КРИТИКА БРИТАНСКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА

НА СТРАНИЦАХ «ВЕСТНИКА ЕВРОПЫ»  

Козьминых Е.С. 

НОУ ВПО «Западно-Уральский институт экономики и права»,

г. Пермь, старший преподаватель кафедры

государственно-правовых дисциплин

 

Аннотация. Статья посвящена критическому анализу общественно-политических идей Г. Спенсера на страницах «Вестника Европы». Выступая за свободы и права личности, правовое государство, российские либералы рассматривали проблемы государства и права в тесной связи с проблемой нравственности. «Вестник Европы» явился предшественником нового социального либерализма в России, в отличие от                   Г. Спенсера, подчёркивал необходимость социальной политики государства. 

 Ключевые слова: свободы и права личности, нравственность и право, правовое государство, индивидуализм, социальный либерализм

I. Введение. Сложный процесс развития российской общественно-политической мысли, в частности, либерализма, разработки важнейших проблем государства и права в отечественной политической и правовой науке, публицистике привлекал и продолжает привлекать внимание многих исследователей. Одним из важнейших аспектов исследовательского процесса является анализ влияния на российских либералов опыта тех стран, где сформировался либерализм классического типа, прежде всего Великобритании.

Основную источниковую базу статьи составляют материалы либеральных авторов на страницах «Вестника Европы». Кроме того, существенным источниковым комплексом является переписка редактора «Вестника Европы» («М.М. Стасюлевич и его современники в их переписке».  В 5 томах. СПб, 1911-1913), материалы архивного фонда М.М. Стасюлевича и редакции «Вестника Европы» (Пушкинский Дом в С.-Петербурге). Деятельности редакции журнала посвящены работы А.А. Алафаева, В.Е. Кельнера, В.А. Китаева, Н.А. Розмановой, Е.В. Артемьевой, А.В. Кайль и др., помогающие ориентироваться в многогранном наследии «Вестника Европы»1.

II. Постановка задачи. Основная цель данного исследования состоит в том, чтобы исследовать восприятие британского классического либерализма российскими либералами второй половины XIX в., проследить роль интеллектуального наследия классического британского либерализма в становлении либеральной идеологии в пореформенной России. В связи с этим можно выделить основные методы работы: сравнительно-исторический метод, политический и политико-философский анализ, историко-генетический анализ, индивидуально-психологический анализ (речь идёт о личностях).  Представляется эффективным метод исследования «очагов либерализма» в пореформенной России (противостоящий традиционному методу исследования «по персоналиям»). Таким «очагом» явилось крупнейшее российское периодическое издание либеральной направленности - «Вестник Европы»,

III. Результаты. Англия привлекала внимание российских политических мыслителей, прежде всего, как родина европейского либерализма с давней либеральной традицией, развитой политической системой. Британский классический либерализм представлен такими выдающимися мыслителями и политическими деятелями, чьи взгляды и деятельность всесторонне и глубоко исследовалась на страницах «Вестника Европы», как А. Смит, Д. Рикардо, И. Бентам, В. Беджгот, Джеймс Милль, Д.С. Милль, Д. Остин, Г. Спенсер и др. Знаковой фигурой британского классического либерализма явился Герберт Спенсер (1820-1903) – английский идеолог либерализма, крупнейший представитель английского социологического позитивизма.

Наибольшее число публикаций в «Вестнике Европы» о Г. Спенсере приходится на 1870-1880-е годы, когда Великие реформы Александра II активизировали российское общество, политическую мысль, период формирования в России гражданского общества, подъема освободительного движения. В данный период «Вестник Европы» являлся центральным печатным органом российского либерализма, трибуной, сыграл большую роль в выработке либерального преобразовательного проекта. 

Издавался «Вестник Европы» в С.-Петербурге с 1866 по 1918 гг. (в 1866–1908 гг. журнал издавал и редактировал М.М. Стасюлевич, в 1908–1916 гг. – издатель М.М. Ковалевский, главный редактор К.К. Арсеньев). В журнале активно сотрудничали многие ведущие публицисты и общественные деятели либерального направления (К.К. Арсеньев, А.Д. Градовский, К.Д. Кавелин, М.М. Ковалевский, Л.З. Слонимский, Ф.Ф. Воропонов, В.Ф. Корш и др.).   

