Соискатель кафедры социологии, политологии и обществоведческого образования

Шарауров И.В.

Педагогический институт Южного федерального университета

 

Бесплодие репродуктивной части населения как результат             разрушения духовного образа жизни

«Нельзя лечить тело, не излечив душу»

Сократ

Современные мировые тенденции развития, связанные с высокими темпами научно-технического прогресса, свидетельствуют о том, что вместе со стремительными достижениями науки, кардинальными изменениями в политике и экономике разных стран особую актуальность приобретает духовное развитие общества в целом и каждого человека в отдельности. Во многом это связано с изменениями, происходящими в общественном сознании, в котором идёт процесс универсализации, «когда приобретение реальным мышлением черт планетарного сознания является своего рода важнейшей формой его кардинальных изменений в окружающем мире. В сознании людей во всё большей мере находит отражение убеждённость в том, что мир, его экономическая, социальная и духовная жизнь приобретают общие черты, обладают сближающимися характеристиками» [1]. Более того, духовность либо её недостаточность, духовный образ жизни или безнравственное существование, оказывают непосредственное влияние на общественное и индивидуальное здоровье населения, на смертность и рождаемость. Важным маркером, характеризующим  прогрессивное развитие государства,  его авторитет в международных отношениях, является духовно развитое, здоровое, трудоспособное население, обеспечивающее постоянное собственное воспроизводство с неуклонным снижением показателя смертности. Репродукция человека – главная составляющая демографической политики любого государства. Её противоположностью, ставящей под угрозу процесс самовоспроизводства человека, является феномен бесплодия.

Существует традиционное понятие бесплодия в отечественной и зарубежной науках.         Бесплодие (лат. Sterilitas) в медицине определяется как «неспособность лица детородного возраста к воспроизводству потомства» [2].

         Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения «…около 8 % супружеских пар в течение репродуктивного периода жизни сталкиваются с проблемой бесплодия» [3].

В США по данным Бюро Переписи Населения « на 2010 год в США каждая пятая семейная пара имеет серьезные проблемы с зачатием ребенка, по информации из других источников число бесплодных пар в США составляет 9% от общего числа. По сравнению с США, приблизительный показатель бесплодия в странах Восточной Европы и России приближается к критической отметке 15 % населения (по неофициальным данным давно перевалил за 20%)» [4].

По статистике в Украине бесплодие встречается приблизительно у 14% супружеских пар, а это около 1 млн. В Белоруссии приблизительное количество бесплодных супружеских пар тоже составляет около 15%.

Согласно статистическим данным России, бесплодными признаны 6 млн. женщин и 4 млн. мужчин. Таким образом, в России страдают бесплодием около 15% семейных пар. Ежегодно, цифра имеет свойство увеличиваться на количество бесплодных — до 250 тыс. человек [5].

Гипотезой нашего исследования является влияние духовности, нравственного образа жизни  на здоровье человека: в частности на репродуктивную функцию населения России. В данном случае отправной точкой определения духовности мы будем считать  следующее: «Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы» [6].

Важным для определения духовности является понятие духа с  религиозной точки зрения, как основы и смысла жизни человека: «Дух — это не нечто абстрактное, не красивый художественный собирательный образ для обозначения культурного и интеллектуального уровня человека. Дух, как это известно из всех светлых религий, представляет собой бессмертную частицу божественного огня, вложенного в каждого человека Творцом. Это то, что дает нам жизнь, жизненную силу. Это наше творческое начало, дающее нам возможность приближаться к Богу. Наконец, это наша совесть, то есть внутренний безошибочный критерий истины, глубинное представление об идеале, о гармонии, о том, как должно все быть на самом деле» [7].

Аномалиями, характеризующими низкий уровень духовности, безнравственный образ  жизни, ведущими  к физическому и душевному саморазрушению являются  курение, употребление алкоголя и наркотических средств, порнография и другие отклонения от жизненного предназначения, изначально не данные человеку Природой, Космосом и Создателем для осуществления смысла жизни на Земле.

