Филологические науки/2. Риторика и стилистика

 

К.п.н. Молчанова Е.Е.

Астраханский  государственный университет, Россия

 

К вопросу о гедонистической функции СМИ

 

Как известно, одной из специфических функций СМИ является гедонистическая, которая направлена не только и не столько на предоставление развлекательной информации (что многими газетами, журналами, теле- и радиопередачами в нашей стране понято, к сожалению, именно так), сколько на то, чтобы большая часть информации, в содержательном и формальном планах, вызывая у адресата чувство удовольствия, отвечая его эстетическим потребностям, не снижала его интеллектуальный уровень, не доводила его до примитивного.

Рассмотрение вопроса требует обращения к гедонизму как одному из философских учений.

Гедонизм (греч. hedone - наслаждение) – «этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения» [14].

Так исторически сложилось, что первым стало развиваться направление, связанное исключительно с наслаждением от еды, питья и т.п. – т.е. исключительно только от телесного. Именно оно оказалось настолько сильным, что более чем через 1500 лет гедонизм многие понимают только так. Более того, этот примитивный смысл приписывают и другому направлению, кардинально отличающемуся от указанного – эпикуреизму. Его основатель, Эпикур, подчеркивая чувственную природу наслаждения, отдавал предпочтение не скоропреходящим, минутным плотским удовольствиям, а тем, которые вызывают устойчивое счастливое состояние. А такими, по его мнению, могут быть только духовные формы блаженства. Счастье – высшее благо – достигается мудростью (которая учит жить с душевным спокойствием, получаемым в результате отказа от суетных желаний) и дружбой, объединяющей единомышленников. Не отрицая категорически телесные удовольствия, эпикуреизм одобряет их при условии разумного направления, признает те, которые вызываются естественной необходимостью. Следовательно, жизнь без наслаждения, даже кратковременного, невозможна. Подтверждением может служить, например, такой факт. Нам приятно, когда нас узнают, с нами здороваются, к нам определенным образом обращаются. Небезосновательно формулы речевого этикета американский психоаналитик Э. Берн назвал «поглаживания» [4]. Неожиданно встретившиеся люди могут не развернуть общения, но посредством этих «поглаживаний» хотя бы в минимальной степени улучшить эмоциональный настрой друг другу (во многих случаях – что зависит от множества факторов).

Разделяя желания на естественные и вздорные (например, желание бессмертия), а естественные – на необходимые (например, голод, жажда) и не необходимые (например, изысканные яства и т.п.), философ считал, что лучше ограничить себя необходимым, чтобы понапрасну не расстраиваться по причине невозможности достижения вздорных желаний: это порождает зависть, злобу, ненависть и т.п. По мнению Эпикура, «мудрец… знает меру своих сил и разумно пользуется ими…» [15]. Современные философы, учитывая, что удовлетворение желаний нередко происходит при задействовании других людей и потому может возникнуть конфликт интересов, считают, что в связи с этим, принцип наслаждения следует преподнести таким образом: «Стремясь к осуществлению своих желаний, не допускай произвола и уважай права других» [6].

Удовольствие трактуется философами следующим образом: «чувство и переживание, сопровождающие удовлетворение потребности и интереса» [7].

Данная дефиниция указывает на прямую связь с эмоциями, которые представляют собой «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта» [12].

Психологами дифференцируются простейшие и высшие эмоции.

Ощущения – простейшая форма эмоций – это отклик на удовлетворение физиологических (витальных) потребностей.

Чувства – высший продукт развития мышления (рацио) – отклик на удовлетворение высших потребностей: социальных, идеальных (познания, вооружения умениями, творчества).

Естественно, что необходимо удовлетворение любых потребностей, поскольку оно приводит к уменьшению внутреннего напряжения (физического и психического), т.е. способствует восстановлению жизненных функций организма. Получение удовольствия стимулирует и физиологическую, и рациональную, и эмоциональную активность для дальнейших действий.

В свете изложенного, удовольствие – это позитивное явление.

Человеку присуще чувство радости от самых простых жизненных событий: от встречной улыбки, от приятного воспоминания, от полноценного отдыха, от встречи с друзьями, от веселья и т.д. и т.п.

Тем не менее человеку разумному в поисках удовольствий и в ходе их получения следует руководствоваться известным высказыванием – «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека» (что совпадает по сути с мнением современных философов).

Как было сказано ранее, удовольствие можно получить от удовлетворения идеальных потребностей (познания, вооружения умениями, творчества), образующих вместе с социальными, высшие. Но нас интересуют прежде всего идеальные, в связи с рассматриваемым вопросом.

Попытаемся выяснить, что составляет гедонистическую функцию СМИ.

