Левченко Е.В.,

 ассистент кафедры Теории и истории государства и права

Таганрогского института управления и экономики

levchenko2503@gmail.com

 

История становления принципов российского семейного права

 

История брачно-семейных отношений начинается задолго до появления государства, которое со временем взяло их под свой контроль, но уже тогда существовали представления об этом социальном институте. В последствие, эти представления получат закрепление в принципах морали и права, которые  содержат основополагающие идеи, определяющие содержание и направленность правового регулирования. Каждый принцип семейного права - является представлением, каким оно должно быть и как регулировать брачно-семейные отношения, которые формируются общественным сознанием, отражая  уровень не только экономического, но и нравственного  развития социума, «нравственность, помимо своего собственного социального предназначения и факультативной религиозной окраски, обрела еще одно дополнительное значение - историко-государственное»[1], - справедливо отмечает В.Г. Беспалько. 

Для принципов семейного права характерна определенная субъективность, которая определяется, как историческим периодом, так и особенностями социального, культурного, религиозного и так далее  уровнями развития народа. «Наряду с православием Древняя Русь, затем государство Московское, ныне российское в свои правовые системы инкорпорировало многие нормы уникального права Византии, в первую очередь права публичного»[2]. Принципы семейного права изменяются в различные периоды истории, сохраняя свое единство, обусловленное объективностью, что отражается в изменяющемся  общественном сознании и находит воплощение и в принципах других отраслей права.

Данные изменения можно проследить, рассмотрев правовые особенности взаимосвязи института семьи и государства. Форма заключения брака менялась в зависимости от периодов истории, статусных отношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, правого положения субъектов семейного права. История русской семьи берет свое начало  в дохристианский период, когда брак существовал на основе обычного права, о чем свидетельствует «Повесть временных лет»: «Брака у них (древлян) не бывало, но умыкали у воды девиця[3]», то есть брак был, но он не совпадал с христианским представлением о нем. Так как этот документ был написан летописцем-монахом, то с его точки зрения, существовавший обычай древних славян не являлся правом, поскольку не был выражен, ни содержательно, ни процессуально. У славян действовал правовой обычай, который в силу многократного применения стал обязательным для всех членов сообщества, его соблюдение обеспечивалось общественным мнением, языческими религиозными представлениями, сложившимися экономическими отношениями и культурой межличностных связей. Все вместе это обеспечивало стабильность существования социума, находящегося в предгосударственном периоде своей истории.

В фундаментальном исследовании, посвященном истории русского права М. Ф.  Владимирский-Будановписал, что «…похищение должно быть признано первой формой индивидуального брака, что указывается летописными сказаниями о древлянах, радимичах, вятичах и северянах; таким образом, похищение было господствующей формой брака у многих славянских племен пред принятием христианства…». В условиях сохраняющихся пережитков родоплеменных отношений факт заключения брака  не играл большой роли, так как внимание уделялось скорее не допущению браков между близкими родственниками.  Впоследствии, это нашло закрепление в христианстве как инцест, то есть кровосмесительное блудодеяние: «Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или дочерью матери соей!»[4]. Молодежь собира­лась на берегах рек и озер, устраивали игрища с песнями и плясками, а женихи «умыкали» невест по предварительной договоренности между ними.  С течением времени и укреплением взаимосвязей между родами и племенами насильственное похищение стало заменяться символическим, по согласованию с родственниками и невестой, что положило начало принципу добровольности заключения брака. 

В языческую эпоху многоженство было нормой не только у князей, но для обычных людей, что было связано как с экономическими  условиями, так и необходимостью продолжения рода по мужской линии, исключив при этом возможность инцеста. Борьба за умножение потомства, как в случае Авраама, так и в истории Иакова, о чем рассказывает Ветхий Завет, как бы говорит об отступлении от моногамии. В последствие, попытка иметь не одну жену была оплачена дорогой ценой - неустроенными семьями и конфликтами между супругами. Священное писание, устанавливая моногамный брак, определяет его как единственно возможную форму нравственного брачного союза. Основным условием заключения брака являлось отсутствие другого, не расторгнутого брака. Принцип единобрачия появился после крещения Руси, поскольку церковь осуждала господствовавшее в языческую эпоху многоженство.

 



[1] Беспалько В.Г. Ветхозаветные представления о преступлениях против нравственных основ брачно-семейных отношений в Девтерономической редакции Моисеева уголовного права (по материалам книги Второзаконие) // История государства и права. 2014. №3. С.8.

[2]Колоколов Н.А. Право современной России: истоки и современность // История государства и права. 2014. №3. С. 34.

[3]Власов Ю.Н. Государство и право Киевской Руси: становление политико-правовых отношений. (VI-XIII вв.). - М., 1999. С.180.

[4] См.: Втор.27,22. – Второзаконие – это книга, которая  интерпретируется в качестве «второго закона», провозглашаемого Моисеем в стране Моавской. Название книги соответствует её содержанию, во Второзаконии повторяются фрагменты религиозного законодательства книги Исход.