том, что каждая историческая эпоха образована хронологической системой в рамках ее генезиса и конкретных эпистемологических задач. Историческое время предполагает своеобразные условия построения исторических представлений. Это означает точное понимание того, что исторические события и исторические изменения происходят в рамках подчинения общему историческому изменению, естественно, в контексте реального времени. Иногда понятие «историческое время» употребляется в не совсем научном контексте, и об этом нельзя не сказать, так как это не единичный факт. То есть, в этом случае историческое время связывается с интенсивностью общезначимых исторических событий. При этом речь идет о том, что в реальности исследуется интенсивность, общезначимость, глубина, ритм исторических событий, исторических процессов. Но речь идет не о времени как таковом в плане его сущностной характеристики, которая присуща объективной реальности. Это вполне справедливо, так как шкала времени, независимо от того, применяется ли она к социальным или естественнонаучным явлениям, должна определять объективные реальные условия и такое же реальное время, в рамках которого можно зафиксировать историческое изменение.

Заметим, что представления об историческом изменении и историческом времени могут меняться в разные исторические периоды, могут быть, естественно, различными в рамках различных философских и исторических школ, однако само реальное время должно подчиняться собственным реальным законам. При этом реальная история социума не знает таких скоростей исторических изменений, которые позволяют говорить о релятивности исторического времени. Историческое время и историческое изменение предполагают и ту связь, которая заключается в том, что разделение исторического времени на определенные этапы производится в точности с исторически общезначимыми событиями, то есть с выделенными системами определенных событий и, естественно, с конкретными исследовательскими задачами, а также концептуальными вариантами, которые использованы при их решении. Феномен исторического времени возникает как отображение объективного реального исторического времени тождественного по своей сущности времени вообще. Однако следует учитывать, что эта особая абстракция, которую следует принимать в рамках исторического исследования с учетом определенных мировоззренческих, методологических и теоретических установок.