1. Удовольствие можно получать от формальной стороны СМИ, реализуемой визуальными, аудиовизуальными и печатными (прежде всего, естественный язык в печатной форме + иконические знаки: фотографии, рисунки) источниками.

Это доказали разработчики теории и практики НЛП Р. Бендлер и Д. Гриндер, выделявшие роль ведущего канала восприятия мира (ведущей репрезентативной системы – представляющей, отображающей) в коммуникации и возможности влияния на него. Учеными были установлены 4 типа: визуалы, аудиалы, кинестетики, дигиталы. Визуалам интересен видеоряд, аудиалам – звуковой ряд, кинестетикам – ощущения от увиденного или услышанного, дигиталам – знания, полученные в результате так или иначе воспринятого; даже в том случае, если они вызывают вопросы [3].

Выводы теории НЛП принципиально важны в том плане, что, несмотря на массовость адресата, который представляет собой «неоднородную рассредоточенную анонимную аудиторию» [13], за ним стоят конкретные люди с присущими им ведущими репрезентативными системами. И этим конкретным людям необходимо и интересно получать информацию конкретным путем.

Поскольку в центре нашего внимания – реализация гедонистической функции СМИ, наибольший интерес для нас вызывают дигиталы.

Для представителей этого типа ведущего канала/ведущей репрезентативной системы характерен диалог с самим собой, им важно понимание полученной информации без сторонних вмешательств, поэтому они предпочитают чтение как вид речевой деятельности. Доминирующие для них слова – «интересно», «понимаю», «следовательно», «знаю».

2. Удовольствие можно получить от чтения.

Как известно, специалисты относят чтение к непродуктивным формам речевой деятельности и трактуют его следующим образом: Чтение понимается как «вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста» [10].

Но внешняя непродуктивность никаким образом не свидетельствует о том, что отсутствует результат другого типа – внутренний. Чтение, согласно теории речевой деятельности, относят к реактивным видам. Реакция эта заключается в тех мыслях-текстах, которые порождаются в итоге прочитанного. Читая, особенно про себя, человек усваивает не только некое положение дел, но и пытается постичь, почему, зачем автор обращается к этому событию, факту; каково его мнение относительно этого явления (если это допустимо – в зависимости от стиля); в результате этого адресат сопоставляет позицию автора со своей, соглашаясь / не соглашаясь. В любом случае рождается реактивный текст, который подтверждает давно высказанную Платоном мысль: «Мне представляется, что душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая или отрицая. И тогда, когда она… быстро или медленно поняла, в согласие с собой пришла, мы полагаем это ее мнением, так что иметь мнение, по-моему, значит говорить, а мнение есть словесно выраженная речь, но… не голосом, а молча» [11].

Как было сказано ранее, дигиталам интересно размышлять, знать. Таким образом, им крайне важен сам факт понимания, которое трактуется, в частности, как «деятельность связывания идей, установления отношений между ними, приведения их к целостному, системному виду». [1]. Им нравится думание – «формирование мысли во внутренней речи» [9]. Все сказанное особенно ярко проявляется при чтении текстов в жанре коротких комментариев, к которым мы обратились как к фактуальному материалу.

3. Удовольствие можно получать от темы и соответствующего ей содержания, представленного в конкретном жанре.

«Текст – мир знаний и раздумий, мнений и страстей, восприятия и истолкования действительности», - считает Е.И. Диброва [8].

Экстралингвистические факторы (национальность; пол; возраст; уровень образованности и воспитанности; особенности характера как продукта взаимодействия природного и социального, в том числе влияния воспитания и образования; фоновые знания; социальное положение, социальная роль; физическое и эмоциональное состояние и др.), безусловно, влияют на формирование, изменение, стабилизацию наших представлений, ценностей, норм, установок, мотивов – т.е. субъективаций.

Что касается получения сведений посредством СМИ, в том числе печатных, то здесь необходимо говорить о предпочтении адресата определенному типу информации, а нередко – об интересе к обоим типам.

Охарактеризуем их подробнее.

Предметно-логическая (интеллектуальная, дескриптивная, объективная, фактуальная) информация дает ответы на вопросы «Что за явление? В чем его суть? Каковы его причины? Каковы его формы? Каковы его возможные последствия?». Цель текстов с такой информацией – изменение знаний адресата.

В качестве предмета речи уважающее своих читателей солидное СМИ выбирает события, наиболее общественно значимые. Факт, подтвержденный естественными доказательствами (видео-/аудиозапись, показания очевидцев, фото, заключения различных специалистов и т.п.) лежит в основе подобной информации. Факт, вне субъективного отношения к нему с чьей-либо стороны. Заметим, что со временем могут произойти неожиданные вещи: фальсификация документов, намеренное искажение данных очевидцами и т.д. и т.п. Но на конкретный период представленный факт будет именно таким, каким его презентовали. Без текстов с подобного рода информацией жизнь современного человека невозможна, поскольку она позволяет определенным образом организовать действия отдельных людей, коллективов, стран как внутри, так и вовне.

