Психология и социология /5. Психолого-воспитательные проблемы разви­тия личности в современных условиях

К.соц.н., Махиянова А.В.

Казанский государственный энергетический университет, Россия

Интернализация и экстериоризация как составные элементы социализации: опыт сравнения подходов различных наук

Относительно терминов «интернализация» и «интериоризация» стоит отметить, что достаточно они часто используются как синонимы, т.к. имеют много схожих элементов в трактовке. Интериоризация рассматривается в качестве одного из элементов социализации и означает заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений и опыта. В научную мысль понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы (Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон и др.) и советским ученым Л.С. Выготским. При переводе с латинского interims означает внутренний и трактуется как процесс освоения внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами.

В психологии под интернализацией понимается образование тех или иных психических структур индивида за счет присвоения внешних предметных или социальных отношений [2, 148]. Однако для данной науки характерно некоторое противопоставление категорий социализация и интернализация.  Последняя употребляется в двух значениях. Первое означает принятие и адаптация убеждений, ценностей, установок, практик и стандартов в качестве своих собственных. В традиционной психоаналитичесой теории считается, что суперэго развивается в процессе интернализации стандартов и ценностей родителей. В традиционных подходах социальной психологии исследований личности важным вопросом является, до какой степени человек приписывает причины своего поведения таким интернализованным мотивам. При этом отмечается, что следует делать различие с такими категориями как интроекция, при которой происходит заимствование нежели принятие социальных ценностей и норм, и социализацией, при которой поведение может соответствовать социальным ценностям без их принятия или убеждения.  Второе значение использование термина интернализация означает усвоение системы очень абстрактных правил. Например, если ребенок учится говорить, его можно назвать интернализирующим правила грамматики данного языка [1, 322].

В педагогике интернализацию изучают как способ для мотивации в процессе обучения. Отмечается, что при интернализации происходит усвоение ценностей до такой степени, что они определяют поведение человека в процессе обучения. В целом под данным термином понимается процесс формирования внутренних структур личности посредством усвоения внешней социальной деятельности [5, 231]. В культурологии  он  используется  для обозначения процесса принятия и усвоения элементов поведения или культуры в целом [4, 376].

У социологической науки присутствует свой подход к определению термина «интернализация», которая  изучается как важнейшая составляющая процесса социализации. Она обозначает усвоение индивидом ценностей и норм конкретного социокультурного контекста, постижение значимых объективных фактов (прежде всего языка) для общения, благодаря чему они становятся субъективно значимыми для индивида. Общество в процессе  интернализации оказывается как бы «внутри» индивида, придавая ему форму самоидентичности, типичные социальные роли и побуждая к определенному образу мышления и действия. Этим констатируется то обстоятельство, что подавляющее большинство людей воспринимает «мир как данность» и добровольно следует его требованиям.

Благодаря интернализации осуществляется перевод внешних запретов во внутренний мир человека. Однако мера этого внутреннего освоения ценностей и моральных запретов неодинакова, что объясняет различие в поведении индивидов, являющимися носителями одной культуры. Также подчеркивается, что в процессе жизни индивида неоднократно возникают проблемы между первой и второй интернализациями [3, 149].

Приведем в пример еще одно определение, согласно которому под  интернализацией понимается процесс, в ходе которого индивид познает и принимает в качестве обязательных социальные ценности и нормы поведения, характерные для его социальной группы или более широкой общности [6, 171].

Стоит также остановится и на такой категории как экстериоризация (фр. exteriorisation – обнаружение, проявление, от лат. exterior– наружный, внешний) – означает переход действия из внутреннего во внешний план.

В философии экстериоризация рассматривается как процесс порождения внешних психических проявлений человека (действий, высказываний) через преобразование внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной человеческой деятельности [7, 536].

В социологической науке экстериоризация подразумевает деятельность индивида, в ходе которой он конструирует социальную реальность и делает ее значимой для себя и других. В ходе экстериоризации индивиды поддерживают реальность того сконструированного мира, в рамках которого они существуют в их повседневной жизни. Отдельные члены общества одновременно экстериоризируют себя в социальном мире и инернализируют его как объективную реальность [3, 459].

В целом мы можем констатировать отличие в подходах различных наук к пониманию категорий интернализация  и экстериоризация.  Оно варьируется от противопоставления интернализации и социализации (например, в психологии) до рассмотрения первой как неотъемлемой части  второй (присуще социологии). Однако между науками присутствует и определенный консенсус. В первую очередь, он касается сведения интернализации к процессу усвоения. В социологии – это усвоение ценностей и норм, в культурологи – культуры, в педагогике – социальной деятельности. Во-вторых, каждая из наук согласна, что результатом интернализации является переход определенной части социума во внутренний мир индивида, а экстериоризации –  является деятельность индивида, в которой он руководствуется и в которой он воспроизводит в повседневной жизни интернализированный мир.

Таким образом, интернализация и экстериоризация представляют собой составные элементы процесса социализации. Интернализация выступает основой внутриличностного конструирования социальной реальности посредством усвоения индивидом ценностей, норм, стандартов конкретного общества. Экстериоризация, по сути, обратный процесс, когда индивиды на основе сконструированного мира, организуют свою деятельность и повседневную жизнь.

Литература:

1. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin). Том 1 (А-О): Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 2000.

2. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – СПб: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.

3. Кравченко С.А. Учебный социологический словарь с английским и испанскими эквивалентами / Под. ред. А.И. Кравченко. – 4-е изд., пререраб. – М.: Экзамен, 2001.

4. Культура и культурология: Словарь / Сост. и ред. А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, Екатеренбург: Деловая книга, 2003.

5. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия»,  2008.

6. Социологический словарь: Пер. с англ. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер / Под ред. С.А. Ерофеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2004.

7. Философский энциклопедический словарь / Под общ. ред.  Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2007.