Философия/5.философия религии

К.ф.н.Омарова З.У.

Дагестанский государственный университет, Россия

Интерпретации термина «религия»

Современное российское общество особенно остро переживает процессы, происходящие в религии и связанные с ней. Эти процессы сопровождаются   противостоянием сторонников разных взглядов и выливаются в крайне поляризированные позиции и острую полемику в средствах массовой информации.

Вполне очевидно, что при обращении к вопросам религии обойтись без оценочных характеристик, которые отражают личный опыт и убеждения исследователя, крайне сложно. Отношение к процессу религиозного познания опосредованно сакральным характером личностного отношения с одной стороны и попыткой рационализировать,  стремлением к взвешенности и объективности с другой, что свойственно практике научного исследования, хотя   полностью избежать пристрастности вряд ли представляется возможным. В такой ситуации крайне важно  выработать отношение  к религии вне конъюнктурной заданности, и не маловажной представляется позиция, в которой отсутствует демонстративный нейтрализм. Другое дело, что будет преобладать в позиции познающего и какие цели он ставит.  

Нельзя не учитывать и то, что субъектом религии, индивидуальным или совокупным, являются реальные люди, объединенные в каждый конкретно-исторический период системой взаимоотношений на основе социальных связей, поэтому необходимым аспектом религиоведческих исследований является философская составляющая. Философское исследование дополняет анализом смысловых оснований содержания религиозной жизни, обоснованием структуры религии с точки зрения ее роли и функционирования в социуме. Философия религии дает совокупный  портрет   верующих   и    религиозных    объединений    в    соответствии    смысловым содержащим их жизнедеятельности, рассматривает религиозное поведение в социальном измерении и как таковое соотносит его с другими общественными явлениями.

При любой интерпретации религия всегда неразрывно связана с человеком, его сознанием и поведением, и вне этого отношения рассматриваться не может. Необходимым пространством существования религии как формы общественного сознания и ее проявлений в виде конкретных конфессиональных традиций всегда выступает человеческая история или, точнее, социально-исторический процесс. Преодоление упрощенно-схематического подхода к религиозной проблематике как чему-то совершенно самостоятельному и безотносительному становится важнейшим требованием научного исследования религии. Иначе приходится иметь дело с искусственными моделями религии, оторванными от действительных обстоятельств ее существования.

Вместе с тем нельзя упускать и присущую религии определенность, позволяющую отличать ее от прочих форм общественного сознания. Поэтому дальнейшая интерпретация религии требует выяснения ее ключевых классификационных признаков, оснований и мотивов религиозной идентификации тех или иных явлений социально-исторического процесса.

Дефиниций религии существует такое множество, что наращивать их число еще одной было бы делом, по меньшей мере, сомнительным. В контексте научного изучения это тем более рискованно, поскольку приходится пользоваться термином (религия), заимствованным из качественно иной, нежели наука, области духовной жизни. В конфессиональной среде он имеет содержательность, далеко не обязательно адекватную смысловой нагрузке, которая придается ему научным дискурсом.

Целостность любой из них поддерживается тем, что именно свой образ мироустройства здесь считается единственно истинным или, по крайней мере, наиболее достоверным. Сами духовные системы, рожденные конкретными социокультурными общностями, не нуждаются во внешнем обобщающем понятии для объединения себя с другими в некий класс. Поэтому присущие им самоназвания рассчитаны, прежде всего, на интуитивное понимание приверженцами и не сопровождаются сколь-нибудь строгими определениями. Спектр вероисповеданий, где к самообозначению добавляется уточнение именно словом «религия», не столь и велик.  Различными системами верований данный термин может быть принят, скорее, конвенционально, как нечто признанное уместным в целях общения между принадлежащими к разным традициям конфессиональными направлениями, но не заменяющее по существу ни самоназваний, ни стоящей за этими самоназваниями специфической организации духовной жизни.

Понятие религии получило в научной лексике статус глобально применимого и чуть ли не обязательного. Взяв   частноприложимое обозначение, научная мысль придала ему всеобщность и стала обозначать через его посредство самый широкий спектр явлений, на самом деле не всегда поддающихся сведению в один раздел. Вероятно это печальная неизбежность, которую некогда на примере исторической науки констатировал М. Блок: «Чтобы дать названия своим действиям, верованиям и различным аспектам своей социальной жизни, люди не дожидались, пока все это станет объектом беспристрастного изучения. Поэтому история большей частью получает собственный словарь от самого предмета своих занятий. Она берет его, когда он истрепан и подпорчен долгим употреблением, а вдобавок часто уже с самого начала двусмыслен, как всякая система выражения, не созданная строго согласованным трудом специалистов». Однако отмеченная условность термина освобождает от привязки к его наиболее распространенному, т. е. универсальному применению, позволяя ограничиться значениями, в которых, по мнению диссертанта, и выражен феномен религии.

Термин «religio» выводится из латинских слов, имеющих различающиеся смыслы, и его происхождение объясняется по-разному. Чаше всего даются ссылки на трактовку либо римским мыслителем I в. до н, э. Цицероном как производное от «relcgcre» (приступать заново; вновь собирать все, что относится к предмету почитания), либо христианским писателем рубежа IIIIV вв. Лактанцием как образованное от «religare» (воссоединять, восстанавливать связь). В обоих случаях подразумевается благоговейное отношение человека к чему-то совершенно иному, нежели он сам в своем естестве, и притом жизненно необходимому.

Иными словами, этот термин отражает возникающее у людей стремление к связи с чем-то выходящим за пределы повседневного человеческого бытия, т.о., говоря словами С. Н. Булгакова, «в религии устанавливается и переживается связь... человека с тем, что выше человека. В основе религиозного отношения лежит, поэтому, основной и неустранимый дуализм: в религии, какова бы она ни была в своей конкретной форме, есть всегда два начала, два полюса... В религии человек ощущает, что его видят и знают, прежде чем он сам себя узнал, но вместе с тем он сознает себя удаленным, отторгнутым от этого благого источника жизни, с которым стремится восстановить связь».

Вероятно, что о религиозной направленности сознания можно всегда говорить там, где наличествуют представления об ином мире или каких-то явлениях, качественно отличающихся от всего земного, посюстороннего, физически воспринимаемого. Предмет этих представлений мыслится как трансцендентный, сверхчувственный и потусторонний, который находится за пределами природной и социальной реальности, тем самым наделяется статусом сверхъестественного. Трансцендентность сверхъестественного исключает его из сферы чувственного опыта и рационального познания, что просто превосходит человеческий разум и все умопостижимое, поэтому главным способом апелляции к сверхъестественному становится вера.

Литература:

1. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка / Пер. с фр. 2-е изд., доп. М.: Наука, 1986. С. 90.

2. Булгаков С. II Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М: Республика, 1994. С. 12.

3. Санчурскш К В. Римские древности: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. С. 134; Словарь античности / Сост. И. Ирмшер, Р. Ионе / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1989. С. 480.

4. МеньАВ. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. Т. 1. Истоки религии. М.: СП Слово, 1991. С. 72.