Никитин Л.Н., д.ф.н., проф., Сакун А.В. к.ф.н., доц.

Донецкий национальный университет экономики и торговли

 имени Михаила Туган-Барановского

 

  ГЕНЕЗИС  ПОНЯТИЯ    «ЭНЕРГИЯ»

   

        Результатом осознания первопредками существования окружающего мира явилось появление обыденных, повседневных понятий, отражающих зарождающиеся знания о реальности. К этим понятиям, как одними  из первых и  важнейших в человеческом познании, относятся  понятия движение, как силы и меры воздействия  на  тот или иной предмет  со стороны других предметов.

         Трактовка  понятий «движение», «сила» и «энергия» в  древнем мире продолжительное время носила характер  синкретизма, слитности, нерасчленненности.  Мыслители античности, как правило, оперировали понятием сила. Она трактовалась как склонность тела к определенным действиям. Так как  любое тело наделено силой, то всегда предопределен характер его действия, поведения. Так, ученый-энциклопедист древности Аристотель (384 -322 до  н. э.) считал, что само тело есть причина начала движения. Возрастание скорости движения тела, торможение  и завершение его движения, — все это зависит от природы самого  тела. Движение, противоположное природе тела это вынужденное, или насильственное движение, сообщаемое телу силой движения. Удаляясь от этой силы, тело замедляет свое движение и через некоторое время оно  прекращается.

         Основное значение силы, по Аристотелю,  включает в себя, во-первых, способность претерпевать нечто от воздействия другого, во-вторых, способность сопротивляться воздействию.     Сила и способность неотделимы друг от друга. Способность изменяться есть сила. Способность сопротивляться тоже есть сила. Когда что-то разрушается, оно  лишается конкретной силы. Сила не есть действие как таковое; она есть начало движения и изменения.

     Для характеристики динамики  силы  Аристотель вводит термин «энергия» ( греч. energeia – действие, осуществление, действительность). Эне́ргия - это количественная мера различных видов движения, мера перехода движения материи из одних видов в другие.  Энергия Аристотелем понимается не только как  количественная величина, но и как  деятельная сила, выступая как настойчивость, решительность в достижении целей. Эта сторона динамики  силы получила у Аристотеля название энтелехия (греч. entelecheiaзавершение, осуществленность) т.е. осуществление какой-либо возможности бытия  и движущий фактор этого осуществления.

        Понятие энергия наряду с понятием  энтелехия выступают у Аристотеля инструментарием для обозначения актуальной действительности предмета в отличие от потенциальной возможности его бытия. Энергия у Аристотеля, в частности в «Метафизике»,  означает действие (акт), переход от возможности к действительности, процесс актуализации, осуществления. Энтелехия, для Аристотеля, это  конечный результат этого перехода, осуществленность (актуальность) вещи.

     Несмотря  на различия в этих  неологизмах, т.е. новых терминах,  языковых новшествах, сам Аристотель в большинстве случаев, понятия энергия и энтелехия употреблял  как синонимы - слова разные по звучнию, но тождественные или очень близкие по своему значению.   Такая трактовка понятий энергия и энтелехия сохраняется и в последующие века с еще более четкой их  интеграцией. Например, у римского мыслителя Боэция (ок.480-524), известного своими переводами работ Аристотеля и их комментариям, а так же в латинской холастике,  у Фомы Аквинского (1225-1274), «энергия» и «энтелехия»  переводятся одним  термином  «акт» (aktus).   

        Эти подходы к пониманию силы и энергии сохранялись в  философских воззрениях  вплоть до эпохи Возрождения, когда произошло, как сегодня сказали бы,   переформатирование научного мышления. Оно завершилось отменой старых научных парадигм и созданием новых. В них практически полностью перестало употребляться понятие энергии, которое было  заменено понятием  «сила».

         Итальянский  ученый Галилео Галилей (1554 – 1642), как мыслитель и  один из основоположников экспериментально-теоретического естествознания, конкретизировал понятие силы.  Он отмечал, что всякое тело, если оно  не взаимодействует с другими телами, должно двигаться равномерно и прямолинейно. Сила представляет собой действие на данное тело какой-то причины, вызывающей изменение скорости тела. Сила есть причина ускорения тела.  

      И.Ньютон (1643-1727) в «Математических началах натуральной философии»(1686- 1687 гг.)   развивает и уточняет мысль Галилея.    Сила, по Ньютону, выступает как  причина изменения количества движения тела. Сила есть действие на тело какой-то причины, вызывающей изменение количества движения тела. Она может возникнуть и в том случае, когда тела удалены друг от друга. Так действуют сила тяготения, электрическая сила, магнитная сила.

