УДК 728

 

СИМВОЛ ВРЕМЕНИ - ЭКОЛОГИЧЕСКИ  ЧИСТЫЙ  НЕБОСКРЕБ  «ХЁРСТ ТАУЭР», МАНХЕТТЕН,   НЬЮ-ЙОРК, США – 2003-2006Г.

(Архитектор Норман Фостер,  «Foster + Partners»)

 

Кисамедин Г.М. канд. архитектуры, проф.,

 зав. каф. «Архитектура жилых и общественных зданий»

Казахская Головная Архитектурно-Строительная Академии. Казахстан

 

         Когда вы впервые взглянете на небоскреб «Hearst Tower», вы непременно выделите его  среди всех  других небоскребов, которые видели раньше. Небоскреб «Hearst Tower», будет стоять перед вами как инопланетянин, не понятный и замкнутый, словно свалился с небес на случайное здание,  просто сам в себе, но вы сразу поймете, что его фасад по диагонали не расчерчен, а небоскреб так построен. Сказать, что вы  просто изумитесь, этого мало,  вы на несколько секунд замрете, и обязательно захотите о нем узнать все, при этом, вы совсем не заметите нижней части здания. Вам даже покажется, что это просто впереди стоящее здание. 

735         В 2006 году Башня Хёрст получила премию «Emporis», как лучший небоскреб в мире и звание Золотого Лидера в Энергетическом и Природном Дизайне американского «Green  Building Council»  за гармоничную связь с окружающей средой. Хёрст тауэр был отмечен  за свои технические уникальные качества, связанные с его экологическими параметрами, которые скрыты для визуального обнаружения.

 

Фото 1. Перспектива. Хёрст тауэр. Нью-Йорк. Манхеттен.  ( Интернет-ресурс)

 

         Высота башни Хёрст тауэр  282 метра, имеет 46 этажей, общей площадью в  80 000 м² и  расположен в  районе Манхеттен между 56 и 57 улицами на 8 Авеню. Несуразным  в архитектуре этого здания являются две вещи - первое, что оно все-таки  вырастает из старого здания; второе, что оно имеет диагонально поставленные  несущие колонны-ребра, которые  как будто опираются на старое  строение. Оказывается[1],   что сам медиа-магнат  Хёрст построил в 1928г. здание, которое было только  нижней частью 9-ти этажной  башни, возведению которой помешала  Великая депрессия 30-х годов. Сохранились даже наброски проекта, как из 6-ти этажного здания вырастает башня в девять этажей. Очевидно, что в конструктивной концепции здания  на уровне фундамента объективно  существовала предпосылка к поднятию башни, но, разумеется, не фостеровской.  В  2003 г. корпорация  «Хёрст»  свершило то, о чем мечтал медиа-магнат, но что было, в свое время невозможным. Для воплощения  мечты медиа-магната  Вильяма Рандолфа Хёрста  в реальность, в 2003г. был выбран  Н. Фостер. Вот тут и наступил момент для создания нового уникального продукта 21 века с видимыми и скрытыми уникальными свойствами в теле старого здания. Достаточно взглянуть на интерьеры вестибюля, как вам станет ясно, что от старого здания осталась только фасадная стена старого здания с уровня 3 по 6 этаж как дань легенде этого здания.  Сетчатая оболочка  Хёрст тауэр имеет собственные и самостоятельные опоры,  которые передают нагрузку на собственный фундамент.  Господство диагональных опор в пространстве вестибюля старого здания красноречиво свидетельствует, что внутри с 3по 6 этажи все разобрано.         