Изучая политическую жизнь и государственное устройство стран Западной Европы, либеральные публицисты исследовали пути мирного постепенного перерождения самодержавия в конституционную монархию, абсолютистского и бюрократического полицейского государства в правовое капиталистическое государство, размышляли над необходимостью утверждения в России принципа самоуправления общества, предоставления последнему большей свободы действий в помощь центральному правительству. В спорах о судьбах России журнал Стасюлевича противостоял всем консервативным и реакционным силам.

В «Вестнике Европы» подчёркивались заслуги Спенсера, как выдающегося британского социолога, одного из основателей новой науки об обществе – социологии (наряду с О. Контом), «творца 9-титомной «Системы синтетической философии», обнимающей всю область человеческого знания»2. Спенсер старался установить общий закон развития, которому одинаково подчинены все явления. В творчестве этого британского либерала отразился процесс усиления внимания английских либералов к обществу (а не только к индивиду, личности). Российская общественно-политическая мысль использовала идеи Спенсера для развития своего понимания закономерностей процесса общественного развития.  

Либералам «Вестника Европы» симпатизировали идеи Г. Спенсера как родоначальника и крупнейшего представителя английского социологического позитивизма XIХ в., который стремился исследовать процесс общественного развития научным путём, использовал опытные данные, взятые из жизни факты, наряду с Д.С. Миллем, считал возможным исследователю влиять на ход событий, «выводы науки применять к нашей личной и общественной жизни»3.

Обстоятельной критике подверглись в «Вестнике Европы» взгляды Спенсера как основателя «органической» школы в социологии, сравнение им общества с организмом, его произвольные аналогии. Постоянный сотрудник редакции журнала Л.З. Слонимский приходит к выводу, что теория эволюции нуждается в существенной поправке по отношению к социальной жизни.   

«Вестник Европы» критикует универсализм теории Спенсера, показывает связь его всеобъемлющей теоретической системы с либеральным мышлением XVII-XVIII вв., применяет при оценке явлений исторический и социальный критерий. Подвергая критическому анализу наднациональный, внеисторический характер классического либерализма (и в связи с этим – взгляды И. Бентама, Г. Спенсера и др.), либеральный публицист журнала С. Рапопорт писал: «Если ограничится, например, ХIХ столетием и взять трех из его наиболее выдающихся мыслителей, особенно много занимавшихся общественными вопросами: Бентама, К. Маркса и Спенсера, то невольно поражаешься их стараниям все объяснить одной какой-нибудь идеей, одной какой-нибудь категорией фактов, подчинив все остальные факты именно облюбованной ими категории и втискивая их насильно в «систему», построенную на узком фундаменте избранных ими «начал»4.   

Либералов «Вестника Европы» сближали с идейным наследием Г. Спенсера общие либеральные ценности: защита свободы, прав личности, признание угрозы угнетения от бюрократии. «Недостатки общественного здания бывают почти всегда результатом плохого развития отдельных личностей, - отмечалось в журнале, - поднимите значение личности и многое изменится само собой в общественном строе»5.   

В отличие от классического либерализма с его культом разума, публицисты «Вестника Европы» представляли себе человека, прежде всего, как нравственную личность, которой близки интересы общества, а не только личные. Индивидуальная свобода мыслилась ими не как абсолютный принцип, а воспринималась всегда ограниченной (сочетание свободного выбора с моральной ответственностью, обязанностями человека перед обществом). По мнению публициста К.К. Арсеньева, свобода представлялась как средство для достижения блага большинства людей. Известный российский либерал А.Д. Градовский считал человека существом разумно-нравственным. «Личность без сознания долга и ответственности, без чувства свободы, пассивно равнодушная и самодовольная, это ли личность, это ли образ Божий… – писал Градовский в журнале. - У неё нет точки опоры вне данных явлений… Соревнование на поприще служения общественного заменится соперничеством из-за личного благополучия»6.

В «Вестнике Европы» пристальное внимание уделялось проблеме согласования нравственности и права – сферам реализации индивидуальной свободы, конкретизировалось понятие права. Право в понимании российских либералов представлялось как в широком смысле (как справедливость), так и в узком (как положительный закон).  Известный российский либеральный мыслитель Вл. Соловьёв,  подчёркивая неразрывную связь нравственности, права и государства, писал в  журнале: «право есть исторически подвижный предел принудительного равновесия двух нравственных интересов – личной свободы и общего блага»7.