В целях  научного исследования влияния бездуховного образа жизни на возникновение бесплодия  было проведено анонимное анкетирование женщин фертильного возраста в супружеских парах  с  диагнозом «бесплодие с неустановленной  этиологией». Базой исследования выступили  Государственное Бюджетное  учреждение  Ростовской области Перинатальный Центр и ФГБУ «РНИИАП» Минздравсоцразвития РФ.  В числе респондентов были опрошены  женщины,  никогда ранее не имевшие детей. Процесс анкетирования вызывал, скорее, желание в нём участвовать, чем нежелание.  С нашей точки зрения, объяснения этому заключаются в стремлении респондентов получить исчерпывающую диагностику и точные рекомендации для решения данной проблемы. В опросе приняли участие  693 женщины, состоящие в браке. Показательным моментом  исследования является возраст респондентов: были выбраны участницы опроса 1983 – 1995 гг. рождения. Данный период в истории России создал сложные демографические проблемы, нанёс удар по духовным, культурным ценностям российского общества, по  состоянию общественного и индивидуального здоровья населения.

Вопросы анкеты были составлены с учётом получения данных о наличии духовной деградации, безнравственности в   образе жизни респондентов, либо отсутствия таковых. Результаты исследования представлены в виде таблицы.

 

 

 

 

 

Таблица 1

Показатели деликвентного образа жизни  женщин с диагнозом «бесплодие»

Вид деликвентного поведения

Количество фактов  от общего числа респондентов(%)

Курение

84

Употребление алкоголя

79

Увлечение порнографией

99

Половая жизнь до вступления в брак

 

75

Наличие перенесённых венерических (инфекционных) заболеваний

 

 

 

5

Перенесённые аборты

2

Употребление наркотиков

 

---


Безнравственными явлениями в образе жизни исследуемых респондентов были представлены курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ, увлечение порнографией, половая жизнь до брака, использование противозачаточных средств, наличие в биографии перенесённых абортов и венерических заболеваний. Вопросы, обращённые к участницам опроса,  предполагали ответ по 3 временным показателям:

1.     Когда впервые это случилось с Вами?

2.     Длительность действия.

3.     Происходит ли  это событие в настоящее время?

 

Анализ ответов, связанных с курением, при всей  абсурдности  отнесения   к женскому полу, дал неожиданные результаты: 84%  от общего числа опрошенных курят в настоящее время, а период употребления первой сигареты в этой группе варьируется возрастом 12-17 лет. Ответы респондентов свидетельствуют, что они не считают это явление достойным общественного осуждения и не связывают  курение с бесплодием.

Данные по употреблению алкогольных напитков превзошли ожидания: 79% (!) женщин из числа опрошенных, состоящих на учёте по причине бесплодия, употребляют различные по крепости спиртные напитки в настоящее время. Время употребления первой в жизни дозы алкоголя также  приходится на возрастной период 12–17 лет. Периодичность употребления в прошлом и настоящем различна: от 3 раз в месяц до 5 раз в неделю. Причины употребления алкоголя распределились по 3 направлениям: «по праздникам», «при стрессе и горе», «для аппетита».

Результаты выявления фактов употребления наркотических средств были отрицательными: на подобные вопросы анкеты участницы отвечали категоричным «нет». Настораживающим явлением, выразившимся в процентном показателе,  стал факт не заполнения соответствующей строки анкеты ответом – 2%.  Забывчивость респондентов в данном случае исключена, поскольку  отсутствовали ответы только на вопросы, связанные с употреблением наркотиков. Это даёт основание предполагать   факт наличия    разового, несистематического (вечеринки, пикники, и т.д.) употребления «лёгких» наркотиков (например,  курение гашиша).

