Соотношение категорий «взаимодействие» и «воспитание» в системе педагогических наук

Жекибаева Б.А., доцент кафедры педагогики

КарГУ им. Е.А. Букетова

Общепризнанно в науке, что генеральной целью воспитания как всеобъемлющего социального явления являются новообразования - количественные и качественные изменения личности, определяемые совокупностью приобретаемого ею опыта. Соотнесенность воспитания с категорией «взаимодействие» в этом случае детерминируется основной его функцией - передачей ценного социального опыта от предшествующих поколений последующим, когда уровень приобщенности человека к данному опыту проявляется в основной функции взаимодействия - отражении измененного состояния.

Цель и функции как системообразующие компоненты обуславливают содержание системы. Логично предположить, что в силу выявленной новообразовательной функции взаимодействия одной из основных его характеристик является динамическая связь, в процессе которой происходит изменение сторон. Любое взаимодействие, с философской точки зрения, предполагает обмен, характер которого зависит от уровня развития взаимодействующих объектов, выражающийся в их взаимном воздействии друг на друга, взаимной зависимости, взаимном изменении [1, с. 40]. Следовательно, важнейшей характеристикой взаимодействия является взаимообусловленность изменения сторон.

Данная характеристика взаимодействия шлейфом протягивает за собой идею двусторонности связей, в которых исключается абсолютно первичное и абсолютно вторичное. Это положение проявляет еще одну точку соприкосновения категорий взаимодействие и воспитание, так как они представляют собой процесс воздействия одних на других, в результате которого происходит изменение сторон. Ведь воспитание в самом широком социальном смысле понимается как трансляция социального опыта, в ходе которого происходят новообразования – транслирующие приобретают опыт передачи, принимающая сторона приобретает новый опыт [2, с. 117]. Тогда сравниваемые категории совпадают в характеристике двусторонней связи. Однако, отличие состоит в том, что изменения сторон в процессе  воспитания осознанно направлено в позитивное русло, в то время как взаимодействие, возникая стихийно, не всегда гарантирует позитив. В таком случае следует, что характер изменений сторон детерминирован качественной стороной взаимодействия: при положительной характеристике взаимодействия возникают позитивные новообразования, и наоборот, при отрицательной – негативные изменения. В первом случае, таковым предположительно может стать нравственно-эстетическое взаимодействие.   

Одной из особенностей взаимодействия является причинно-следственная обусловленность. В силу этого оно является основой системы, ибо она всегда предполагает (в форме взаимодействия) связь её элементов, компонентов. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обуславливает развитие объектов и их структур [3, с. 279]. Эта характеристика взаимодействия в полной мере соответствует логике взаимной детерминированности всех компонентов  также и воспитания.

Являясь материальным процессом, взаимодействие постигается на различных его уровнях. Каждый уровень, являя дискретную организованность взаимодействующих форм, представляет собой результат взаимодействия предшествующих, более элементарных структур и базу для развития более высокого уровня взаимодействия [4, с. 56]. Здесь оно предстает как система исторических предпосылок, в которой вызревает новая, более высокая система конкретного взаимодействия. Взаимосвязи уровней системы повышают общую жизнеспособность на основе их сцепления и взаимообогащения. Соответственно, системность как представленность объектов взаимодействия во всех их связях и отношениях есть также его сущностная характеристика

В контексте вышесказанного категория системности в воспитании представляет собой бесконечную череду педагогических циклов, которые, сменяя друг друга, конкретизируют этот принцип благодаря спиралевидности развития как отдельной личности, так и целых поколений людей. Нетрудно представить, как каждый уровень взаимодействия может усугублять нежелательные результаты или, напротив, укреплять достигнутые успешности. В педагогическом процессе эффективность положительной динамики в этом случае определяется, на наш взгляд, нравственно-эстетическим содержанием взаимодействия.

Характерно, что взаимодействие в современной философской науке рассматривается как противоречие системы, источник ее движения. Противоречия выражаются в форме борьбы и сотрудничества [4, с. 78]. Эти формы качественно различаются: борьба предполагает самосохранение, развитие функционирования одной за счет другой, отталкивание, устранение другой стороны, подавление ее. Она приводит либо к уничтожению взаимодействующих сторон, либо стимулирует их развитие, либо качественно их видоизменяет; сотрудничество же обеспечивает самосохранение взаимодействующих сторон путем их взаимного упрочения, обогащения, поддержки.

Необходимо отметить, что любое взаимодействие носит переменный характер, то есть его напряженность и интенсивность пульсируют и колеблются: противодействие и содействие, борьба и сотрудничество периодически сменяют друг друга. Из этого положения ученые, и не только философы, обосновывают методологический вывод о невозможности абсолютизации одной из форм взаимодействия, о непременности рассмотрения борьбы и сотрудничества в их диалектическом единстве. А это дает основание рассматривать взаимодействие как динамическую связь изменяющихся отношений между взаимодействующими сторонами (отношений борьбы и сотрудничества, противодействия и содействия). В каждой конкретной ситуации в данной системе может преобладать то или иное отношение (борьба или содействие), но во всех случаях в качестве важнейших ее компонентов выступают единство (взаимосвязь) и различные виды борьбы, противодействия и содействия [3, 338].

Данные состояния свойственны и воспитанию, причем эти характеристики определяют формы педагогического взаимодействия – сотрудничество (в игре, учении, труде и творчестве как высшей формы труда) и общение. Обе эти формы в образовательном процессе проявляются в органическом единстве: сотрудничество (противоборство, противостояние, конфликт) предполагает и общение как его идеальную форму. Первая не может быть без второго, тогда как второе может существовать без первого, что свидетельствует об их относительной, условной автономии.

Таким образом, сравнительный анализ характеристик взаимодействия и воспитания показывает, что взаимодействие является своеобразным измерителем и показателем уровня воспитанности человека. Это предположение усиливается за счет измерения изучаемых явлений в категориях деятельности. В связи с этим нам необходимо обратиться к психологическим концепциям, так как психологи вслед за философами поясняют, что взаимодействие возможно благодаря деятельности. Деятельность всегда предметна и мотивирована – непредметной, немотивированной деятельности как активного, целенаправленного процесса не существует.

Список использованной литературы

1. Аверьянов А.Н., Оруджев З.М. Диалектическое противоречие в развитии познания // Вопросы философии. - 1979. - №2 - С. 38-49.

2. Балгимбаев А.С., Абдильдин Ж.М. Диалектика активности субъекта в научном познании. - Алма-Ата: Наука КазССР, 1977. - 303 с.

3. Нысанбаев A.M., Абдильдин Ж.М.  Диалектико-логические принципы построения теории. - Алма-Ата; Наука, 1973. – 420 с.

4. Жбанкова И.И. Проблемы взаимодействия: философский очерк. - Минск: Наука и техника, 1971. - 144с.