         Новое  в понимании  силы, внесенное  Ньютоном  заключалось в том, что движение перестало определяется природой самих вещей. Согласно Ньютону, тело, представленное самому себе, находится в состоянии покоя или движется равномерно и прямолинейно. Сила же представляется теперь как действие, которое выводит тело из состояния покоя или приводит к отклонению от прямолинейного движения.

       Такое определение силы привело  к принципиально  иному пониманию сущности движения. Оно начинает  рассматривается как перемещение, как изменение положения одного тела относительно других тел. Сила, в свою очередь, начинает представляться  явлением, которое выступает действием и мерой  изменения движения.

     Г.Лейбниц (1646-1716), вслед за Ньютоном, в своей работе «Опыт рассмотрения динамики. О раскрытии и возведении к причинам удивительных законов, определяющих силы и взаимодействие тел», написанной в 1695 г., пишет, что   в  телесных вещах есть «сама сила природы», которая «снабжена направленностью, или устремлением, получающим полное осуществление, если оно не встречает препятствия в противоположном устремлении».  

        Благодаря Лейбницу понятие сила в Новое время получает фундаментальное значение.  Сила и способность неотделимы друг от друга. Способность изменяться есть сила. Способность сопротивляться тоже есть сила. Когда нечто разрушается, оно просто лишено всякой силы. «Подлинная сила, - подчеркивает Лейбниц, -  никогда не есть простая возможность. У нее всегда есть влечение и действие». Действие, в свою очередь, «сводится к реализации силы».     И далее: «Что не действует, что не заключает в себе деятельной силы, вовсе не есть субстанция».

     Не может быть субстанции без деятельности, она определяет характер субстанции у вещей,  субстанция это сущность, способная к действию.        Сила, по Лейбницу,  содержит известную энтелехию и деятельность, занимает среднее положение между способностью к деятельности и реальной деятельностью. Она становится деятельной в связи с внутренне присущей ей потенцией. Для своего осуществления она, не нуждается ни в чем другом, кроме устранения внешнего препятствия. Действие обязательно должно последовать в случае отсутствия тех или иных препятствий.

      В ХVIII веке понятие силы получает дальнейшее развитие у И.Канта (1724-1804) Уже в первой своей работе «Мысли об истинной оценке живых сил»(1746)   Кант исследовал вопрос о мере количества движения. Он отмечал, что все философы до Лейбница, исключая Аристотеля, придерживались мнения, что сила сообщается всецело извне. Лейбниц «учил, что в теле имеется некоторая сущностная сила». Кант возражает против такой силы, как основополагающей причины движения. С одной стороны, он придерживается принципа самодвижения материи. Для него любая часть материи несет в себе источник своего движения, своей деятельности. С другой стороны, это движение он пытается представить как механическое,  т.е. как внешнее по отношению к материи явление.

      В отличие от философии, где применялось понятие силы вообще,   в  науке вплоть до начала XIX века    использовалось понятие живая сила.    В 1807 г. Томас Юнг вместо понятия живая сила  применил термин «энергия». В 1829 году Гюстав Кориоли́с впервые использовал термин «кинетическая энергия», а в 1853 году Уильям Ренкин  ввел понятие «потенциальная энергия».  В этот период  он и Уильям Томсон начали применять такие понятия как «кинетическая и фактическая  энергии».

        Несмотря на начало изменения категориального  аппарата науки к  середине XIX в. понятия «сила» и «энергия» не различались. Закон сохранения энергии вначале формулировался как закон сохранения силы. Г.Гельмгольц, например, закон сохранения энергии, называл законом сохранения силы. Г.Кирхгоф  в «Лекциях по теоретической физике» сделал попытку отказаться от понятия «сила»,  заменив его  понятием движение. Механика, говорил он, не в состоянии дать точное определение понятия силы, поэтому «должна черпать определения понятий, с которыми она оперирует, из одного лишь движения».

        В первой половине  ХIХ в. возникла наука,  получившая  название термодинамика.  Вскрывая закономерности термодинамики, лорд Кельвин, он же – Уильям Томсон (1824-1907) ввел понятия «статической» и «динамической» энергии, которые  сегодня именуют кинетической и потенциальной энергиями.

       Результатом введения  в научный оборот понятия энергии был новый подход к пониманию силы и движения. Причиной движения  стало  рассматриваться физическое тело само по себе вне зависимости от движения других тел.  Параллельно развивались такие понятия  как энтропия, мера потери полезной энергии, мощность, поток энергии за единицу времени  и другие.

