Акулова Е.Ф.

к.п.н, доцент кафедры «Дошкольной педагогики и психологии» Тольяттинского Государственного Университета

Царева Т.М.

Заведующий МДОУ №41 «Огонек»

Кочеткова М.В.

Заведующий МДОУ №153 «Олеся»

 

Механизмы социализации личности дошкольника

в педагогическом процессе

 

В настоящее время российское общество переживает сложный период. С одной стороны, идет становление новой социальной политики с признанием приоритета общечеловеческих ценностей, самоценности человека, а с другой, налицо экономическая нестабильность, ярко выраженное разделение населения по имущественному признаку, девиантное поведение подростков, критическое положение института семьи. Данная социально-экономическая ситуация, породившая распад духовный и нравственных ценностей, формирование специфических ценностных систем в различных слоях общества, привела к крушению прежнего мировоззрения, страху перед завтрашним днем, дезориентации человека в окружающем мире к внутренним конфликтам личности, что получило сильное выражение не только среди взрослых людей, но и затронуло подрастающее поколение. Все чаще отмечаются факты проявления агрессии и жестокости в детской и подростковой среде.

Дошкольный возраст является определяющим в социализации личности, до семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении жизни. Именно в тот период идет интенсивное духовное развитие, закладываются основные ценностные ориентиры личности, формируется характер, отношение к себе, к своей семье к другим людям. Задачи социального воспитания выдвигались давно. Из древних Платон в работе «Государство» представил идеал общественной жизни и на нем основал свой план воспитания, в. котором развитие социальных способностей ставил на первое место.

Весь ХIХ век педагогическая мысль боролась против установления одного общего идеала человека, признавал необходимость приспособления программы воспитания и обучения к личности ребенка, т. к. каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности, свой путь индивидуального развития, индивидуализм в педагогике.

В педагогике неизбежно переходил в педагогический анархизм, имевший большой успех в России. Но среди индивидуальных психических течений, наиболее интересным было направление «социальная педагогиках. Оно развивалось особенно во Франции, Германии и Америке.

По мнению В. В. Зеньковского данное течение, очень верно отдавая дань индивидуальности ребенка, обращало серьезное внимание на ту социальную среду, в которой он развивается. Правильное и моральное развитие предполагает не эгоистическую замкнутость в себе, а одушевленное служение другим людям, обществу.

В.В. Зенъковский, говорил о задачах социального воспитания, подчеркивая отличие политической от социальной активности. Он ставил на первый план задачу воспитания социальной активности, которая решается через развитие «вкуса» к социальной деятельности, в воспитании духа солидарности, способности подыматься над личными, эгоистическими помыслами. Политическая активность рассматривалась им, как частная задача социального воспитания.

Однако социальное воспитание это не национальное воспитание. Оно приближается к нему решением сходных задач: проникновение в национальное творчество, в историю страны, любовь к родному краю, родной природе. Язык, литература и культура нашей родины делают нас гражданами своей страны. Но социальное воспитание не ограничивает кругозор ребенка границами к национальности. Любовь к родной стране следует прививать на основе правильно поставленного социального воспитания, через воспитание духа солидарности и понимания ценности человека. Гиддингс в «Основаниях социологи» заметил, что все социальные организации можно классифицировать на социальные, несоциальные, псевдосоциалъные, антисоциальные. Так как любую организацию составляют люди, следовательно, именно конкретные люди могут быть социальными, несоциальными, псевдосоциальными и антисоциальными.

Социальные люди отличаются социальной активностью, эти люди думают об общем благе и делают все во имя его. Несоциальные — это инертные люди, таких большинство. Они образуют консервативные силы общества, он они имеют социальные чувства, хотя и очень слабые.

Псевдосоциальными люди, по мнению В. В. Зеньковского очень активны, они пользуются общественными отношениями только в собственных интересах. Это равнодушные к общему благу люди. К антисоциальным людям относятся 2 категории людей: первая — это очень социальные люди, которым тесно в социуме, они находятся в постоянной борьбе с обществом против мелочности и низости во имя социального идеала, который они сами создают; вторая категория — это угрюмые, одинокие люди с разбитой личной жизнью, скептики, они ненавидят общество, и эта их ненависть часто приводит их к преступлениям.

Таким образом, задачи воспитания социального человека определяются конкретными задачами для каждой группы людей данной социальной классификации:

1. для детей с высокой социальной активностью — поддержать социальное дарование и придать ему нравственное содержание.

2. для детей несоциальных задача в том чтобы пробудить в них социальную активность.

3. для детей третьей группы — «Преодоление тех психических вывихов», которые стали результатом излома в душе.

4. для четвертой группы — преодоление антисоциального настроения через наполнение его внешними идеальными чувствами.

