Право / 1. История государства и права

Аспирант Логвинов Д.А.

Курский государственный университет, Россия

Историческое назначение государства в свете потребностей личности

          Обусловленность действий человека его первоочередными нуждами и желаниями составляет очень существенную закономерность, выявленную психологами. Следуя логике такой закономерности, все созданное руками человека, все проявления культуры, должны отвечать необходимости удовлетворения объективных и вполне конкретных стремлений и нужд человеческого существования. Осознавая острую нужду в чем-либо, человек стремиться изменить свое поведение и организовать свою деятельность так, чтобы не испытывать этой нужды. Нас заинтересовал вопрос: а не могли ли в таком случае исторические процессы формирования и развития института государства быть закономерной реакцией общества на необходимость обеспечения должного уровня определенных потребностей, физически ощущаемых практически каждым человеком? Для ответа на этот вопрос каждая теория о сущности и происхождении государства из всех существующих так или иначе предлагает определенный подход. Мы попробуем предложить свой подход, основанный на так называемой «теории мотивации» и во многом созвучный широко известной психологической теории. Мы не рассчитываем в корне изменять давно сложившиеся теории и полагаем, что предложенный нами вариант послужит значимым в научном отношении дополнением к освещению проблемы сущности государства и окажет помощь исследователям в этом сегменте правовой науки.

          Каждый человек в своей жизнедеятельности, согласно «теории мотивации» А. Маслоу [1; 60-75], ориентирован на удовлетворение собственных потребностей. Человек не может выжить вне группы, поскольку ведет начало от стадных животных, но инстинктами, в отличие от высших животных, он уже не живет. У него есть такие потребности, которые невозможно реализовать вне группы, т.е. такие, которые причинно связаны с её наличием и жизнедеятельностью, и чем более развиты связи и их регуляторы, тем лучше такие потребности удовлетворяются. Есть другие потребности, удовлетворение которых: а) возможно в условиях индивидуализма или парного разнополого сосуществования; и б) создает конкуренцию. Конкуренция может принимать разные формы от позитивных, ускоряющих развитие группы, до негативных, приводящих группу, а значит и людей, к гибели. Эти крайние проявления создают фундамент всех, так называемых, публичных потребностей – объединение людей должно продолжать существование и развиваться. Этот фундамент обеспечивается таким общественным явлением как власть. Конкуренция, возникающая вследствие необходимости удовлетворения индивидуальных потребностей управляется через властные предписания, а сам процесс управления удовлетворением индивидуальных потребностей образует собой одну из общественных (публичных) потребностей. Причем, в историческом процессе развития общества изначально не была гарантирована справедливость при удовлетворении индивидуальных потребностей; справедливость – оценочная категория. Отсюда берут начало все кризисы и потрясения, вызванные легитимным социальным неравенством – положением с удовлетворением и качеством удовлетворения как базовых, так и высших объективных потребностей людей, принадлежащих к привилегированным и непривилегированным сословиям (классам). Как нам кажется, один из недостатков теории марксистов как раз в том, что краеугольным камнем признаются интересы (удовлетворение потребностей) целых классов, а не надлежащее сообразно историческому периоду, но в любую эпоху надлежащее, удовлетворение потребностей, объективно одинаковых для всех людей независимо от категории «класс». Руководствуясь теорией мотивации, можно утверждать, что у представителей привилегированных социальных страт во времена легального социального и политического неравенства имелись все возможности для соответствующей тому или иному времени самоактуализации, а самоактуализация у представителей низших социальных страт была неподъемной задачей, поскольку ориентация власти, уровень развития и состояние публичных потребностей держали низшие слои населения в состоянии депривации (крайней нужды) даже базовых потребностей человека [1; 68].