Российские либералы постоянно утверждали необходимость прочного правового порядка в России (установление прочной законности, переход к конституционному строю). К.Д. Кавелин писал в журнале: «Только в согласии с требованиями знания и ума и возможно развитие и укрепление нравственности… А держать в узде наглую неправду может только правовой порядок, - тот или другой, смотря по времени и обстоятельствам; но он должен быть, и без него ни правильное общежитие, ни нравственность немыслимы»8.

Критическому анализу подверглись взгляды Спенсера о применимости общей абстрактной теории прогресса (закона эволюции) к нравственности. В журнале указывалось, что эволюционизм, магическое слово «развитие» привели лишь к тому, что «человеческое счастье и человеческая нравственность были объявлены игрушкой свирепого «бессознательного» и не менее свирепого «прогресса»9. 

На страницах «Вестника Европы» обстоятельной критике подверглась индивидуалистическая теория Спенсера, отмечалась противоречивость его концепции (попытка соединить органическую теорию со свободой индивида в государстве). В отличие от Англии, где традиционно был развит дух индивидуализма, в России изначально был силён дух коллективизма, установка на не противопоставление государства народу. 

В «Вестнике Европы» критическому обзору подвергся труд Спенсера «О личности против государства», где британский либерал отстаивал права и свободы индивида против государственной власти, указывал, что каждый сам должен заботиться о себе, признавал естественным социальное неравенство, существование в обществе естественного отбора. Однако в «Вестнике Европы» свобода понималась не как цель, а как средство, как одно из условий, необходимых для общего благосостояния. Л.З. Слонимский отмечал: «Дальнейший фазис индивидуалистического миросозерцания представляет теория Спенсера, изложенная в его книге «О личности против государства»… - более узкое понимание индивидуализма, пренебрежение к действительным интересам отдельных лиц и более решительное ограничение государственных функций. Спенсер восстаёт даже против общественной и личной филантропии, мешающей торжеству более сильных типов над слабыми и задерживающей будто бы естественный ход борьбы за существование в обществе»10.  

Неприятие встретили в «Вестнике Европы» взгляды Спенсера на роль государства в общественной жизни. В этом вопросе Спенсер стойко отстаивал основные догматы классического либерализма, экономический либерализм (А. Смит, Д. Рикардо и др.): стремился максимально сузить рамки правительственного вмешательства в жизнь общества, особенно в экономике; государству он отводил минимальную роль (оно должно охранять индивида, обеспечить свободную конкуренцию). По справедливому замечанию современного отечественного исследователя А.Н. Медушевского, «в отличие от классического западноевропейского либерализма русский (как и германский) выступал за активное преобразование общества государством, которому не было никакой реальной альтернативы в России»11. 

В России, в отличие от Западной Европы, в XIX в. не было конституционных институтов (парламент, независимая судебная власть). В отличие от классического либерализма, в котором государство представлялось как необходимое зло, в российском (постклассическом) либерализме оно выступало как нравственное учреждение для воспитания людей. Вместе с тем, либералы  «Вестника Европы» акцентировали также идею самодеятельности общества, самоуправления, ограничения вмешательства государства в дела общества. 

«Вестник Европы» обратил внимание на возникновение в Англии «нового либерализма», который был назван также и социальным. Сотрудники данного издания сочувственно отнеслись к общественно-политическим идеям многих британских либералов (И. Бентам, Д.С. Милль и др.), свидетельствующим о том, что они сделали первые шаги к отступлению от экономического либерализма в сторону социального либерализма. Это в известной мере давало аргументы российским либералам в пользу этатизма. В журнале признавалась необходимость социальной политики государства для разрешения обострившихся социальных проблем (особенно этот процесс актуализировался с 1880-х гг.). Со страниц журнала неоднократно звучала мысль о том, что если ранний классический либерализм выступал против абсолютистского государства, то во второй половине ХIХ века (период реформ в России) государство изменилось, одним из основополагающих принципов его деятельности становится народное благо.  

