Зинковская Л.С.

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Языковые способы репрезентации концепта ХЛЕБ в народно-разговорной речи

Проблема сохранения и возрождения национальной культуры становится стимулом для изучения роли языка как одного из важнейших средств выражения специфики национального мировидения, что не возможно без описания и анализа отдельных фрагментов языковой картины мира. Диалектная концептосфера, которая эксплицируется в диалектной языковой картине мира, является аккумулятором значительного пласта представлений традиционной культуры. На современном этапе развития лингвистической науки весьма перспективным представляется лингвокультурологический аспект изучения диалектных текстов.

Лексика питания является источником языковой, исторической и этнографической информации, поскольку, по мнению этнографов, система питания характеризуется наибольшей устойчивостью традиции. Вопрос о составе пищи и способах ее приготовления, безусловно, является одним из важных элементов при изучении традиционной культуры.

Рассмотрение языковых способов репрезентации концепта ХЛЕБ в лингвокогнитивном аспекте представляется весьма продуктивным. Изучение концептов позволяет раскрыть общие закономерности и специфику человеческого освоения мира посредством языка. Мы исходим из положения, что концепт – это динамическое явление, его содержание и взаимосвязь с другими концептами зависят от изменений в ментальности народа, которые определяются развитием общественной жизни, сменой приоритетов и ценностей. Репрезентанты концепта ХЛЕБ характеризуют определенный фрагмент реальной действительности, имеют общий компонент в своем лексическом значении ‘пищевой продукт, выпекаемый из муки’.

1. Концепт ХЛЕБ, имея многовековую историю, вбирает в себя как языческие, так и христианские представления. Репрезентантом концепта является лексема хлеб со значением ‘еда’, а предмет, обозначенный словом хлеб, выступает как символ жизни. Философский реализм, характеризующийся существованием для каждого значения своего слова, проявляется в наличии разных грамматических категорий у каждой лексемы с новым значением. Наполнение концепта, с одной стороны, сужается до обозначения теста, с другой стороны, расширяется за счет лексем, обозначающих суррогатный хлеб. Диалектная лексика, репрезентирующая концепт ХЛЕБ, отражает народное миросозерцание и этнокультурное своеобразие картины мира диалектоносителей – жителей Среднего Прииртышья.

2. В Словаре В.И. Даля фрагмент концепта ХЛЕБ образуется посредством лексико-грамматических групп печеный хлеб, часть хлеба и объемного гиперонимического семантического поля хлебенное, в формировании которого участвуют гипонимические семантические поля пирог, блин. Отражением познавательной и классифицирующей деятельности человека являются номинации пирогов по признакам ‘начинка’, ‘форма’, ‘наличие сдобы’, ‘вкусовые качества изделия’, ‘сорт муки’, ‘размер’, блинов – ‘сорт муки’, ‘способ приготовления’, ‘использование масла’.

3. В лексической системе говоров Западной Сибири, в том числе говоров Среднего Прииртышья, отражено семантическое наполнение фрагмента концепта, эксплицированного в трудах В.И.Даля, С.В. Максимова. Исследуемые говоры сохраняют и обрядовое значение хлебной лексики, а также номинации изделий, которые образуют семантические поля пирог, блин. Однако ядро семантического поля хлебенное формируют лексемы блин, пирог с понятийным значением, обрядовая символика указанных продуктов оказывается на периферии в связи с исчезновением огромного пласта традиционной культуры сельских жителей и заменой ее на городскую.

4. Реализация концепта ХЛЕБ осуществляется посредством лексико-семантической группы выпечка, которая в основном формируется диалектными лексемами, характеризующими культурную специфику региона. Данная гиперонимическая лексико-семантическая группа формируется с помощью лексико-семантических групп шаньга, хворост, сковородное, которые дифференцируются по признаку ‘способ приготовления’.

5. В диалектной картине мира жителей Среднего Прииртышья, как и в Словаре В.И. Даля, и в произведении С.В. Максимова, концепт ХЛЕБ пересекается с другими значимыми для русского менталитета концептами ТРУД, ЖИЗНЬ, что эксплицируется в синтагматике и в контекстуальном употреблении имени концепта. Хлеб оценивается и в XIX, и в ХХ веке, с одной стороны, как продукт, несущий жизнь, а с другой стороны, как результат непрестанного ежедневного труда. Взаимопересечение концептов ХЛЕБ, ЖИЗНЬ, ТРУД служит основой для создания идеологемы ХЛЕБ – особой аксиологической категории ХХ века.

6. Наполняемость концепта ХЛЕБ зависит от экстралингвистических факторов. В диалектной картине мира сельских жителей Среднего Прииртышья концепт ХЛЕБ реализуется посредством оппозиций раньше // сегодня, русская печь // газовая плита, свой (домашний) // чужой (магазинный) и семантического поля хлеб военной поры, что отражает представления, связанные как с материальной, так и с духовной жизнью сельских жителей региона. Кроме того, в содержании концепта проявляются гендерные различия, указывающие на социально-культурные роли мужчины как хлебопашца, а женщины как стряпухи. Разнообразие номинаций по происхождению связано с историей заселения исследуемого региона, поэтому в формировании семантического поля принимает участие лексика как севернорусского, так и южнорусского происхождения, а также других славянских языков (украинского, чешского).

7. Результаты исследования следует учесть в диалектной лексико-графической практике при разработке структуры словарной статьи, поскольку это необходимо при установлении состава стилистических помет и уточнении толкования лексических единиц в словаре лингвоэтнографического типа – «Понятийного словаря говоров Среднего Прииртышья».