Отрицательным «лидером» в вопросах исследования безнравственных сторон образа жизни стало увлечение порнографией: 99% участниц опроса заявили о регулярном, либо периодическом просмотре видеофильмов, фотоснимков, анимационных фильмов, роликов порнографического содержания. Событие первого знакомства с порнопродукцией  исследуемые отнесли к периоду появления первых видеомагнитофонов и видеоплейеров в России. Этот период соответствовал 12-15 летнему возрасту респондентов. Из ответов следует, что с момента первого знакомства с данным аморальным явлением до настоящего времени процесс потребления порнопродукции не прекращался. Источники потребления: Интернет, видеорынок, обмен между друзьями и т.д. Смысл потребления объяснялся следующим образом:  «это «зажигает»  для сексуальной жизни»; «да этим вся молодёжь интересуется»; «эту теорию я применяю на практике»; «так  было всегда, во все времена, только не было технических средств это показать»; «человеку всегда это интересно» и т.д.  Ответы респондентов не содержали элементов стыда, либо объяснений, что они совершают аморальные действия.

Обработка ответов анкет по вопросу половой жизни до брака позволила получить цифровые показатели на уровне показателей употребления алкоголя и курения: 75% опрошенных женщин, от общего числа исследуемых,  начали вести половую жизнь до вступления в брак. Время первого полового контакта находится в возрастном периоде 14-17 лет. Причём, только 11% участниц опроса вышли замуж за мужчину первого контакта.

Несмотря на научно-обоснованное доказательство прямого влияния абортов на репродуктивную функцию женщины, никому из участниц  опроса не был поставлен диагноз «бесплодие» по причине аборта. В нашем исследовании только 2% от общего числа исследуемых нами участниц перенесли операцию аборта. Возрастной период проведения аборта у данной категории женщин – 17-21 год.

Отдельным блоком вопросов анкеты было исследовано применение методов контрацепции в данной группе женщин: 71% респондентов  до возникновения проблемы с зачатием применяли фармацевтические   препараты защиты от нежелательной беременности. Возраст первого применения указанных средств по анкетным данным определяется в  периоде 14-17 лет. Источник информации по применению – советы  друзей. В данном исследовании критерий употребления противозачаточных средств рассматривается как действие безнравственное, направленное на духовное и физическое разрушение организма женщины.

Одним из результатов  девиантного образа жизни  является наличие перенесённых венерических и иных инфекционных заболеваний, передаваемых половым путём  в группе анкетируемых участниц опроса. Несмотря на низкий показатель итоговых данных этого направления исследования (5%), сам факт наличия подобных результатов  свидетельствует о наличии процесса духовной деградации исследуемых женщин и безнравственности их образа жизни.

У всех женщин в группе наблюдаемых  респондентов причины бесплодия не выявлены результатами комплекса медицинских исследований, что позволяет сделать вывод о психосоматических, духовных причинах данного заболевания. Результаты анкетирования показательны для духовной деградации, безнравственного образа жизни опрошенных участниц. Тревожными показателями являются, практически, массовое употребление алкоголя, курение и половая жизнь до вступления в брак среди исследуемых женщин. Вектор, характеризующий подобные  девиантные явления в образе жизни участниц, стремиться  к 100%.  Показательными являются результаты сравнительного опроса, проведённые среди такого же количества мужчин: 73% от общего количества опрошенных курят, 76 % употребляют алкогольные напитки, 100%  начали   половую жизнь до  вступления в брак. Таким образом, женщины, по результатам опроса, опережают мужчин по курению и употреблению алкогольных напитков. Эти  аномальные  явления свидетельствуют о глубоком кризисе в духовности женского населения России. Речь не может идти о полном уничтожении духовности, духа, ибо « совершенный и бессмертный дух не может деградировать» [8]. Суть процесса заключается в том, что «мы сами можем подавлять свой дух, отгораживаться от него, окружая его всякими темными оболочками, лишая его возможности пробиться наружу, проявиться в полной мере, реализоваться в мире. Это один из главных грехов человека — грех гордыни, отказ от своей божественной природы и от своего истинного предназначения, отказ от своей совести. Именно грех гордыни наиболее часто является первым шагом к активному служению злу» [9].

О снижении духовного развития,  о духовной деградации говорят факты тотального увлечения порнографической продукцией, формирование гедонического смысла и образа жизни, «согласно которому  удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью в жизни» [10]. Вопреки законам Природы и Вселенной,  таинство отношений между мужчиной и женщиной,  изначально основанное на глубоких чувствах Любви, становится  всеобщим,  пошлым созерцанием извращённых действий, дающим возможность  вызывать  физиологические реакции человека только как биологического существа. Показатели факта этой стороны деградации духовности самые высокие по результатам анкетирования.