Прагматическая (оценочная, субъективная) информация отвечает на вопросы «Что автор думает относительно этого факта? Насколько и почему автора это волнует? С какой целью автор говорит об этом факте?». Цель текстов с такой информацией – намеренное влияние для дальнейшего изменения субъективаций, а значит – отношения к разным сторонам жизни и, соответственно, людям.

Прагматическая информация особенно ярко проявляется в публицистическом стиле, к которому относится и жанр комментария в рубрике «Политика» газеты «АиФ», который построен по схеме:

высказывание (мини-текст) известного человека (алогичное = странное, неуместное, абсурдное), мнение которого в той или иной степени волнует читателей

+

реактивный мини-текст, содержащий интеллектуальную эмоцию, подводящий теперь уже массового читателя газеты к тому, чтобы он задумался о том, что и как говорит известное лицо (насколько точно, логично, выразительно, уместно – в целом умно), сопоставил мнение журналистов с собственным, сделал выводы.

Например:

Р. Вильфанд, директор Гидрометцентра: «На основании многолетних наблюдений и расчетов я могу совершенно точно сказать, что температура воздуха в России существенно понизится к январю».

Комментарий: Хорошо, что главный синоптик страны в жару не потерял чувства юмора и обнадежил нас насчет января. Жаль, не сказал, январь какого года он имеет в виду. (№29, 2010г.)

Что касается претензии относительно парадоксографии российских СМИ, в том числе и печатных, то необходимо сказать следующее. В целом соглашаясь с ней, считаем, что газета «Аргументы и факты» не допускает перегибов в этом плане. В частности, в названной рубрике вниманию читателей предоставляются высказывания (мини-тексты) известных людей по поводу разных явлений действительности, которые при сопоставлении с известными реалиями оказываются несуразными, неуместными, абсурдными, а порой просто смешными. А ведь многие из авторов таких фраз определенным образом влияют на жизнь в стране (и даже за ее пределами), влияют и их высказывания. Так что не обращать внимания на это просто невозможно.

Например:

В. Жириновский: «Мы его (закон о полиции. – Ред.) делаем очень демократическим. Ограничиваем, куда нельзя бить. Надо конкретно указать: бить только по спине и по попе».

Комментарий: Ну и кто после этого решится сказать, что закон о полиции – ПОПУлистский? Место хоть и мягкое – зато дубинка твердая! (№39, 2010г.)

Завершая рассмотрение того, что темы, содержание, жанр, в котором оно реализуется, могут доставить наслаждение, подчеркнем: в результате чтения-осмысления текстов с любым типом информации выявляется социокультурная компетенция адресата, которая «определяет его тип как понимающего читателя, активного, творческого / пассивного, потребителя, поверхностного» [8].

4. Удовольствие можно получать от вербализованных интеллектуальных эмоций.

«Являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее», - уверены психологи [5].

А психолингвисты уверены: эмоции «натянуты» на многовековой и многомерный опыт человека.

Что касается взаимоотношений языка и эмоций, то по этой проблеме очень точно высказался В.И. Шаховский: «Общественная природа языка, связь языка с мышлением и коммуникативная предназначенность как глобальная функция языка указывают на его несомненную психологичность, т.е. человечность… Язык одинаков для всех и различен для каждого, прежде всего, в сфере его эмотивности, где диапазон варьирования и импровизации семантики языковых единиц в сфере их личностных эмотивных сигналов более широк и многообразен» [16].

Степень эмоциональной развитости личности, безусловно, связан со степенью его интеллектуальной развитости. И интеллектуальная, и эмоциональная стороны развитости человека выявляются в нем как в речевой личности.

Социокультурные знания, о которых мы говорили, образуют «культурный багаж», содержанием которого, в силу все тех же знаний и конкретной ситуации, человек распоряжается сам.

Качественность «культурного багажа», с одной стороны, позволяет человеку как личности испытывать вербализованные интеллектуальные эмоции в ходе и результате просмотра фильма, спектакля; чтения книги, журнальной или газетной публикации и др.; после услышанных анекдотов, какой-то истории, песни и др. С другой – уметь оценить те же эмоции, появившиеся у другого человека.

Весьма важным представляется тот факт, что понимание и оценка интеллектуальных эмоций с позиции «красиво-некрасиво» сближает гедонистическую функцию речи вообще и речи СМИ с эстетической. Понимание и оценка интеллектуальных эмоций происходит и в случае чтения комментариев к высказываниям известных персон, которые (высказывания и комментарии) представлены в газете «Аргументы и факты».