      Развитие термодимамики позволило описать ряд термодинамических  процессов и объяснить  некоторые опытные данные,  не прибегая к  атомистическим представлениям. Эти  установленные наукой факты некоторые естествоиспытатели, попытались истолковать как решение извечного философского вопроса о соотношении духа и материи. Так, основоположник энергетизма видный немецкий  физико-химик В.Освальд (1853-1932), пытаясь устранить противоположности  духа и материи, считал, что их можно свести к третьему началу – энергии.  Он считал «громадным выигрышем, если старое затруднение: как соединить понятия материя и дух – будет просто и естественно устранено подведением обоих понятий под понятие энергия». В своем труде «Натурфилософия», Освальд  попытался: «Построить миросозерцание исключительно из энергетического материала, совершенно не пользуясь понятием материи».  Отвергая понятие материи, а тем самым отрывая энергию, движение от  материи, Освальд  выступал  против атомно-молекулярной теории строения материи, считал атомы и молекулы «удобными гипотезами»  выдуманные  учеными.

         Критикуя своих коллег за механистическое понимание энергии, Освальд  помимо энергии движения, что можно было бы отождествить с кинетической энергией, выделял энергию тяготения и объема, что с определенной натяжкой можно считать разными видами потенциальной энергии. Источником жизни он признавал «лучистую энергию» и распространял понятия энергии на психические, социальные и культурные явления  По его мнению,  все  явления окружающего нас мира  представляют собой процессы между различными  видами энергии.  «Что все  внешние явления, - пишет Освальд, - могут быть изображены как процессы между энергиями, это обстоятельство проще всего объяснить тем, что именно процессы нашего  сознания сами являются энергетическими и таковое свое свойство передают всем внешним опытам».

           Поддерживая точку зрения  Освальда, его ученик махист А.Богданов отмечал, что энергия это чистый символ «соотношений между фактами опыта».

     Однако, если  энергия – чистый символ, феномен существующий только в нашем сознании, если материя растворяется в энергии, то  энергия (движение) существуют без материи как «чистое» движение. Это значит, что носителем энергии (движения) являются сами по себе существующие мысли, идеи, ощущения, т.е. духовная деятельность, а не материя.

         В действительности же энергия – это феномен, существование которого невозможно без определенного материального носителя. Отрыв  энергии, движения  от материи  логически  приводит к отрыву мышления от объективной реальности, к ее отрицанию.      

         Иными словами,   представители энергетизма, пытаясь создать новое направление в философии, в своих изысканиях приходят утверждению, что «мир есть движение». На вопрос: «Что движется?» представители энергетизма не могут дать ответа или же вынуждены признать, что понимаемое таким образом движение – это не материальное движение, а  движение мыслей, ощущений. Но энергия выступает  одним из важнейших свойств материи.  Материя является основой всех изменений в мире. Энергии оторванной от материи не существует. 

      Абсолютизация энергетического подхода к пониманию мира проявилась после открытия А.Эйнштейном закона взаимосвязи массы и энергии материальных объектов: E=mc 2, где E – энергия, m – масса, c – скорость света. Этот закон показывает, что с возрастанием массы растет и энергия,  и наоборот. Представители энергетизма, отталкиваясь от открытой Эйнштейном закономерности и отождествляя массу с материей, начали заявлять, что  материя превращается в «сгусток энергии». Однако для такого вывода нет оснований. Во-первых,  масса одно из свойств материи, а указанная закономерность связывает массу с энергией, а не материю с энергией. Во-вторых, в указанном соотношении энергия эквивалентна, а не равна массе. Если бы здесь было простое равенство, то эти величины превращались бы друг в друга и никакого соотношения между ними  не было.   

     С позиций энергетизма подходил к пониманию научной картины мира один из создателей квантовой механики немецкий физик В.Гейзенберг (1901-1976). В  энергетическом  духе Гейзенберг  считал, что все элементарные частицы «сделаны из энергии», т.е. допускал существование энергии и материи вне  тесной взаимосвязи друг с другом.  В своем труде «Физика и философия» он утверждал, что  рождение элементарных частиц может предшествовать поступлению энергии, необходимой для этого процесса.

      Энергетическую концепцию в определенной степени разделял  английский философ и общественный деятель Нобелевский лауреат  Б.Рассел  (1872-1970). В  20-30-е годы  прошлого века он, сблизившись с неопозитивистами,  считал реально существующими только «чувственные данные». Понятия «материя» и «дух» для  него лишь логические конструкции из «чувственных данных».  В своей работе «Человеческое познание» он писал, что в современной физике не материя, а энергия является основополагающей. «Материя является не частью конечного материала мира, - писал он, -  но просто удобным способом связывания событий воедино».   

         Разделяя позиции энергетизма, некоторые  физики использовали этот философский дискурс для обоснования божественной предопределенности мира. В частности, богослов и  физик Ф.Ларсен   заявлял, что атомная энергия разоблачила тех, кто верил в материальность мира. «Если бог захочет, - писал этот теолог, - он  сможет превратить любые количества вещества на Земле в пылающую энергию, и, поэтому материя может превращаться в огонь».

