аспирант 3-го года обучения Оськин В.А.

научный руководитель Басин Е.Я.

доктор философских наук, профессор

Московская государственная академия делового  администрирования, Россия.

 

Духовно-этический характер философской концепции В.С. Соловьева.

   

 Философская традиция Платона-Канта была продолжена в философии В.С.Соловьева (1853-1900), в социальном, культурном и историческом контексте. По утверждению В.Вс.Иванова, «создатель философии всеединства, один из родоначальников экуменического движения, автор «Трех разговоров», «О смысле любви» и «Трех свиданий», великий мистический поэт Владимир Соловьев –предтеча того удивительного возрождения духа, которое названо «Серебряным веком» [1, с.4]. Именно он разработал христианскую метафизику, т.е. учение о преображении телесности, как необходимом условии достижения абсолютного нравственного идеала, замечая, что абсолютное всеединство есть «единство себя и своего противоположного» [2, с.147-148].

     В своей метафизике всеединства Соловьев был последовательным «платоником», акцентируя внимание на языческом осмыслении платоновского миросозерцания. Платоновские идеи выполняли у него «…функции несущей конструкции всей философской системы…, он использует идею добра или блага – творческого, божественного начала, которое, как солнце, дает миру свет и жизнь» [3, с.380].

     Для Соловьева решение общих вопросов бытия и духа - поиск философии жизни, где бился светлый, животрепещущий, опередивший свое время ум философа. Современники отмечали многообразие его философской и иной деятельности, во многом определившей лицо русской философской культуры XIX - начала  XX веков. Он подверг анализу тот круг основных проблем и вопросов, без которых невозможны духовные основы жизни («Духовные основы жизни» - название главного сочинения автора). Идея жизни является основополагающей и во всех других его произведениях. Таким образом, его творчество, являясь единым, несет в себе «живой органический синтез».

      В.С.Соловьев ощущал себя наследником духовной традиции, воспринятой от деда-священника и отца, известного историка С.М.Соловьева. Они дали ему «почувствовать религию, как нравственную силу», способную обусловить всеединство, целостность и духовный характер личности.

     Вот общие положения его философской концепции:

    * всеобщность, универсальность и взаимосвязанность разных представлений о мире, синтетический характер его философии;

     * назначение церкви;

     * интерес к эсхатологическим проблемам («Три разговора»);

     * идея всеединства;

     * проблемы красоты в его эстетике («Красота в природе», «Общий смысл искусства, «Смысл любви» и др.; искусство и культура как предварения совершенной красоты);

     * осуществление синтеза трех начал: естественнонаучного эмпиризма, философского рационализма и религии;

     * познание как космогонический процесс, как совершенствование материального мира (единство Добра, Истины, Красоты);

     * творческое единство – София, «душа мира»,  «вечная Женственность», женское начало Божественного мира, единство Софии и Логоса;

     * человек – естественный посредник между Богом и материальным бытием («Чтения о Богочеловечестве», «Россия и Вселенская церковь»);

     * противоборство космического ума «Абсолют(а)» и Хаоса в «тайном согласии с мировой душой»;

     * многочисленность предвосхищений проблем будущего – от экологии до преподавания языков в национальной школе.

     Среди множества трудов В.Соловьева – фундаментальный труд «Чтения о Богочеловечестве». Философ размышляет об «истинах положительной религии», религиозных началах. Он замечает, что «религия есть связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего» [4, с.32]. В то же время он не боится утверждать, что современная религия - вещь очень жалкая, т.е. «она – скорее религиозность как личное построение и личный вкус» [4, с.33]. 

     Рассуждая о нынешней цивилизации, о двух ее построениях – социализме и позитивизме, с точки зрения требований общественной правды, философ видит ее невозможность на конкретных природных основаниях. Французская революция подменила божественное право правами человека на основании общественного строя.

 Категорично заявление философа о том, что религиозное начало является единственным осуществлением свободы, равенства и братства.

