К. ф.н., доцент Хирьянова Л.В.

Белгородский университет кооперации, экономики и права, Россия

Проблема определения и типологизации религиозных субкультур в современном российском обществе1

 

Феномен субкультур в последнее время выступает объектом исследования ряда гуманитарных наук. Для изучения субкультурной теории и методологии важным является определение категории «религиозные субкультуры» и конкретизация типологии религиозных субкультур. Разработка данного понятийного аппарата необходима для развития философских представлений о культурно-динамических процессах в религиозном  континууме современного российского общества.

Как известно, к субкультуре, обычно относят особую форму культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами [1; 450]. Каждая субкультура представляет собой «подсистемную обособленность и идентификационную активность человека по отношению к доминирующей, базовой культуре»  (В.П. Римский). Именно эти аспекты представляются нам существенными для разработки категории «религиозные субкультуры».

К религиозным субкультурам в России мы будем относить конфессиональные объединения, обладающие сходством мировоззрения, общностью духовно-культурных ценностей, идеалов, норм своих носителей и антагонистически настроенные по отношению к базовой религии (культуре). Религиозные субкультуры возникли в связи с трансформационными процессами в Русской Церкви и обществе, развитие которых, в определенном смысле, связано с отрицанием официального Православия и лежит в основе церковных расколов.

Многоаспектный характер религиозных субкультур, функционирующих в современном российском обществе, позволяет их типологизировать по ряду признаков.

По времени возникновения религиозные субкультуры можно разделить на три группы:

- старообрядчество, возникшее в результате раскола в Русской Православной Церкви в XVII  веке и представленное многообразными деноминациями (автономными организациями: толками, согласиями);

- Катакомбная Церковь религиозные образования, отколовшиеся от  Московского Патриархата в 20-х гг. ХХ века. Свое развитие получили в условиях противодействия советскому, антицерковному режиму;

- новые религиозные образования – сообщества, оформившиеся в постсоветское время (Православная Церковь Божией Матери Державная, Вселенская Церковь Иоанна Богослова, Объединение Общин Апостольской Традиции и др.).

По степени отношения и принадлежности к Мировому (каноническому) Православию и русской духовной культуре религиозные сообщества классифицируются:

 - традиционные религиозные субкультуры (старообрядческие деноминации) - являются хранителями религиозно-культурного наследия Древней Руси, стремятся в целостности воспроизводить формы древнехристианского, классического благочестия и церковные установления «дониконовской» Русской Православной Церкви. Духовные акты старообрядческих религиозных объединений сконцентрированы на сохранении и консервации дораскольных образцов богопочитания, идеалов  и норм религиозной жизни, православных традиций. Старообрядческие  деноминации не нарушают целостности национального самосознания, культурной идентичности, законсервировали многие традиции и обычаи русского этноса. Современное старообрядчество представляет собой образец носителя «национальной почвы» (Ф.М.Достоевский). Для старообрядческих сообществ хотя и характерна специфическая картина мира, определяющая нормативно-ценностные модели, основные аспекты духовно-религиозной практики: обычаи, обряды, однако они не имеют существенных отличий от базовых ценностей национально-традиционного бытия, отражают (в той или иной степени) христианско-православные образцы религиозной организации; сохраняют традиционные православные истоки и преданность высоким нравственным идеалам; являются очень близким к официальному Православию в духовно-аксиологическом плане и догматическом ключе, то есть представляют собой единый «религиозный фонд» (Л.П. Карсавин).

- не канонические религиозные субкультуры представляют собой религиозные группы, не контролируемые  государством и находящиеся вне литургического и административного общения с Русской Православной Церковью (МП). По определению профессора М.В. Шкаровского, «нелегальные церковные субкультуры» (Истинно-Православная церковь, Истинно-православные христиане и т.д.). 

- околоправославные (нетрадиционные) религиозные субкультуры – маргинальные течения, реформированные на основе православной доктрины, сохраняющие некоторые внешние признаки православия, однако, в сущности, отошедшие от базисного учения.

Следующая типология религиозных субкультур по наличию в их доктринально-мировоззренческой картине признаков секты:

- древлеправославие - радикально отличается от тоталитарных идеологий (сект), так как имеет созидающую культурно-историческую направленность.

- полусекты,  «полусектантские группы верующих» (М.В. Шкаровский)  - занимают промежуточное положение между Православной церковью и сектой. В них культивируется «обожествление» лидеров (стефановцы, федоровцы и др.)

- постправославные субкультуры – декларируют новые, модифицированные религиозно-утопические идеи оппозиционного характера.

Выделим еще один критерий для классификации религиозных субкультур: жизненный цикл. Исчезновение или  выживание в современном мире – два основных способа репрезентации этих сообществ.

Религиозные субкультуры первого уровня, к которым можно отнести старообрядческие объединения, характеризуются устойчивым развитием, благодаря сохранению межпоколенной преемственности и религиозно-культурной идентичности, «национальной идеи». Они имеют определенные концептуальные границы, проявляющиеся через осознание их представителями важности своей группы, отсюда наличие особого ментального комплекса, субкультурного языка, стиля, стереотипов поведения. Субъекты-носители осознают свое отличие от других, стараются сохранять «свои» культурно-мировоззренческие признаки на определенной дистанции от «другого» культурного слоя, однако сочетают в своей структуре принцип взаимодействия традиций и инноваций, что и способствует эффективному функционированию данных сообществ в условиях модернизационной действительности. 

Религиозные субкультуры второго уровня – тайные православные общины (катакомбники) являются малочисленными исчезающими образованиями замкнутого типа, обладающие собственными идеалами, ценностями, обычаями, нормами, стилями, духовными символами и включающие в себя антимодернистский принцип развития. Их отличительной чертой является сокращение активности, коммуникативного элемента, закрытости, что и приводит к разрушению и исчезновению (частичному) из социокультурного окружения.

Базируясь на приведенных выше утверждениях и понятиях, можно заключить, что действие религиозных субкультур  на территории современной России, неоднозначно. Мы разделили их на три общие группы по субстанциональным признакам. Одни из них имеют ярко выраженные черты ортодоксальности, являются традиционно-национальными, поскольку несут в себе культурно-созидающий потенциал и тем самым дают импульс для развития базовой культуры. Другие характеризуются как «альтернативные» формы православия, носящие полусектантский характер, и рассматриваются в негативном измерении по причине крайней оппозиционности и замкнутости. Третьи представляют собой периферийные, маргинальные течения (контркультуры), стихийно и искусственно создаваемые в обществе потребления и имеющие видимые основания для осмысления их как деструктивных групп.

 

Литература:

 

1.     Гуревич П.С. Субкультура // Культурология ХХ век. Словарь. –  СПб, 2000,С. 450-453.

2.     Шкаровский М.В. Церковное сопротивление в СССР. Катакомбная Церковь. - http://www.anti-raskol.ru/pages/787

 



1Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки РФ Белгородскому государственному национальному исследовательскому университету на 2012 год (номер проекта 6.1239.2011).