        Еще один подход к философскому пониманию энергии содержится в работах французских  мыслителей П.Тейяра де Шардена и Э.Леруа, а так же первого президента украинской Академии наук В.И.Вернадского. Они  ввели в науку  понятие «ноосфера» (греч. nous - разум; sphaira -  шар).

    Философ и теолог  Тейяр де Шарден (1881-1955)  ноосферу трактовал с позиций неотомизма. Неотомизм – это учение  средневекового схоласта  Фомы Аквинского (1225-1274), приспосабливаемое к нашему времени и признаваемое неотомистами единственно истинным философским учением,  соответствующим  христианским догматам. Тейяр де Шарден  считал, что   материя есть «матрица» духовного начала. Физической, в его трактовке «тангенциальной», энергии, которая убывает по законам энтропии, противостоит духовная («радиальная») энергия,  возрастающая в процессе эволюции. Духовная энергия в скрытом виде  присуща даже молекуле и атому. Геогенез, считает ученый,  переходит в биогенез, а затем психогенез. Психогенез ведет к человеку и затем «сменяется и поглащается более высокой функцией – вначале зарождением, затем последующим развитием – ноогенезом».  Это явление и  есть  ноосфера.  Она представляет собой мыслящий пласт «который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных – вне биосферы и над ней».

Эдуар Леруа (1870-1954), трактовал ноосферу с позиций католического модернизма. Он считал, что жизнь – это  некий  метафизико-космический процесс, «жизненный порыв», а эволюцию  как творческое становление, в основе которого лежит духовная сила, действующая мысль. По мере ослабления жизнь распадается, превращаясь в материю, представляющую собой неодушевленную массу, вещество. Ноосфера – это облегающая земной шар идеальная, «мыслящая оболочка», чистая энергия связанная с возникновением и развитием человеческого сознания. С появлением человека совершается переход от биосферы к ноосфере, сфере разума. Эволюция природы приобретает качественно новый характер, так как человек, наделенный сознанием, становится условием и орудием дальнейшего поступательного развития природы.: «Если мы хотим вписать, наконец, человека во всеобщую историю жизни, - писал Леруа, - то необходимо поискать его в ситуации, где он господствует над природой, но, тем не менее, не отрывается от ее почвы, а это равносильно тому, чтобы представить себе над существовавшей ранее животной биосферой и как ее продолжение некую человеческую сферу, сферу рефлексии свободного и сознательного изобретения, сферу мысли как таковой: короче говоря, сферу духа или  ноосферу»

          Для В.И.Вернадского ноосфера - это материальная оболочка Земли, охваченная человеческой деятельностью. В работе «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения» он пишет: «есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой». Ноосфера в истории геологии  последнее из многих  состояний биосферы «лик планеты – биосфера – химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно».

    Иными словами,  концепцию ноосферы Вернадский формулировал как   проблему воздействия научной мысли и человеческой деятельности на биосферу. Для  него «ноосфера» это не только сфера разума, но и сфера человеческого труда, творческой, преобразующей деятельности. Человечество, своей мыслью и трудом преобразовывая лик планеты, в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, что потребует  новой социальной организации и новой, экологической этики.

          В настоящее время термин энергия  (греч. energeia – действие, осуществление, действительность) употребляется в  широком и узком смысле слова. Эне́ргия в узком смысле - это мера движения различных форм материи, мера перехода одних форм движения в другие. Одно из основных свойств материи - способность производить работу.  Энергия — есть способность системы тел, находящихся в данных условиях, совершить некоторое, вполне определенное количество работы. Это такие  свойства объектов, которые при определенных условиях позволяют произвести изменения свойств соседних объектов. Энергия не возникает из ничего и не исчезает. Она только может переходить из одной формы в другую.

                 В широком смысле  под энергией понимается деятельная сила, настойчвость, решительность в достижении целей. При этом, с одной стороны,  идет возвращение к  аристотелевскому понятию энтелехии, как осуществлению какой-либо возможности бытия  и движущему фактору этого осуществления. С другой – обращается  пристальное внимание на психоэмоциональную энергию (парапсихологию),  энергию, которую многие  исследователи отвергают,  как не существующую в природе.

      Итак, категория энергии выполняет ведущую роль в различных мировоззренческих концепциях и научной картине мира.  В онтологическом  плане, энергия, как понятие,  охватывает любые изменения или   преобразования в окружающей  действительности, которые можно определить как переход одних форм движения в другие. Это также наличие определенного качества,  которое может оказывать влияние  на другие объекты. Энергетический    потенциал  тел и иных материальных и духовных образований постоянно оказывает влияние на окружающую среду,   вызывая  ее изменения и преобразования.