Филологические науки/8. Родной язык и литература

 

К.ф.н. Ауесбаева П.Т.

Центральный государственный музей, Казахстан

Повествование из глубин веков

 

Изучение фольклорных жанров, их определение, функции, происхождение, развитие и трансформация впервые стали предметом специального исследования в казахской фольклористике благодаря стараниям видного ученого, известного фольклориста  С.Каскабасова. Он по-новому подошел к жанровой  классификации казахских сказок. В частности в определении вида сказок-басней (аполог). 

По утверждению С.Каскабасова, первоисточником сказок-басней  является восточный фольклор, его лучшие всемирно известные образцы, т.к.  «Панчантра», «Хитопедаша», «Шукасаптати», «Калила и Димна», «Тотынама», которые, со временем приобрели местную национальную окраску и получили широкое распространение в казахской степи. Кроме того, исследователь обращает внимание на то, что эти сказки не теряют присущие восточным образцам особенностей композиции и закономерностей построения.

      В основу казахских апологов в результате культурного взаимовлияния легли не только восточные сюжеты, но и сюжеты русских сказок, переложенные на лад казахского бытия.

Относительно этих закономерностей академик-фольклорист пишет: «Заимствованные сожеты в казахском фольклоре приобрели национальную окраску. Это особенно заметно по событиям, происходящим с персонажем, его психологией. При этом, сохраняются структурные черты, мотивы заимствованных сюжетов, а также рамочное обрамление восточных элементов. Основные изменения происходят только в идейном содержании апологов. Мораль, в заимствованных баснях избавляется от абстрактности, и перекладывается согласно казахским традициям и представлениям, становится ближе к философии степного народа»[1].

Апологи про животных отличаются от классических сказок неодназначностью характера персонажей. К примеру, постоянный характер лисы – одоление более сильного и терпение поражения от более слабого, не встречается в апологах. В таких апологах преобладает назидательный смысл, а условность приобретает главное значение. Структура сказки, построенная по аллегорическому образу животных, направлена, во многом, на аргументирование афоризма, который вытекает из основного содержания. С художественной точки зрения, формы апологов, в основном, прозаичны, однако, за некоторым исключением, встречаются и стихотворные тексты. Стихотворный фольклорный аполог не успел сформироваться как отдельный жанр, так как, бурное развитие литературы XIX-XX вв. направило жанр басней в литературное русло.

По утверждению С.Каскабасова: «Волшебные сказки являются одними из самых старейших жанров в казахской народной литературе. История возникновения этого жанра восходит к первобытному обществу. Поэтому, в этих сказках до сих пор сохранены элементы первобытно-общинного уклада жизни. К примеру, традиции и обычаи присущие матрилокальному роду, как то дуальная организация, материнское местопребывание, материнское бракосочетание, кувада, авункулат, и др., а также религиозные поверия как, древний анимизм, тотемизм, магия. Позже эти элементы древности вопринимались как вымысел. Поэтому в повествование в сказках начинается с напоминания «…в давние времена».[2]

Каскабасов совершенно по новому подходит к определению, возникновению и развитию  образа героя волшебных  сказок, олицетворяющего народные идеалы (охотник-стрелок, воин-богатырь, младший сын, плешивый мальчик и представитель черни из общества, где царит социальное неравенство). С исторической точки зрения первыми идеальными героями стали персонажи ранних версий волшебных сказок: охотник, богатырь, стрелок, преодолевающие стихии природы.[3]

С распадом родоплеменной организации и развитием общества, начал формироваться новый общественный строй, идеалом, которого стал младший сын, свято придерживающийся пути предков, защитник традиций и обычаев. С.А. Каскабасов с научной точки зрения определил, что в казахских волшебных сказках образ юноши, хранителя очага отцовского дома, тесно связан с мечтой своего народа. Кроме того, он научно обосновал особенность образа младшего сына в волшебных сказках. С.Каскабасов рассматривает фольклор казахского народа в тесной связи  с его бытом. По мнению Е.М. Мелетинского, «…превознесение сказочного младшего сына появилось во времена противостояния между миноратом и майоратом»[4], т.е. превосходство майората (старшего сына) привело к притеснению младшего. Поэтому, эстетика сказки подразумевает позицию народа, принять сторону притесненного младшего сына. Однако, С.А. Каскабасов на основе материалов казахских сказок выявляет, что почитание казахами младшего сына, явление, проявившееся еще до майората. Образ младшего сына в волшебных сказках ученый подразделяет на два типа:

Первый: сказки, в которых превозносится младший сын в образе охотника-стрелка, спасителя людей от напастей.

Второй: сказки, в которых старшие братья притесняют младшего в семье.[5]

Изначальный образ младшего сына более древнего происхождения. По утверждению С.Каскабасова, основной причиной притеснения младшего брата является не только наследство, но и связано с другими мотивами, а сказочный юнариат развивается в двух уровнях: 1) превознесение младшего сына в древности появилось в пик развития родоплеменного строя, и явился опорой родовых обычаев и традиций. 2) превознесение младшего сына во время распада родоплеменного строя связано с социальными притеснениями.        

Кроме того, он подробно раскрыл исторические причины притеснения самой младшей из трех сестер, и связывает это с историческим развитием семейных отношении и обрядов бракосочетания. К примеру, запрет жениться на сестрах, вследствие чего разрешалось брать жен только из разных племен, резюмируется примерами сменой образа младшей дочери на младшую жену. Причины дискриминации младшей супруги со стороны старших жен в полигамической семье, исследователь формулирует следующим образом: «В этом следует видеть не только зависть соперниц к младшей жене, здесь есть экономическая основа: бесплодные старшие жены не получат хорошего наследства. Большая доля наследства достанется младшей жене, родившей детей, да еще непростых. Поэтому и стремятся старшие жены извести и детей и их мать». Однако, эстетика сказки на стороне притесненных. По этой причине, в сказке любе зло будет одолено, а герои обретут счастье.[6] С.Каскабасов определил особенность образов вдов и сирот в сказках, в рамках родовых традиции и обычаев (левират) казахского народа, а также их изменения в классовом обществе.