          Названные выше параметры во все времена зависят от господствующих в среде движущих общественных сил общественно-политических доктрин, особенностей философского и религиозного мировоззрения, а также от географии хозяйства. В самом исторически сложном объединении людей – современном постиндустриальном обществе, – эти установки сохранили свое значение, что подтверждает универсальность выводимых закономерностей. Однако, современное общество – это не община и не архаичное общество. Современному обществу присуща не только государственность – историческое состояние общества, которому знаком институт государства, но и специализация в достижении удовлетворения публичных потребностей. Наряду с государством существуют иные общественные институты, участвующие в реализации публичных интересов. Одни сотрудничают с современным сверхсильным государством, будучи призванными также сдерживать его, конкурируя с ним (институты гражданского общества), другие – выполняют старые как мир функции (семья). Для современного общества характерно признание значения функций института семьи как публичных функций, т.е. семья не просто носитель частных интересов и потребностей, но в её жизнедеятельности есть и публичные интерес и потребность – ситуация обратная существующей ещё в начале прошлого века. Современной семье, конечно же, гарантировано частноправовое положение, но понимание публичных интересов теперь качественно другое. Кроме того, и современная семья несмотря на свои основные извечные функции сама по себе уже не тот институт, что был характерен для Античного мира или Средневековья. Институт государства также эволюционировал под действием опыта, в том числе удачного и неудачного практического опыта, различных общественно-политических течений и концепций самых разных наук, начиная с Нового времени. Несмотря на весь опыт, и семья, и государство – всё те же общественные институты, объективно возникшие под грузом необходимости удовлетворения потребностей. Изменения численности населения, особенно в сторону увеличения, требуют от науки разработки возможных вариантов развития общества и его институтов, которые предусматривали бы надлежащее качество удовлетворения частных, а за ними и публичных потребностей.

          Как уже стало ясным, обеспечение публичных потребностей достигается преимущественно государством. Но государство отстаивает только часть публичных интересов из всего их множества. Все прочие из множества публичных интересов, что государством напрямую не осуществляются, им, тем не менее, гарантируются. Это значит, что для удовлетворения таких публичных интересов государство соглашается на существование общественных механизмов, не имеющих государственно-властной природы, но механизмы эти в своем «здоровом» функционировании государством признаются, контролируются и гарантируются. И через государственные, и через не государственные механизмы может достигаться реализация публичных и частных интересов. Есть такие интересы, которые достигаются только государством, а есть такие, которые обязательно без него, но под его контролем. Последние стоят под охраной того, что называется частным правом – сферой регулирования, для которой государство лишь издаёт предписания, но вмешивается только в крайних случаях. Здесь проявляется небезызвестный и проблемный «дуализм института государства», заключающийся в признании государства и регулирующей системой, а также непосредственным и равным участником частноправовой сферы. А теперь очень важный момент: государство действует исключительно в правовой среде и через право позитивное; частные интересы и индивидуальные потребности не обязательно достигаются через реализацию публичных интересов и многие индивидуальные потребности, как мы уже отмечали, удовлетворяются человеком вне общества или выпадают из сферы действия правового регулятора и достигаются удовлетворением в формах, не имеющих отношения к праву (области веры, искусства, неофициального общения, любви, обыденного познания и др., примеры есть на каждом уровне иерархии А. Маслоу).

          Объективно существующие потребности человека в окружении, т.е. в группе, без которой невозможно гарантировать хотя бы малое, а также относительное удовлетворение как минимум некоторых базовых потребностей, как мы уже установили, необходимо отличать от общественных потребностей. Каким же образом рождается публичный интерес, стремление удовлетворить публичные потребности? Публичный интерес и публичные потребности есть смысл существования такого объединения людей как общество и его специализированного института – государства. Удовлетворение публичных потребностей всегда призвано удовлетворить часть индивидуальных, при том, что есть индивидуальные или частные потребности, удовлетворения которых можно достичь: во-первых, без участия такого посредника как государство; и во-вторых, далее – в порядке убывания качества удовлетворения либо упрощения самой потребности, – без общества, каких-либо его институтов и даже малой группы.

         

Литература

 

1. Абрахам Маслоу. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2008.