     Ведущей идеей становится единство «веры в Бога» и «веры в Человека», которые сходятся в единой, полной и всецелой истине Богочеловечества. Развивая эту идею, Соловьёв говорит о невозможности полного рассмотрения и анализа природного мира вне общественного начала. Таким образом, личность существует в поле биологического и социального - «…каждая человеческая личность имеет в себе нечто особенное, совершенно не определимое внешним образом, не поддающееся никакой формуле» [4, с.83].  

      Основной постулат христианства - Триединство Божие  -рассматривается как совершенно непостижимое для разума, так как последний выражает лишь общую, формальную, а не существенную материальную сторону бытия. Три основных способа бытия, по мнению мыслителя, определились как «воля, представление и чувство».

     Большое значение для русской культуры имели рассуждения Соловьёва о единстве Софии и Логоса. Различаясь, они внутренне соединяются: «София есть тело Божие, материя Божества». Философ дает свое толкование догмата о Троице. В то же время он отличает Бога, как «абсолютно сущего от его содержания», которое предстает в лице Бога-сына или Логоса. Воплощение же этой идеи осуществляется в мировой душе - Софии, «…представляющей тем самым третье лицо божественной Троицы – Дух святой»  [5, с.111].  

     Связующее звено между божественным и природным – человек, который «есть вместе и божество, и ничтожество». Божественный мир Соловьёв делит на три главных сферы - «чистые духи, умы и души». Они внутренне едины, солидарны между собой, восполняют и утверждают друг друга. София есть идеальное, совершенное человечество, вечно заключающееся в цельном божественном существе или Христе.

     С точки зрения ученья о Богочеловечестве рассматривается и «вечный вопрос о свободе человека, вечного человека», без чего человечество было бы призрачным. Говоря об индивидуальной воле, противопоставляющей себя всему, Соловьев рассуждает о зле и страдании, о зле и эгоизме. Вот его размышление о человеческих душах: «…с обособлением же мировой души… частные элементы всемирного организма теряют в ней свою общую связь и, предоставленные самим себе, обрекаются на разрозненное эгоистическое существование, корень которого есть зло, а плод – страдание. Воплощение божественной идеи в мире, составляющее цель всего мирового движения, обусловливается соединением божественного начала с душою мира» [4, с.164]. При этом «божественное начало» определяется национальным характером, а «время зависит от хода истории».

    В заключение  философ подводит итог: «…прежде чем стать оплодотворяющим началом церкви, разум должен был отойти от нее, чтобы на свободе развить свои силы и после того, как человеческое начало вполне обособилось, оно может вступить в свободное сочетание с божественною основою христианства, сохраняемого в Восточной церкви, и, вследствие этого свободного состояния, породить духовное человечество» [4, с.202]. 

     Софиология Соловьева обусловливает его этическую концепцию. Этика как раздел философии разработана философом особенно систематично, на основании «этизации» всех сфер бытия. В статье «Оправдание добра» он исследует общие основы, принципы индивидуализма и общности через «Добро в человеческой природе», «Добро от Бога» и «Добро через историю человечества». «Оправдание добра» можно рассматривать как этюд по практической этике. В духе платонизма философ полагает, что  для улучшения нравственного состояния общества личной морали недостаточно ввиду ее нереализуемости вне нравственного прогресса общества в целом. Соловьева волнуют также частные вопросы общественного устройства, национальный, экономический и правовой аспекты. Он ищет зерна вечного и абсолютного в человеческих объединениях и учреждениях (семья, народ, государство, церковь), в человечестве, как социальном и национальном организме, при этом в последнюю очередь его волнуют соотношения – «хорошее - дурное» и «свое - чужое».

      Опираясь на идеи своих предшественников  П.Д. Юркевича и Н.Ф. Фёдорова, Соловьёв задолго до Вернадского и Тейяра де Шардена  поставил вопрос о духовном значении разума человека и его вселенской миссии в космических процессах.

 

 

Список литературы

 

1.     Иванов В.В. Серебряный век в России. М.: РАДИКС, 1993.

2.     Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.

3.     Русская философия: Словарь / под редакцией М.А.Маслина.  М.: Республика, 1995.

4.     Соловьёв В.С. Чтения о Богочеловечестве. СПб.: Художественная литература, 1994.

5.     Соловьёв В.С. Философия искусства и литературная критика. М.: «Искусство, 1991.