В последние годы очень много говорится о социальном воспитании, но нам видится, что нет глубокого понимания сущности данного вопроса. Из практики дошкольных учреждений видно, что данная проблема решается или на основе возрождающегося патриотического воспитания или через краеведение, но нет понимания сущности понятия «социальное».

Что же такое «социальное» - оно возникает тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или целой группы, независимо от того присутствует ли при этом индивид или общность. Таким образом, объект социального познания — это социальные связи, социальное взаимодействие и способ их организации, социальные взаимоотношения.

Французский мыслитель Огюст Конт социологию называет «позитивной наукой об обществе». Другой французский мыслитель Э. Дюркгейм считает, что социальное познание есть изучение коллективного во всех его проявлениях. Немецкий социолог Вебер дает определение социологии как науке о социальном поведении. Предметом изучения данной науки является внутренняя или внешняя проявляемая позиция.

Налицо необходимость междисциплинарного видения задачи социального воспитания детей дошкольного возраста. Программа дошкольного образования, как правило, содержит общую социальную направленность, дифференциацию подхода к различным по социальности группам детей должны осуществлять педагогику на основе индивидуального подхода к каждому ребенку. Данную дифференциацию можно осуществлять на основе глубокого понимания вышесказанного о социальном воспитании.

В нашем понимании общая направленность социального воспитания есть ни что иное, как нравственное воспитание: воспитание гуманизма, коллективизма, честности патриотизма, познавательной активности, трудолюбия. Для первой группы детей с высокой социальной активностью педагогу необходимо поддерживать эти уже имеющиеся добрые ростки нравственности в детях и развивать их.

Для детей несоциальных, инертных педагогу необходимо выстроить стратегию методов и приемов, пробуждающих в таких малышах социальную активность: обсуждение литературно-нравственного содержания, игровая деятельность в героев и тружеников, привлечение к основным ролям в играх и на занятиях, поощрения за проявление честности, бескорыстности; за трудолюбие; и, конечно же, педагогическое влияние на семью и через семью.

Чтобы продолжать «психические вывихи» третьей псевдосоциальной группы детей, ко всем вышесказанному необходимо глубокое взаимодействие педагога с психологом и психолога и педагога с семьей: выявление и устранение причин данных «психических вывихов» и их последствий. Важно особо подчеркнуть своевременность данной коррекции именно в дошкольном возрасте.

Для четвертой антисоциальной группы детей преодоление антисоциального настроения возможно через те же методы, что и для второй инертной группы, но следует видеть имеющиеся в детях данной группы ростки нечестности, злобы, недоверия, возможно лени и т. д. Поэтому в данном случае необходима педагогическая коррекция антисоциальных поступков, которая возможна при взаимодействии педагога психолога, других специалистов и семьи. Возможны в данном случае и наказания, но такие наказания, которые заставляют ребенка почувствовать не обиду, а вину за содеянное. Как построить педагогический процесс, чтобы процесс социализации всех четырех типов социальности детей был эффективным? Попробуем структурно определить все составные части педагогического процесса социализации личности дошкольника.

Характеризуя социализацию, как педагогический процесс следует рассмотреть его как основные компоненты: цель, результат, содержание, средства и функции субъекта и объекта. Сделаем это согласно основным частям структуры. Цели и результат воспитания, образования и развития последовательно изложены в представленной Таблице 1. Рассмотрим теперь содержание педагогического процесса социализации личности дошкольника Коммуникативный компонент. Вбирает в себя все многообразие форм и овладения языком и речью, другими видами коммуникации (например, языком компьютера) и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.

1.     Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, становлении системы социальных представлений, обобщенных образов.

2.     Поведенческий компонент — это обширная и разнообразная область действий моделей поведения, которые усваивает ребенок.

3.     Ценностный компонент представляет собой систему проявлений мотивационно-потребностной сферы личности. Это ценностные ориентаций, которые определяют избирательное отношение ребенка к ценностям общества.