10hearstHearst-Tower-9

Фото 2. Интерьер вестибюля Хёрст тауэр. (Фото интернет-ресурс)

 

Фото 3. Интерьер вестибюля Хёрст тауэр. (Фото интернет-ресурс)

 

         С 30-х годов прогресс в архитектуре далеко ушел, и стало возможным применение сетчатых покрытий, благодаря новому  поколению сверхлегких и сверх прочных металлических конструкций, инновационной стали, стекла и применения информационных технологий - «IT». В любой официальной информации по экологическому строительству делается упор, что металл, который пошел на возведение экологически чистого здания,  представляет собой продукт вторичной переработки с добавками, но, имея в виду, что вторсырье вообще не является новинкой, а работа с ней новаторством,  видимо, вся соль новаторства находится внутри добавок. В официальном сайте настоящего здания также указывается об использовании металла вторичного использования, что  была применена сталь, 85% которой получено путем переработки металлолома, а не выплавки из железной руды. Перед новатором инженерной мысли архитектором-инженером  Н. Фостером,  вероятно стояла задача использовать такую конструктивную систему, которая была бы совместима с сохранением старого здания, если таковое было возможно, но  сохранить  фасад символически, в память о медиа-магнате Хёрста, удалось вполне.  Практически, башня Н. Фостера опирается только на 12 стальных колонн, расположенных внутри оболочки старого здания «Хёрст»,  и на каждую колонну опираются по два наклонных ребра сетчатой структуры. Диагональная решетка связана с конструкциями перекрытий 46 этажей, что превращает его в очень прочный гигантский короб башни, как единую пространственную конструкцию. В обычном каркасном решении пришлось бы опускать в тело старого здания как минимум 16 новых опор, но в этом решении понадобились только 12 по периметру. Сетчатая конструкция потребовала  на 20% меньше металла, чем традиционный каркас. При реконструкции пришлось убрать старые лифтовые шахты, потому что они уже не поднимутся  до 46-го этажа, перенести их к северной стене, а на их месте  организовать  атриум  - вестибюль (Фото 2,3) и даже опустить три линии эскалаторов, соединяющих  вестибюль атриума  с нулевым уровнем старого здания.

norman foster on Hearst Tower1

Фото 4. Интерьер вестибюля Хёрст тауэр. (Фото интернет-ресурс)

 

         Очень часто местные условия диктуют ряд требований, удовлетворение которых кажутся невозможными, но чем жестче требования, тем выше вероятность создания уникального продукта, но  при новаторском подходе. С западной стороны от офиса «Хёрст»   находится 50-этажное высотное  крестообразное в плане жилое здание, и помещения западной ориентации нового офиса были бы обращены прямо на него. В строительстве высотных зданий  каркасно-монолитной  конструкции в целях повышения устойчивости в геометрическом центре плана обычно располагают диафрагмы жесткости - лифтовые  шахты и лестницы. В центре здания создается область   недоступная для естественного освещения, где и  располагают сантехнические и подсобные помещения, а также  организовывают коммуникационные связи, а все офисные помещения  располагаются  по четырем сторонам  всего светового фронта, но в данном случае, условия диктуют другое  решение.  Автор проекта  все коммуникации   и лифтовой узел расположил  в  западной стороне, тем самым закрыл  существующее с запада здание, и освободил для творчества все остальное пространство.  Использование сетчатой конструкции  позволило создать большое безопорное пространство, где  эффектно и загадочно стоят наклонные мега колонны, упираясь в потолок,  инженерное предназначение которых не оспаривается, потому что они  скрещиваются  крест- накрест от 3 до 10 этажа и создают большой, если не сказать, колоссальный  атриум.

         Внутренний атриум обладает неповторимым и впечатляющим художественным эффектом, занимая все пространство четырех верхних этажей  старого здания и  выполняя коммуникационные  связи наподобие городских площадей.  У старого здания нет кровли, она заменена стеклянным потолком. Таким образом, стеклянный потолок старого здания, зрительно стал основанием,  с которого начинает   подъем  башни. Подъем башни начинается с кромки стеклянного потолка 10 метровым вертикальным  остеклением. По разрезу (Фото 2, 6) видно, как остекление потолка старого здания и вертикальное остекление атриума превращаются в мистический узел, словно башня висит в воздухе, потому что мега колонные, выполненные из  очень светлой матовой стали с растушеванными тенями и бликами, кажутся легкими и не причастными к  подъему башни. Благодаря стеклянному потолку и стеклянному основанию башни,  из атриума можно взглянуть на уходящую в небо саму башню «Хёрст».

