Тамразова Илона Геннадьевна

Эристика в перспективе исследования речевого поведения

 

Всякое высказывание как единица речевого взаимодействия является моментом непрерывного речевого общения (жизненного, литературного, познавательного, политического). По определению А.-Ж. Греймаса, «язык живет и исторически становится именно здесь, в конкретном речевом общении, а не в абстрактной лингвистической системе форм языка и не в индивидуальной психике говорящих.

Отсюда следует, что методологически обоснованный порядок изучения языка должен быть таков:

1) формы и типы речевого взаимодействия в связи с конкретными условиями его;

2) формы отдельных высказываний, отдельных речевых выступлений в тесной связи со взаимодействием, элементами которого они являются, т.е. определяемые речевым взаимодействием, жанры речевых выступлений в жизни и в идеологическом пространстве человека и общества» [Греймас, Курте, 1983].

Эристическое речевое взаимодействие представляет собой особый речевой жанр, который выходит за рамки формальной организации, определяемой как спор, дебаты, диспут и т.д. Этот жанр во многом зависит от совокупности параметров речевой ситуации и может проявляться как речевая стратегия в силу институциональных рамок коммуникации (судебные или парламентские слушания, теледебаты и т.п.), либо как речевая тактика на определенном этапе как обыденного, непринужденного, так и официального, публичного, институционального общения.

Преобладание эристического в той или иной ситуации общения может определять особенности речевого поведения личности и, по мнению многих исследователей, речевого поведения этноса.

Так, в своих работах И.А. Стернин представляет определенные методологические основания для оценки речевого поведения вообще и национального речевого поведения, в частности [Прохоров, Стернин, 2007].

«Под коммуникативным поведением понимается совокупность норм и традиций общения народа, социальной, возрастной, гендерной, профессио­нальной и т.д. групп, а также отдельной личности. В настоящее время многочисленные исследования в сфере антропоцентрической лингвистики, речевых жанров, контрастивной и этнической культурологии, прагмалингвистики ставят на повестку дня проблему системного описания коммуникативного поведения как народов в целом, так и отдельных социальных, возрастных, гендерных групп и индивидов» [Стернин, 2000: 3]. Национальное коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций общения определенной лингвокультурной общности предполагает коммуникативную культуру, т.е. коммуникативное поведение народа как компонент его национальной культуры, фрагмент национальной культуры, отвечающий за коммуникативное поведение нации.

Коммуникативные нормы – коммуникативные правила, обязательные для выполнения в данной лингвокультурной общности (знакомого надо приветствовать, за услугу благодарить и т.д.).

Коммуникативные традиции – правила, не обязательные для выполнения, но соблюдаемые большинством народа к рассматриваемые в обществе как желательные для выполнения и т.п. [там же].

Ю.А. Сорокин утверждает: «Этнос как лингвокультурную единич-ность/лингвокультурную общность следует рассматривать в качестве глобальной коммуникационной сети. Иными словами, этнос существует в виде процессов трансляции и мены семиотическими продуктами, имеющими соответствующую ценность и являющимися формой и способом опредмечивания его менталитета. Этнико-коммуникационная лингвокультурная сеть является замкнутой диалогической сетью, внутри которой происходит циркуляция культурем/менталем. Как правило, культуремы/менталемы, циркулирующие внутри определенной лингвокультурной общности, характеризуются гомогенностью, стабильностью и телеологичностью, сигнализируя о способах семиотико-культурологической защиты, позволяющей лингвокультурной общности сохранять уникальность и целостность. Иными словами, лингвокультурная общность как коммуникативная и диалогическая сеть характеризуются культурологической непрозрачностью и, тем самым, самодостаточностью и автономностью.

Отсюда следует, что взаимодействие некоторых двух лингвокультурных общностей – это взаимодействие двух коммуникационных/коммуникативных сетей, двух самодостаточных и автономных диалогов, каждый из которых характеризуется специфической конфигурацией культурем/менталем и особыми правилами их трансляции, восприятия и понимания» [Сорокин, 1994: 8-9].

