Адильбекова А.К.

 

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Казахстан

 

Сущность и классификация дидактических игр, используемых в начальной школе

В Послании президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе» сформулирован государственный заказ: «Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана» [1].

Согласно «Концепции раз­вития образования в Республике Казахстан до 2015 года» для интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство, развития конкурентоспособности требует модернизации отечественного образования, адек­ватной методологии, трансформации знаниецентристской парадигмы в компетентностную, кардинального изменения и обновления содер­жания школьного образования[2].

При научной характеристике какой-либо сущности принято давать сжатое описание – определение. С игрой, как было отмечено выше, однозначные дефиниции затруднены в связи с масштабностью самой категории. Попробуем обозначить то, посредством чего игра определяется, то есть опишем игру, во-первых, через игровой контекст, ту среду, условия, в которых игра обитает и развёртывается. Во-вторых, определим константы игры, то есть те постоянные величины, которые непременно присутствуют в любой игре.

Слово «игра» обозначает в русском языке несколько различных и порой малосхожих между собой понятий. К числу основных значений этого слова относятся игра, как вид деятельности человека, проявляющаяся как игра детей, спортивная игра.

У игры своя природа, своё строение, совокупность устойчивых связей, обеспечивающих её целостность, взаиморасположение и связь составных частей, своя структура. Природа игры – это её «атмосфера», реальные ценности, всё, что так или иначе связано с настроением, возникающим в ходе игры: бодрость, радостное самочувствие, активный жизненный тонус. Элементами природы являются и присущие игре импровизация, интуиция, эмоциональность, символизм.

Одним из основных компонентов природы игры является её двуплановость. Личность в игре находится одновременно в двух планах: реальном и условном. Ребёнок, с одной стороны, выполняет реальные действия в реальных условиях для решения разнообразных творческих или утилитарных задач игры. С другой стороны, в этой реальной деятельности есть обязательно условность, иррациональность. При  нарушении одного из планов игра всегда расстраивается. Нарушение игрового, условного плана делает игру бессмысленной и слишком похожей на обыденность. Утрата реального плана переводит игру в чисто фантазийный план. В игре рождается воображаемая ситуация (но и сама игра возможна только тогда, когда такая ситуация имеет место). Предметы и весь окружающий мир включены в условное действо. Игра требует и со своей стороны создаёт то, что известный советский психолог А.Н. Леонтьев называл «мнимой ситуацией». Человек добровольно погружается в условный игровой мир, чтобы начать смотреть на реальные предметы глазами игрока, задумавшего свою игру и подбирающего для неё необходимый инвентарь [4].

Структура игры – это композиция, процессуальная и операциональная основа, наличие необходимых для конкретной игры структурных игровых единиц, их взаиморасположение.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры – её разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

Социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей  норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не её результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

Коммуникативная игра. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество – коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.

Диагностическая функция игры. Диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведёт себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое «поле самовыражения».

Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в   поведении,  в   общении   с   окружающими,   в   учении.   Оценивая терапевтическое значение игровых приёмов, Д.Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребёнок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребёнка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.

Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнёров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Развлекательная функция игры. Развлечение – это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, то есть стабилизации личности, реализации уровней её притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность [5].

 

Литература:

1.     Н.А.Назарбаев. Построим будущее вместе // Северный Казахстан. - 2011. - 04 февраля.

2.     Концепция 12-летнего среднего общего образования // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2007.-№ 2.-C.5-28.

3.     Закон Республики Казахстан «Об образовании». – Астана: Акорда,  2007– 27 июля.

4.     Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 1989.-195 с.

5.     Захарова С.И. Математику учим в игре // Начальная школа – 1999. - №8.- С. 40 - 43.