Средства педагогического процесса социализации личности дошкольника. Средством для перехода от воспитания и образования к развитию и саморазвитию социальной личности является ведущая деятельность дошкольников – игра, так как она создает условия  для становления реальных отношений со сверстниками и для освоения социальных отношений мира взрослых. Именно в игре происходит становление «переживаний» и «чувств», которые являются «кирпичиками» социализации личности. Если сюжетно-ролевая игра является школой социальных отношений, то театральная игра является школой чувств и «переживаний». Игра создает оптимальные условия для той «социальной ситуации», которая так необходима дошкольнику. В.А. Сухомлинский подчеркивал: «правильная социализация основывается на богатстве идейной полноценной эмоциональной жизни». Полноценная жизнь дошкольника, согласно учению Л.С. Выгодского, соответствует «социальной ситуации развития» - «совершенно своеобразная специфическая для данного возраста, исключительное единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей действительностью, прежде всего социальной». Он подчеркивал, что социальная ситуация развития вызывает изменения личности, а не сам ребенок. Именно социальная ситуация определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, его поведение. Заслуга Л.С. Выгодского в том, что он был первым кто заявил, что социальное и индивидуальное в развитие ребенка не противостоят друг другу, как отдельно функционирующие внешнее и внутреннее. Это две формы существования одной и той же высшей психической функции. Чрезвычайно важной для педагогики является мысль Л. С. Выготского о том, что высшие психические функции рождаются как формы социальных отношений в сотрудничестве с другими людьми, в первую очередь с родителями с близкими в семье, позже с педагогами и сверстниками. Так, Х. Н. Леонтьев подчеркивает: «Первоначально отношения к миру вещей и к окружающим людям слиты для ребенка между собой, но дальше происходит их раздвоение и они образуют разные, хотя и взаимосвязанные, линии развития, переходящие друг в друга». Отношение ребенка к другим людям начинается с диады «ребенок — взрослый» и постепенно в процессе социализации и воспитания накапливается опыт отношений в диаде «ребенок — ребенок». Отношение к себе как субъекту социальной жизни появляется позже отношения к другим. В процессе социального взаимодействия, социального сравнения себя с другими на межличностном и межгрупповом, уровне у ребенка складывается позитивная социальная идентичность.

Другой вид игры - дидактическая игра - является формой обучения дошкольников, именно в ней зарождается новый вид деятельности старших дошкольников – учебной. Следовательно, игра – это зона и актуального и ближайшего развития. Значение феномена «зоны ближайшего развития» нередко соотносят только с решением познавательных задач, ссылаясь на известное утверждение Л. С. Выготского о том, что правильно организованный процесс обучения создаст «зону ближайшего развития» и «ведет за собой» развитие. Но его смысл гораздо глубже, он распространяется на весь процесс социального становления личности ребенка, на овладение любой деятельностью, поведением, на овладение самого себя.

По убеждению Л. С. Выготского, к которому он пришел в результате серьезных экспериментов, ребенок всегда вступает во взаимоотношения с любой жизненной ситуацией не непосредственно, а «через другое лицо». «Вся история психического развития ребенка учит нас, что с первых же дней его приспособление к среде достигается социальными средствами через окружающих людей. Путь от вещи к ребенку и от ребенка к вещи лежит через другого человека».

Поэтому в процессе социализации ребенок не прямо подражает взрослым, точно запечатлевая их слова действия, поступки, а организует собственное поведение по тому социальному образцу, который освоил во взаимодействии со взрослыми, как выражается Л. С. Выготский, через «сотрудничество сознаний». Это, он считает и есть «применение социального отношения себе, перенос социальной формы поведения в свою собственную психическую организацию».

Для понимания психологической природы социализации ребенка очень важны попытки Л. С. Выготского найти тот «первокирпичик», ту единицу самой «социальной ситуации развития», когда сталкиваются, вступают во взаимодействие влияния среды и внутренние отношения ребенка. Такой «единицей» он считает «переживание», то, как он понимает происходящие события, явления, поступки людей и как к ним относится, насколько принимает или отторгает. Л. С. Выготский пишет:  «...среда определяет развитие ребенка через переживание среды». На начальных этапах социализации в дошкольном детстве и в младшем школьном возрасте, по мнению В. А. Сухомлинского, в сознании детей еще трудно утвердить стойкие взгляды и тем более идейные убеждения. В основе их духовной жизни лежат образные представления, переживания, чувства. Это своеобразные «следы» того образа жизни, который ведет ребенок в семье, в общении со сверстниками и отражает их в игровой деятельности, как бы переживает и через это осваивает. Таким образом, средствами социализации в педагогическом процессе являются разные виды ведущей деятельности дошкольников.

Все выше сказанное подводит нас к пониманию, что «один в поле не воин», что педагог не в состоянии решить проблемы социального воспитания в группе детей с разными изначально социальными проявлениями. Как говорилось выше «нельзя индивидуально влиять на ребенка, не учитывая ту социальную среду, в которой он развивается, то есть — семью. Так как семья часто является первоначальной и социальной активности, и инертности, и псевдосоциальность (первопричина психических проблем), и антисоциальности. Педагог не может изменить семью, но может помочь малышу через одного из родителей, через бабушек и дедушек, через опекунский совет, через элементарные педагогические знания, т. е. просвещение родителей.

В последние годы усилилось внимание к семье как к объекту исследования, и были получены данные, позволяющие глубже узнать этот важнейший социальный институт воспитания. Семья является источником и важнейшим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Поэтому необходимо искать пути построения системы взаимодействия в триаде «педагог-ребенок-семья», выявлять условия эффективного сотрудничества ДОУ и семьи в социальном воспитании.