Также, по утверждению С.Каскабасова, образ Плешивого мальчика в волшебных и сатирических сказках имеет глубокий смысл.[7]

В своих исследованиях С.Каскабасов определил общие стороны структуры казахских волшебных сказок и других народов, а также их отличия, приемы превознесения героя, начало сюжета сказки, его дальнейшее развитие, кульминация, сюжетное решение. Кроме того, проведен всесторонний разбор функции тропов и других художественных инструментов в волшебных сказках, к примеру, гипербола, повторение, приемы контраста и устойчивые формулы, пословицы и поговорки, загадки,  стихотворные строфы.

По утверждению С.Каскабасова, «Сказки о богатырях – по своим стадийным происхождениям являются жанром между волшебными сказками и героическими эпосами. Таким образом, первоисточник сказок о боготырях - древний миф и быль, вторым источником являются волшебные сказки. Однако, эти сказки формировались и развивались самостоятельно. В сказках о богатырях нашло отражение отделение личности от родо-племенного коллектива и его индивидуализация. С.Каскабасов классифицирует сказки о богатырях  по тематике и подразделяет их на две группы. Первое – выдержка будущим героем экзамена на женитьбу: выполнение трудных заданий невесты или будущего тестя, одержание победы на состязании силачей и стрелков, а также на сотязании бегунов, и т.д. Второе – сражение с чудовищами и войсками противника. Эти два тематических цикла последовательно переходят в героический эпос, однако, проявление мужества героем в юношеское время формируется как отдельная тема.  

Второя тема появилась в период защиты отчизны от нашествия врагов, а именно, возникла непосредственно перед героическим эпосом или вместе  с ним. По этой причине эта тема общая для двух жанров. Когда героический эпос преобладает над другими жанрами, сказочный персонаж - охотник-стрелок превращается в богатыря».

Проведен художественный разбор таких вопросов, как последовательное повестование в стиле сказок о богатырях, стихотворные эпизоды, эпические мотивы. Что касается особого повествования сражении богатыря с врагами, то-есть, женитьба через героический поступок, сражение с врагами и чудовищами, то все это рассматривается, как элементы, приближающие сказки о богатырях к героическому эпосу. Образ богатыря в героическом эпосе, мужество и стойкость в его характере, безусловно развивается на основе сказок о богатырях. Казахские сказки о богатырях по происхождению и сюжету разделяются на две основные группы. Первая группа – древние сказки о богатырях, вторая – сказки, появившиеся в позднее время, а именно, возникшие на основе эпосов XVІІІ-ХІХ вв.

С.А. Каскабасов отдельно рассматривает группу казахских «сказок-новелл», которые классифицируются как бытовые сказки. Выделяет другие свойства этих сказок.

Во-первых, существуют элементы волшебных сказок, не свойственные бытовым сказкам, содержания насыщены дивными событиями и запутанными приключениями; во-вторых, сюжет очень сложный, состоит из верениц приключений; в-третьих, персонажи достигают своей цели и побеждают врагов мудростью, а не хитростью и коварством.[8]

Положительные черты характера героев в сказках-новеллах, проявляются через их отношения к врагам. К примеру, пострадавшие от рук своих врагов персонажи, не стремятся к мести, наоборот, прощают их. Так как, цель этого жанра – назидание, наставление, воспитание. Основная мысль – передать идею о том, что в жизни все достигается мудростью и трудолюбием.

С.Каскабасов рассматривает сатирические сказки, в основном, как возникшие и формирававшиеся позднее - в XV-XVІІІ вв., во время казахского ханства. Эти сказки призваны показать моральное превосходство простых крестьян и сатирическое высмеивание угнетателей народа. Желание и мечта народа, его взгляды и недовольства, происходящие в обществе, составляют основное содержание сатирических  сказок.

Таким образом, С.Каскабасовым проведен всесторонний анализ казахских сказок. Осуществлен разбор художественной функции вымысла в сказках,  их идейно-композиционная структура, копозиционные детали и описания. Все это придает сказке идейную, смысловую и художественную целостность. В свою очередь, эта целостность придает данному жанру другие свойства: единство и устойчивость композиции и эстетической цели, замкнутость во времени, обязательность художественной условности, соответствие разговорному стилю, применение фразеологизмов. Все это приводит к художественности и последовательности поэтики и композиции сказки.



[1] История казахской литературы. Фольклор. Том. 1.- Алматы, 2008. -С. 377 (на каз. яз.)

[2] Там же.  - С. 263

[3] М.Ауэзов. Сказки // История казахской литературы. Том. 1.-  Алматы, 1960. –С. 226-227. (на каз. яз.)

[4] В.Е.Мелетинский  «Герой волшебной сказки».- М. 1958. - С. 92.

[5] Герой казахской волшебной сказки. // Каскабасов С.А. Ел зерде. – Алматы, 2008. -С. 310

[6] Каскабасов С.А. Золотая жила.-Астана: Елорда, 2000.- С.123

[7] Каскабасов С.А. Ел зерде. – Алматы, 2008.- С. 318-319 

[8] Каскабасов С.А. Жаназык.- Алматы, 2002. –С. 232.