По мнению И.А. Стернина, могут быть предложены три основные модели описания коммуникативного поведения народа: ситуативная, аспектная и параметрическая.

Все три модели призваны обеспечить комплексность описания коммуникативного поведения, но различаются своим назначением.

Параметрическая модель предполагает системное теоретическое описание коммуникативного поведения на основе некоторой заданной совокупности параметров, по которым может быть описано коммуникативное поведение любого народа.

Выделяются коммуникативные факторы, коммуникативные параметры и коммуникативные признаки. Основой описания являются коммуникативные признаки (действия, факты), выделенные на эмпирической основе, из проанализированного контрастивным методом материала. Эти признаки для удобства описания систематизируются, обобщаются в параметры, а параметры – в факторы. Таким образом, получается обобщенная модель коммуникативного поведения народа, построенная снизу вверх и представляющая собой обобщение выявленных особенностей национального коммуникативного поведения. Выявление факторов и параметров описания коммуникативного поведения народа – важная и сложная научная задача. Описание коммуникативного поведения народа по параметрической модели предполагает полную характеристику релевантных черт коммуникативного поведения исследуемой лингвокультурной общности или группы по сравнению с коммуникативным поведением сопоставляемого народа или группы. В параметрической модели вербальные и невербальные коммуникативные признаки рассматриваются не раздельно, а в рамках одних и тех же параметров, поскольку выполняемые ими функции в рамках определенных коммуникативных параметров совпадают, и вербальные и невербальные средства взаимно дополняют друг друга.

Ситуативная модель предполагает описание коммуникативного поведения народа в рамках коммуникативных сфер и стандартных коммуникативных ситуаций (приветствие, извинение, вступление в контакт, выход из общения, общение в гостях, общение в коллективе, общение по телефону, общение с детьми, национальная невербальная система и т.д.) Ситуативная модель также строится на эмпирическом материале.

В ситуативной модели отдельно рассматривается разнотипные коммуникативные средства, используемые в несовпадающих коммуникативных ситуациях и сферах.

Аспектная модель является промежуточным этапом описания коммуникативного поведения народа, группы или личности. Она предполагает описание коммуникативного поведения по нескольким аспектам, выделенным исследователем. Эти аспекты обобщенно отражают те сферы общения, в которых обнаруживается национальная или групповая специфика. Аспектная модель предлагает большую степень абстракции и системности описания, нежели ситуативная, и является подготовительным условием перехода к параметрическому описанию.

 

 

Библиографический список

 

1.      Греймас, А.-Ж. Размышления об актантных моделях [Текст] / А.-Ж. Греймас //Вестник МГУ. Серия «Филология», 1996, №1.- С. 118-135.

2.     Греймас, А.Ж., Курте, Ж. Семиотика. Объяснительный словарь [Текст] / А.Ж. Греймас, Ж. Курте // Семиотика. – Под ред. Ю.С. Степанова.- М.: Радуга, 1983. – С. 483-550.

3.     Греймас, А.Ж., Фонтаний, Ж. Семиотика страстей. От состояния вещей к состоянию души. [Текст] / А.Ж.  Греймас, Ж. Фонтаний – М.: Изд-во ЛКИ, 2007.- 336с.

4.      Сорокин, Ю.A. Этническая конфликтология [Текст] / Ю.А. Сорокин.- Самара: Русский лицей, 1994.-96с.

5.     Сорокин, Ю.A., Тарасов Е. Ф., Шахнарович A.М. Теоретические и при­кладные проблемы речевого общения [Текст] / Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, А.М. Шахнарович - М.: Нaукa, 1979. - 327с.

6.     Степанов, Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. [Текст] / Ю.С. Степанов – М.: Едиториал УРСС, 2001.-312с.

7.     Стернин, И. А. Модели описания коммуникативного поведения [Текст] / И.А. Стернин -  Воронеж, 2000.- 27с.

8.     Стернин, И.А. Методика исследования структуры концепта [Текст]  / И.А. Стернин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики.- Воронеж: ВГУ, 2001.- С.58-65.

9.     Стернин, И. А. Практическая риторика. [Текст] / И.А. Стернин - Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Academia, 2003.- 268с.