В отличие от Спенсера публицисты «Вестника Европы» были убеждены, что государство существует не ради индивида, а для всего народа. Они были убеждены, что без государственного вмешательства в социально-экономическую жизнь не обойтись. Об этом свидетельствовал положительный опыт социальных реформ западноевропейских государств, начиная со второй половины XIX в., на такой путь вела и история России, где, в отличие от Западной Европы, «не бывало и нет крепко организованной буржуазии, где едва зарождается капиталистическое производство и не успела пустить корней теория экономического невмешательства»12. 

М.М. Ковалевский, сравнивая в «Вестнике Европы» общественно-политические взгляды Г. Спенсера и К. Маркса, признавал заслуги каждого из них, называл их духовными вождями XIX столетия. Тем не менее, он дистанцировался от взглядов обоих, указывал, что каждый из них являлся наиболее последовательным выразителем тех двух направлений, гармоническое сочетание которых может обеспечить счастливое развитие человечества. «Индивид не может быть принесён в жертву государству… - писал М. Ковалевский. – Но его деятельность … должна быть координирована с деятельностью других равных ему единиц, и их совокупные усилия должны быть направлены к обеспечению общего благополучия»13.

IV. Выводы. Таким образом, восприятие общественно-политических идей Г. Спенсера на страницах «Вестника Европы» носило критический, избирательный, прагматический характер. В журнале анализировались практически все наиболее актуальные в определённый исторический момент идеи этого британского либерала.

Политическая мысль Англии стала частью русской интеллектуальной жизни и оказала значительное влияние на общественное движение. Публикации в «Вестнике Европы», исследующие политико-правовые воззрения британских либералов, служили не просто просветительским целям. Они способствовали более глубокому осмыслению российской действительности, инициировали раскрытие новых тем в формирующейся российской политической науке, вызреванию российской либеральной программы, воспитывали общественное мнение в духе либерализма. Оставленное либеральными мыслителями «Вестника Европы» грядущим поколениям богатейшее наследие идей и опыта борьбы за политический, правовой и социальный прогресс России не утратило ценности и по сей день.

Хотя тема «Российские либералы и западный либерализм» не обойдена вниманием отечественных историков, избранный в данной статье угол зрения позволяет выявить ещё недостаточно освещённый аспект в идейно-политической эволюции российского либерализма через восприятие его представителями взглядов классика британского либерализма. Данная проблематика имеет широкую перспективу научных исследований и ещё далека от своего окончательного разрешения. 

 

Литература

1.    Артемьева Е.В. Общественно-политическая программа журнала «Вестник Европы»: 1880-е гг.: дис. … канд. истор. наук. Нижний Новгород, 2009. 210 с.  Алафаев А.А. Идея правового государства в русской либеральной мысли на рубеже 1870-1880 гг. // «Государство и право». 2005. № 1. C. 71-79. Кельнер В.Е. Человек своего времени  (М.М. Стасюлевич: издательское дело и либеральная оппозиция). СПб., 1993. 308 с. 

2.    Слонимский Л. О теориях прогресса. // Вестник Европы. 1889. № 3. С. 275.   

3.    Россель Ю. Джон Стюарт Милль и его школа. // Вестник Европы.1874. № 8. С. 681.

4.    Рапопорт С. Политическая психология. // Вестник Европы. 1909. № 6. С. 777-778.  

5.    Программа «Вестника Европы» в 1868 г. // Вестник Европы. 1867. № 4. С. VII.

6.    Градовский А. Значение идеала в общественной жизни. // Вестник Европы. 1877. № 1. С. 307.

7.    Соловьёв Вл. Нравственность и право. // Вестник Европы. 1895. № 11. С. 326, 332.

8.    Кавелин К.Д. Путевые письма. // Вестник Европы. 1882. № 10. С. 693, 696.

9.    Литературное обозрение. // Вестник Европы. 1888. № 9. С. 414.

10.          Слонимский Л. Старые и новые понятия о государстве. // Вестник Европы. 1890. № 5. С. 320, 326.

11.          Медушевский А.Н. Общество и государство в русском историческом процессе. // Вест. Моск. ун-та. Сер. 12. Соц.-полит. исслед. 1993. № 1. С. 29.

12.          Из общественной хроники. // «Вестник Европы». 1882. № 3. С. 447.

13.          Ковалевский М.М. Две жизни. //Вестник Европы. 1909. № 7. С. 22.