Магистрант Тойбаев А.Ж.

Казахский Национальный университет имени аль-Фараби

Эволюция идеологической мысли в Казахстане.

Литература:

[1] Марлен Ларюэль. Переосмысление империи в постсоветском пространстве: новая евразийская идеология

[2] Е. Т. Сеилеханов. Политическая система Республики Казахстан: Опыт развития и перспективы. 

[3] Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана 2006 г.

[4] Алияров Е.К. Эволюция идеологической работы в Республике Казахстан

 

На протяжении многих лет в Казахстане ведется поиск национальной идеи и дискуссии о перспективах создания новой государственной идеологии. Причина столь обширного внимания к этой проблеме очевидна – пережив период глубокого идеологического кризиса, казахстанское общество постепенно возвращается к осознанию важности государственной идеологии как социально-политического института, объединяющего граждан страны в единый народ со своими целями, ценностями и интересами.

Как и другие страны переходного периода, Казахстан с обретением независимости столкнулся с проблемами определения новой государственной идеологии. Условно процесс формирования основ новой идеологии Казахстана можно разделить на три основных этапа.

Первые годы после развала СССР можно охарактеризовать разрушением старой идеологической системы и определением контуров новой государственной идеологии.

В СССР не существовало иной идеологии, кроме коммунистической, которая была представлена соответствующими институтами. Идеология имела значительный вес в политической жизни, а также оказывала существенное влияние на процесс принятия политических решений. В период центробежных течений и последующего распада СССР, сопровождавшихся негативными экономическими последствиями, коммунистическая идеология переживает упадок и уже не выдерживает конкуренции с идеологией «потребления», что становится одним из главных дестабилизирующих факторов. Оказался разрушенным формировавшийся десятилетиями образ мира, следствием чего стала массовая дезориентация, утрата идентификации как на индивидуальном и групповом уровнях, так и на уровне общества в целом.

На этом этапе шло постепенное разрушение идентификационных ценностей советской политической системы. На формирование идентификационных предпочтений жителей страны большое воздействие начинали оказывать их национально-этнические идей. Одновременно происходит отказ граждан от их идентификации с существовавшими ранее крупными институтами советской системы: коммунистической партией, комсомолом и, в целом, с политическим строем. В связи с появлением новых общественно-политических движений и организаций происходил процесс разделения интересов.

Поэтому на начальном этапе независимости Казахстана были предприняты попытки сформулировать основные принципы новой общегосударственной идеи, которая должна была предотвратить духовный кризис и стать важным механизмом сознательного переустройства общества. В противном случае идейный и ценностный вакуумы могли бы усугубить системный кризис и затруднить переход к новой фазе развития государства.

Наряду с разрушением старой системы, в данный период активно создавалась новая политическая система. При этом вопрос стоял не только о переоценке роли идеологии во властных отношениях, но и о трансформации отношения к ней как к инструменту, обеспечивающему сплачивание и направление политической воли людей. Кроме того, Казахстан находился на сложном транзитном этапе, при котором любое общество испытывает трудности в определении идеологии.

Основными факторами в духовно-идеологическом кризисе на данном этапе стали:

Во-первых, конфликт ценностей, носителями которых выступают различные социальные группы общества.

Во-вторых, «поколенческий конфликт» идеологических ориентаций, выразившийся в разрыве связи времен и идейном «разломе» среди населения.

В-третьих, причиной «разломов» в обществе, препятствующей формированию объединительной идеологии и затрудняющей процесс выявления наиболее жизненных и наиболее распространенных идей в самой народной массе, выступила рельефно выраженная дифференциация казахстанского социума.

На саммите стран СНГ, состоявшемся в октябре 1994 года, президент страны Н. Назарбаев выдвинул проект «Евразийского Союза», который должен был заложить основы нового сообщества, не обремененного марксистской идеологией и куда более свободно структурированного, чем бывший Советский Союз. Предложенный проект носил умеренный и прагматичный характер, был основан на той точке зрения, что Евразия ‑ определяемая географически в границах, аналогичных границам Советского Союза ‑ представляет собой органичное целое, которое должно также иметь экономическое и политическое измерение.

Концептуальной идеей евразийства выступало единство народов Евразии, согласно которому союзное государство рассматривалось как единственно возможная форма государственности. Однако данная концепция сразу же вызвала острую и неоднозначную реакцию. Проблема, которую евразийство поставило как одну из основных, вылилась в попытку сформулировать некую новую идеологию интеграции. Эта идея заключалась в создании многокультурного, многоэтничного целого, которым был СССР. Во многом, именно это обусловило сопротивление данной идеи со стороны национал–патриотический настроенного сегмента общества.

Современный официальный идеологический дискурс во многом формировался через ежегодные Послания и иные выступления Лидера нации.

В принципе практика обращений Президента с Посланием берет свое начало с того момента того, как был учрежден этот пост. Первое Послание датируется еще маем 1990 года, но до 1995 года оно адресовалось Верховному совету. Напрямую к народу Президент обращался только по экстренному случаю в связи с ГКЧП в августе 1991 года и затем уже после обретения независимости в январе 1992 года.

Сквозная практика ежегодных Посланий Президента к народу вводится с 1995 года, когда новой Конституцией это было вменено в обязанность Главы государства.

Первое такое Послание Президента относится к октябрю 1996 года и имело традиционное название «О положении страны и основных направлениях внутренней и внешней политики на 1997 год».

В 1997 году президентом Н. Назарбаевым была озвучена «Стратегия развития Казахстана до 2030 года», которая четко определила основные направления идеологического развития страны на долгосрочный период. Стратегия «Казахстан-2030» стала концептуальным, стратегическим и программным документом государства, который на время заполнил идеологический вакуум. С него обычно берется отсчет Посланий вообще, так как оно даже несколько затмило значение первого Послания.

В Стратегии «Казахстан-2030» была осуществлена попытка осмысления и определения роли государства в решении экономических, социальных, политических, идеологических проблем. Особое внимание было уделено трансформации массового сознания, при этом, основной упор делался на молодое поколение, как часть общества наиболее адаптированную к новым условиям и, в силу демографических причин, призванную реализовать обозначенные стратегические приоритеты.

По сути, Стратегия «Казахстан-2030» стала первым документом, обозначившим основные направления государственной политики, пути и методы их достижения. Это позволило планировать все действия власти в центре и на местах, придало им целенаправленный, системный и последовательный характер. В результате принятого комплекса мер, ресурсы государства были сконцентрированы на решении главных задач и не «распылялись», что было особенно важно в переходное время. Но самое главное – Стратегия «Казахстан-2030», в определенной степени, способствовала мобилизации и консолидации казахстанского общества.

С началом экономического кризиса на первый план в официальном дискурсе выдвинулась идеологема обеспечения достойной жизни для народа. Документально она была закреплена в Посланиях президента «Рост благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» в 2008 году, «Через кризис к обновлению и развитию» в 2009 году.

В 2010 году было обнародовано Послание «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана», являющееся, по сути, Стратегическим планом развития страны до 2020 и, соответственно,  составной части Стратегии «Казахстан 2030». Ключевым приоритетом Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года является устойчивый рост экономики за счет форсированной индустриализации и развития инфраструктуры. В основе устойчивого и сбалансированного развития страны в ближайшие 10 лет должны быть положены 
ускоренная диверсификация, повышение конкурентоспособности национальной экономики, а также комплексный рост производительности труда. При этом ключевым фактором повышения производительности труда является введение инноваций.