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\УЧЕБНИК-2\башня херста\img5 (2).jpg         Новаторским изобретением в сетчатой конструкции башни является узел, именуемый «диагрид» (Фото 5), который отдельно отливается на заводе и собирается на стройплощадке, предназначение которого  это соединение диагональных стальных стержней сетчатой коробки башни. Диагрид превращает все узлы сетчатой конструкции в идеально прочерченный изящный и легкий узел.  Представить трудно, что диагональные пересечения трех стержней на фасаде, в действительности, гигантский узел, высотой в целый этаж, на фото 6 строители соединяют их.

        

Фото 5.Общий вид диагрида. Хёрст тауэр. Нью-Йорк. Манхеттен. Интернет ресурс

        

         Гигантский атриум, по объему равный  объему 10-ти этажей, является  хранилищем воздуха, который обладает возможностями  организации естественного воздухообмена на протяжении 9 месяцев, который поддерживает пониженную температуру   настоящей водой,  стекающей по стеклянным уступам в колодце второго атриума, где расположены эскалаторы. Вода выполняет не только эстетические функции, но и служит для регулирования температуры внутри помещения. В системе кондиционирования воздуха на протяжении девяти месяцев в году для вентиляции и охлаждения используется наружный воздух, и только 3 месяца используются кондиционеры. Организация естественного воздухообмена и регулирование микроклимата здания башни за счет создания воздушных областей разного давления,  широко известно в традиционной архитектуре жаркого климата, где маршруты движения воздушных потоков пролегают из областей повышенного давления в области пониженного давления. Верхний атриум, нагреваясь, создает область пониженного давления, а в меньшем атриуме, где расположены эскалаторы, где увлажняется воздух, создается область повышенного давления, между ними зарождается  ток воздуха, замещающий воздух верхнего атриума, называемый естественной вентиляцией. При этом в верхней части атриума должны быть организованы отверстия для беспрепятственного движения воздушных масс. Нижний атриум башни охлаждается летом и увлажняет воздух зимой при помощи специально собранной в резервуар на крыше башни дождевой воды. Эта вода также используется во внутренней системе здания для полива комнатных растений и окружающих уличных деревьев. Схематический разрез двух атриумов напоминает принцип организации двух айванного дома, только айваны организованы по вертикальной схеме, но физика остается одинаковой. Термической зоной расходования воздуха является верхняя часть большого атриума, а  теневым айваном является малый нижний атриум, воздушные массы которого движутся в область разреженного давления. Благодаря организации естественного воздухообмена небоскреб может  весь теплый период работать без кондиционеров. «Хёрст тауэр»  является  одним из экологически чистых небоскребов  Нью-Йорка. Инновационное стекло небоскреба «Хёрст» это продукт экологически чистых современных технологий, обладает свойством  пропускать свет и задерживать тепло. Внутренние пространства небоскреба «Херст тауэр» остаются прохладными  и для кондиционирования  требуют меньше энергии, благодаря  использованию стекла новой технологии, которая снижает  потребление энергии и экономит на 26%, чем небоскреб такого же размера. Это очень прочное бронированное стекло, на которое нанесены мелкие  незаметные точки – керамическая фритта, пропускающая свет и отражающее большую часть теплового инфракрасного солнечного излучения, а благодаря специальным датчикам, регулирующим включение – выключение искусственного света, в башне по максимуму используется естественное освещение. Экономия электричества уменьшает расход на обслуживание здания и сокращается вред окружающей среде, за счет уменьшения выброса в атмосферу углекислого газа.

norman foster on Hearst Tower

Фото 6. Схематический разрез двух атриумов.

 

                   В вестибюле расположены: главный лифтовой узел, уровни бельэтажей, кафетерий и конференц-зал, также имеются радио-студия, центр цифровой фотографии, фитнес-центр, обеденная зона, кафе, выставочные места и даже театральная сцена.

        

 Список использованной литературы

 

1.     Интернет ресурс: http://ctoday.ru/hearst_tower/

2.     http://tiptotrip.ru/tips/774-neboskreb-hyorst-tauer-hearst-tower-v-nyu-yorke-ssha#ixzz2tI3kV7X5

3.    http://turist-v-amerike.ru/neboskreb-xerst-tauer.html