Проблемой работы с родителями в системе дошкольных образовательных учреждений занимались Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, В. М. Иванова, Т. А. Куликова, О. Н. Урбанская, Я. И. Ковальчук и др. Факторы, обеспечивающие значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка изучали Ю. П. Азаров, И. В. Гребенщиков, Т. А. Маркова, А. В. Петровский, А. Г. Харчев; игровую деятельность младшего дошкольника в семье — В. М. Иванова; педагогические условия трудового воспитания дошкольника в семье — Д. О. Дзинтерс. данными учеными исследовалось взаимодействие образовательного учреждения и семьи по отдельным направлениям обучения и воспитания ребенка: трудовое, игровое. Нравственное и др., но активное участие родителей в образовательном процессе не рассматривалось.

В 80-90 гг. в связи с изменениями в обществе педагогическая работа с семьей выходит на новый уровень. Повышается спрос с родителей за воспитание детей, расширяется взаимодействие между семьей и общественными организациями, которые занимаются воспитанием подрастающего поколения. В это время исследуются проблемы взаимодействия детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками (В. И. Безлюдная), специфика педагогической позиции воспитателя по отношений к родителям (Е. П. Арнаутова, В.М. Иванова, В. П. Дуброва), детско-родительские отношения в семье с нарушенным кровным родством (Е.П. Арнаутова), работа детского сада с молодой семьей (О. Л. Зверева). Становится очевидной важность дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи для всестороннего развития ребенка. Если раньше говорилось о сотрудничестве ДОУ с семьей, а в 80-90 гг. просматривалась тенденция к индивидуальной работе с семьей, с детьми, не посещающими ДОУ, определялось положение ребенка в семье, психологический климат семьи, стиль и фон семейной жизни, социальный статус, воспитательный климат, то закон «Об образовании» (2004 г.) определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы развития личности ребенка.

Анализ работ В. П. Симонова, О. Л. Зверевой, Н. Т. Малахова, П. И. Третьякова, материалов Лаборатории проектирования содержания дошкольного образования ЯГ[I14 РАО, закона Об образовании» (2004 г.), «Концепции дошкольного воспитания» (1989 г.) и других нормативных документов позволил определить понятие «образовательный процесс в дошкольном учреждении» как целенаправленную деятельность педагога-ребенка-родителя по организации совместной деятельности взрослого и ребенка.  Исследователи семейных отношений выделяют следующие факторы семейного воспитания, делающие его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа и др.):

- глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания,

- постоянство и длительность воспитательных воздействий родителей,

- наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную и воспитательную деятельность семьи.

Одним из важнейших условий развития личности ребенка, достижения им социальный зрелости является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и воспитателей. для того чтобы эта совместная работа была плодотворной и реально способствовала социальному развитию ребенка, необходима специальная организация взаимодействия работников дошкольных учреждений и семей воспитанников.

Семья — важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его ближайшее окружение. Помочь семье ориентироваться на психологию ребенка и создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка со взрослыми и детьми, найти пути их решения — одна из важнейших проблем сегодняшнего времени. Помощь семье со стороны ДОУ состоит не в передаче им научных психолого-педагогических знаний, а в формировании у них «педагогической компетенции» и «педагогической рефлексии» или коррекции их педагогической позиции, позволяющих понимать своего ребенка, строить правильно общение с ними совместную деятельность. «Педагогическая компетентность» - это способность понять потребности детей и обеспечить возможность удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка (Т. А. Куликова).

«Педагогическая рефлексия» - это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации (О. Л. Зверева).

Исследования ученых подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Без активного взаимодействия в системе «ребенок-родитель-педагог» невозможно эффективное развитие ребенка.

Концептуальной основой модели взаимодействия ДОУ и семьи по социализации личности дошкольника является воспитание нравственных черт характера, цельной личности, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.

 

Таблица 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Цель: Социализация личности

 

ВОСПИТАНИЕ

Цель: Принятие социальных ролей, следуя социальным нормам, традициям, обычаям, культуре.

 

 

взаимовлияние

ОБРАЗОВАНИЕ

 

Цель: освоение опыта предыдущих поколений, генетических и структурных знаний, социальной классификации.

 

РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ

 

Цель: развитие высших чувств и переживаний, способности к самовоспитанию.

 

 

РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Цель: развитие природных задатков способности к непрерывному самообразованию и реализации творческого потенциала.

 

 

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ «РАЗВИТИЕ»

Наследственность: природные способности

 

Среда:

семья, образование, воспитание

 

Собственная активность:

Четыре типа социальной активности по В.В. Зеньковскому

РАЗВИТИЕ

Цель: развитие психических способностей к адекватным переживаниям, развитие оптимизма, социализация.

Результат: реализация собственной индивидуальности, обретения смысла жизни, и способность позитивно влиять на социум.