Самиева О.Б., Сбитнева А.Н., Шевченко С.А.

Северо-Казахстанский государственный университет им.

М. Козыбаева, г. Петропавловск

Потенциал музыки как одного из средств арт-педагогики

 

Одной из наиболее значимых задач современной педагогики является выявление гуманистического потенциала образования, его отношение к человеку как субъекту познания, общения и творчества.  В контексте современных взглядов на образование как погружение в культуру, один из способов становления в ней, выработку человеком системы ценностей и смыслов, развитие чувств и отношений правомерно говорить об арт-педагогике в образовании. Проблема интерпретации понятия «арт-педагогика», прежде всего, связана со значением слова «арт», пришедшего с запада, которое переводится на русский язык как «искусство». Вместе с тем в иностранном варианте в использовании этого слова существуют нюансы. В Великобритании «art» обозначает визуальные виды искусства – живопись, скульптуру, графику и пр., в то время как в большинстве других стран оно включает также музыку, драму, танец, литературу. Арт-терапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения.

Сущность арт-педагогики, интерпретируется крайне разнообразно, что часто приводит к подмене понятий, возникновению неточностей, трансформации смысла, смешению содержания и функций различных областей научно-практической деятельности. До сих пор не существует устоявшегося термина для обозначения области знаний, определяющей природу, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных задач в сфере педагогики. В одном ряду используются такие словосочетания, как «арт-терапевтическая педагогика» (Л.А. Аметова-Давыдовская), «эстетопедагогика или психопедагогика искусства» (В.П. Анисимов), «арт-педагогический подход» (О.С. Булатова) и др. В некоторых работах современных авторов понятия «арт-педагогика» и «арт-терапия» используются как взаимозаменяемые.

Сегодня в применении элемента «арт» педагогами и психологами ощущается некоторая метафоричность, поскольку в данном случае искусство не является непосредственной целью деятельности, а становится лишь средством решения профессиональных задач. Это впрямую относится к арт-педагогической деятельности, которая оперирует средствами искусства для решения профессиональных педагогических задач, не преследуя при этом специальных целей серьезного музыкального образования.

Остановимся подробнее и в общих чертах обрисуем психолого-педагогический потенциал музыки как одного из средств, раскрывающий смыслы арт-педагогики. К.С. Станиславский подчеркивал, что  музыка – есть бог, всесиль­ная, всеподчиняющая, завораживающая магическая сила, управляющая человеческим подсознанием, и глав­ная режиссерская задача – заставить эту мощную силу работать на мысль и чувство. О влиянии музыки на человека с древности было хорошо известно многим ученым, еще Пифагор утверждал, что «музыка очень благотворно действует на здоровье, если заниматься ею подобающим образом», называя это «музыкальной медициной». Поэтому пифагорейцы, отходя ко сну очищали разум от дневного смятения и шума определенными песнями и особого рода мелодиями и этим обеспечивали себе спокойный сон с немногими и приятными сновидениями. В своем исследовании терапевтического значения гармонии Пифагор открыл, что семь модусов, или ключей, греческой системы музыки имеют силу возбуждения различных эмоций. Терапевтическая музыка Пифагора описывалась Ямвлихом в книге «Жизнь Пифагора» таким образом: «И некоторые мелодии были выдуманы для того, чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя, и Пифагор показал в этом себя большим мастером. Другие же мелодии использовались им против ярости и гнева, против заблуждений души. А были еще и мелодии, которые умеряли желания».

Болгарский психиатр и педагог  Г. Лозанов обнаружил, что музыка стиля «барокко» при­водит тело и мозг в состояние гармонии, дает эмоциональный ключ к суперпамяти, активиру­ет лимбическую систему мозга. Эта система не только обрабатывает эмоции, но и является соединительным звеном между сознательным и подсознательным. Отсюда следует важность музыкального оформления занятия, подобного театральной практике использования музыки в сюжетно-ролевой канве действия. В книге «Ускоренное обучение с музыкой: руковод­ство для учителя» Т. Уайлер и Д. Уэбб говорят: «Музы­ка – это скоростное шоссе к памяти». А.Б. Вэскер сформулировала основные положения, касающиеся применения музыки в процессе занятия. Музыка способствует обуче­нию поскольку: расслабляет нервную систему и снимает стресс; оказывая психологическое воздействие, не­изменно влияет на физическое самочувствие, погру­жая тело в покой; музыка стимулирует и пробуждает; стимулирует работу особых электрических це­пей мозга, так как в ней есть математическое начало; пробуждает эмоции, а это - важнейший шаг к успешному обучению; изменяет психологическое состояние и по­зволяет изменить темп обучения; дает возможность быстрого управления на­строением группы, поскольку может оказывать как ус­покаивающее, так и стимулирующее воздействие.

Учиться надо радуясь познанию. Музыка как одно из средств арт-педагогики, очень близка идее живой радост­ной игры, пробуждающей интерес, приносящей удо­вольствие и облегчающей достижение цели обучения. Поэтому очевидно, что для обучения в XXI веке пространство, наполненное добротой, любовью, поло­жительными эмоциями, музыкой будет не роскошью, а необходимостью. Ведь если «подключено чувство» дети мо­гут выучить почти все». Поэтому каждому педагогу, полезно помнить общетворческий, общепедаго­гический завет К.С. Станиславского: «Музыка может все, она выманивает любые чувства, ей подвластны любые состоя­ния, если это именно та музыка, которая нужна сию мину­ту и, если эту музыку суметь услышать».