Важным обстоятельством, повлиявшим на снижения уровня духовности репродуктивной части населения России, по нашему мнению, явился процесс так называемой «сексуальной революции» в России, начало которого приходится на период коренных изменений в государственном строе, в экономике и политике России. Это период влияния отрицательных  социальных факторов на здоровье населения. Качество и необходимость проведённых в то время реформ вызывают неоднозначные оценки исследователей. Одной из подобных реформ стало создании е Центров планирования семьи (ЦПС), первоначально финансируемых западными странами. Главной  задачей  подобных центров стала профилактика нежелательной беременности среди молодёжи, пропаганда «свободной» любви, использование в этих целях противозачаточных средств.  В этих целях был организован  неконтролируемый ввоз в Россию контрацептивных препаратов и бесплатное их распространение через ЦПС. Миллионы молодых девушек, «опьянённых» запахом свободы, стали объектом проводимого эксперимента, не задумываясь о влиянии препаратов на здоровье и репродуктивную функцию. Последствия подобных реформ до настоящего времени наблюдаются не только в демографическом развитии России, но и в общественном и индивидуальном здоровье населения [11]. Действия фармацевтических препаратов, используемых в контрацепции, их влияние на беременность или бесплодие до конца не изучены современной наукой. Однозначного мнения об их абсолютной безвредности в современной науке  нет. Рекламную массированную атаку на сознание молодёжи в этом аспекте осуществляют лишь заинтересованные в получении суперприбылей фармацевтические кампании. Именно они ненаучно и необоснованно  утверждают о полной безвредности контрацептивов.

В проведённых исследованиях прослеживаются ступени духовной деградации и  саморазрушения здоровья  участниц  опроса: «информативный поток о «сексуальной революции» - курение – употребление алкоголя (возможно, наркотических веществ) – половая жизнь до брака – аборты - использование контрацептивных препаратов – перенесённые венерические (инфекционные) заболевания – бесплодие». По нашему мнению, наблюдается  либо некачественное  воспитание, либо его отсутствие у данной категории исследуемых респондентов.

Воспитание  занимает значимую часть формирования духовной жизни человека. Результаты нашего исследования позволили увидеть тревожное состояние «первичности» в  явлениях формирования безнравственного образа жизни, в становлении процесса духовной деградации. Наступление первого факта каждого из направлений девиантного поведения у девушек (первая сигарета, первая рюмка, первый половой контакт до брака и т.д.)  соответствует периоду обучения в среднем учебном заведении (средняя школа, колледж, ПТУ – 12 – 17 лет. В связи с этим, качество воспитательного процесса вызывает определённые сомнения. Здесь видится  прямая ответственность учителя за духовное становление личности ребёнка. Никакие социальные потрясения, изменения в жизни общества не должны влиять на нравственные убеждения педагога, воспитателя, учителя.  Совершенствуя  свой дух, он должен формировать и развивать духовность учащихся, препятствовать разрушению нравственности, деградации  ростков духовности у детей, прививать им навыки саморазвития и совершенствования духа. Воспитание девочек должно подвигнуть на разработку специальных методик этого процесса: материнство как главное предназначение в жизни, роль в семье и в воспитании детей, способность к формированию духовного образа жизни, приоритеты Любви и Добра и многое другое, что определяет место женщины в социуме. Необходимо с усердием доводить до сознания молодёжи, что негатив пагубных явлений – это отклонение от нормы, а не сама жизнь. Приоритетным направлением духовного развития общества должно стать возрождение утраченной за предыдущие годы роли Женщины и Матери в российском обществе.