Как говорилось ранее, вниманию читателей газеты «АиФ» предоставляются высказывания известных людей, но такие, которые при соотношении действительности оказываются нелогичными, абсурдными. С учетом того, что немалое количество фраз принадлежит людям, от деятельности которых, в силу занимаемых постов, зависит та или иная сторона жизни, умный читатель как гражданин, включенный в разнообразные жизненные процессы, скорее всего, подумает: Как же он/она мог/могла такое сказать?! Причем это принципиальный момент, так как известно « От того, как человек владеет языком – инструментом организации деятельности – зависит и результат конкретной деятельности и благополучия существования в целом» [2].

Вернемся к реплике читателя газеты.

Это есть адмиративная оценка, образующая в совокупности с восхищением, радостью, иронией, пренебрежением, сарказмом ряд интеллектуальных эмоций.

Но интеллектуальные эмоции сначала возникают у журналистского коллектива газеты «АиФ», что находит выражение в реактивных мини-текстах иронического или саркастического содержания. Они – и это, безусловно, очень важно – заставляют задуматься об авторах высказываний-аттракторов.

Адресат газеты как речевая личность может оценить остроумность вербальных оценок, которые (и это делает честь изданию) никогда не бывают вульгарными, низкопробными.

Например:

Р. Нургалиев, министр внутренних дел: «Пора нам действительно сказать: не надо бояться человека с ружьем, это добрый человек. Это человек, который придет на помощь. Он должен быть в шаговой доступности».

Комментарий: В шаговой доступности в первую очередь должен быть все-таки супермаркет. И желательно – без майора Евсюкова! (№45, 2009г.). (Майор Евсюков расстрелял нескольких посетителей одного из супермаркетов страны).

Наличие у человека говорящего/речевой личности определенного качества «культурного багажа» зависит, в частности, от самой личности и в той или иной степени позволяет ей реализовываться. Это касается и адресанта, и адресата.

Итак, наслаждение жизнью, разнообразными ее проявлениями – это и способ выживания, и путь проживания, постижения мира и себя в мире.

Выбор этого способа, пути, как уже было сказано, во многом определяется самим человеком. В итоге – «Каждый счастлив настолько, насколько решил быть счастливым» (А. Линкольн).

 

Литература:

 

1.           Автономова Н.С. Метафизика и понимание// Загадка человеческого понимания: сб. статей под общ. ред. А.А. Яковлева. – М., 1991. – С. 95-113. – С. 103.

2.           Аннушкин В.И. Язык и жизнь. книга о русском языке – речи – слове. – М.: Русская школа, 2009. – 320 с. – С. 28.

3.           Бендлер Р., Гриндер Д. Из лягушек – в принцы. Нейро-лингвистическое программирование. – Екатеринбург: Корвет, 2010. – 250 с.

4.           Берн Э. Игры, в которые играют люди. – Л.: Лениздат, 1992. – 220 с. – С. 28.

5.           Выготский Л. С. Учение об эмоциях. Собр. соч. в 6-ти т. – М.: Наука,1994. – Т. 6. – 530 с. – С. 491.

6.           Гусейнов А.А. Ценности и цели: как возможен моральный поступок?/ Этическая мысль. – Вып.3 – М.: ИФРАН, 2002. – С. 17.

7.           Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М.: Гордарики, 1998.- 472 с. – С. 312.

8.           Диброва Е.И. Пространство текста в композитном членении// Доклады IV Международной конференции. – М., 1998. – С. 98-138. – С. 137; С. 100.

9.           Зимняя И. А. Психологическая характеристика понимания речевого общения// Оптимизация речевого воздействия. – М.: Наука, 1990. – С. 161-169. – С. 162.

10.       Князьков А. А. Чтение// Педагогическое речеведение: словарь-справочник. – 2-е. из., испр. и доп./ под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской., сост. А.А. Князьков. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 312 с. – С. 281. 

11.       Платон. Сочинения: в 3-х т. – М.: Мысль, 1970. – Т.2. – 610с. – С. 117-119.

12.       Психология. Словарь/ под общ. ред.  А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского, 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат. – 494 с.– С. 461

13.       Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. – М.: Ин-т Рус. яз. им. А.С. Пушкина, 1998. – 291с. – С. 22.

14.       Философский энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 815 с. – С. 112.

15.       Шакир-Заде А.С. Эпикур. – М.: Соцпедгиз, 1963. – 220 с. – С. 200.

16.       Шаховский В.И. Языковая личность в эмоциональной коммуникативной ситуации// Филологические науки. – 1998. - № 2. – С. 59-65. – С. 59.