Результаты анкетирования  позволяют увидеть, что на фоне полного отсутствия каких-либо заболеваний у участниц опроса,  которые препятствовали бы их репродуктивной функции и которые  подтверждались бы  методами медицинских исследований, беременность у них не наступает в течение длительного времени (2 года и более).  Всем исследуемым в этой группе выставлен диагноз «бесплодие с невыясненной этиологией». Изучаемые  явления не имеют  и не могут иметь однозначных оценок так же, как и разнятся методологические подходы в их исследовании. В полученных результатах мы наблюдаем связь духовного образа жизни, степень духовного развития человека с возникновением и наличием у него различных заболеваний, в данном случае – с возникновением бесплодия у женщин. Это не единственная, но одна из причин прогрессирующего  показателя роста  данной болезни в России и в других странах мира. Во многом её можно считать болезнью души, а уж потом только  тела. В связи с этим, особо актуальным  должно стать самосовершенствование духа каждого человека, как основной части  его  саморазвития, стремящегося к гармонии с Вселенной, Космосом и законами Природы. Мы должны постичь одну из истин:  «Все, что нужно для истинного духовного развития, находится внутри нас самих. Это наш дух, наши мысли, слова и дела. Если мы будем все чаще и чаще сверять наши мысли, слова и дела и идеалом, с совестью, с духом, то мы и будем духовно развиваться. Это не разовая акция, не единичный поступок, пусть и самый красивый, а каждодневный труд. От духовного развития нельзя отдыхать, о нем нельзя забывать, иначе нам грозит деградация. То есть единственно правильный путь духовного развития — самосовершенствование, самоочищение, борьба со злом, восстановление гармонии мира. И не может быть духовно развитого негодяя, как не может быть и духовно неразвитого праведника»[12].

Подводя итоги проведённого исследования, важно отметить, что понятие здорового образа жизни  включает развитие духовности в человеке и обществе. Духовность оказывает существенное влияние на психическое и физическое здоровье человека, на возникновение и течение заболеваний. В средствах массовой информации сегодня стали частыми употребление понятий «мода на здоровый образ жизни» [13]. Считаем это понятие не совсем верным определением  для выполнения главной задачи демографической политики России.  Согласно формулируемым понятиям, «мо́да (фр. mode, от лат. modus — мера, образ, способ, правило, предписание) — временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Неотъемлемый атрибут моды — погоня за новизной. Если явление или предмет, будучи модным какой-либо отрезок времени, теряет новизну в глазах окружающих, то становится немодным (старомодным). Два мотива движут модой. Первый — подражание с целью перенять опыт или хороший вкус, второй — страх оказаться вне общества, быть осмеянным (боязнь изоляции)» [14]. Таким образом,  правильным и  логичным    для  укрепления  индивидуального и общественного здоровья в России должны стать  меры  государства и общества, направленные не на  «формирование  моды на здоровый образ жизни», а   кропотливые, целенаправленные действия, культивирующие здоровье как  вечную ценность в  убеждениях и   сознании каждого человека. Положительным результатом станет качественное изменение индекса здоровья населения в сторону его укрепления, снижения смертности и существенное улучшение демографической ситуации в России. И бесплодие в этом процессе не будет являться исключением.

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.     Тощенко Ж.Т.  Антиномия – новая характеристика общественного сознания в современной России, ж-л «Социологические исследования», №12, 2010

2.     http://ru.wikipedia.org/wiki/Бесплодие

3.     Там же.

4.     http://ivf-israel.ru/articles_about_infertility/Infertility_in_2010_in_USA

5.     http://ivf-israel.ru/articles_about_infertility/infertility_stats

6.     http://ru.wikipedia.org/wiki/Духовность

7.     Ю.Новиков Духовное развитие - что это и для чего?  http://proza.ru/2006/10/06-05

8.     Там же.

9.     Там же.

10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Гедонизм

11. Лечение женского бесплодия. ЭКО.Лечение бесплодия - ЭКО, ИКСИ, ИМСИ, PGD. 18 лет успешной работы. Самара. www.mc-idk.ru

12.            Ю.Новиков,  Духовное развитие - что это и для чего?  http://proza.ru/2006/10/06-05

13.            Е.Корчагин, «Национальный проект создал моду на здоровый образ жизни»,  Респектабельная газета «Конкурент» ,http://www.konkurent-krsk.ru/index.php?id=1165

14.            http://ru.wikipedia.org/wiki/Мода