к.псх.н, доцент Т.Ю. Артюхова

Лесосибирский педагогический институт – филиал

Сибирского федерального университета,  Россия

Образ мира как составляющая идентификации ребенка

 

Процесс идентификации тесно связан с содержанием внутреннего мира субъекта. Часто понятия идентификации увязывается с формированием представлений ребенка о себе, так называемым Я-образом, его самооценкой, отношением к другим, к самому себе [1]. А. Смирновым, кроме понятия Я-образа и Я-концепции, было предложено понятие «Образ мира». Оно включало объекты, понятия, отношения как результат познавательной деятельности ребенка [6].

Существует многочисленная литература по проблемам формирования идентичности. В большинстве случаев она касается развития подростков, взрослых, людей с различными отклонениями от нормы психического развития.

В психологической и педагогической литературе понятие идентичности включает как самосознание в целом, так и процесс формирования отдельных составляющих этого самосознания, например, представление о себе. Э. Эриксон представил социокультурный контекст становления сознательного Я индивида — эго. Кроме сторон идентичности личности, которые можно было проверить и изучить, концепция Э. Эриксона содержала и многие подразумеваемые, но неявные и недоказанные явления и процессы, как и вообще все работы психоаналитической направленности. Считалось, что идентичность формируется на основе бессознательных процессов, выявляемых только проективными методами и никак не представленных в структуре идентичности, но только конструируемых исследователем исходя из его умозрительной концепции [7].

Различные исследования показывают, что, с одной стороны, все четче выделялась и изучалась одна из сторон внутреннего мира субъекта, которая им осознавалась, а с другой, все большее значение придавалось отношениям субъекта (к себе, к другим, к миру и т.д.), которые, как правило, оставались неосознанными. При этом связь или взаимопереход от отношений к представлениям и обратно осталась почти не изученной.

Субъективный образ мира имеет базовую, инвариантную часть, общую для всех ее носителей, и вариативную, отражающую уникальный жизненный опыт субъекта. Инвариантная часть формируется в контексте культуры, отражая ее систему значений и смыслов. Изменчивость ее определяется той социокультурной реальностью, в которую погружен человек. Реалии современного мира затрудняют использование традиционных паттернов культуры вследствие его изменчивости. Поэтому каждое новое поколение «создает» такой образ мира, который позволяет ему адекватно адаптироваться в мире и адекватно воздействовать на этот мир [2].

           Представления об окружающем мире зависят от комплекса социальных условий. Как считает В.С. Мухина: «Какими сведениями о нашем мире обладает ребенок, зависит, прежде всего, от социального окружения: семьи или взрослых, заменивших семью; национальных традиций ближайшего окружения; места жительства (город, село, хутор и др.) и других факторов. Благодаря особенностям той культуры, в которую вошел ребенок фактом своего рождения, у него формируется особенное представление о мире» [5].

В психологии большое внимание уделяется изучению образа мира, но это настолько обширная область психической жизни человека, что многие вопросы остаются еще не решенными, а многие и даже не поставлены. Первым вводит в употребление понятие «образ мира» А.Н. Леонтьев [4]. Автор считает, что образ мира - это отражение мира в сознании человека, непосредственно включенное во взаимодействие человека и мира. Образ мира включает в себя систему представлений о мире, о других людях, о себе и своей деятельности.      

Проблема образа мира является центральной в психологических исследованиях С.Д. Смирнова. Основная идея - это идея первичности образа мира по отношению к отдельным чувственным восприятиям. Главный предрассудок,  который необходимо преодолеть, чтобы пересмотреть всю проблематику познавательных процессов с новых позиций - это предрассудок о существовании отдельного образа как единицы восприятия, как самостоятельного элемента,  из совокупности которых складывается наше представление о реальности [6]. 

Еще одно принципиально важное положение,  что  «образ мира есть отражение будущего, то есть представляет собой систему прогнозов и экстраполяций». Он определяет характерные черты образа мира, в первую очередь - целостность. Образ мира не складывается  из образов отдельных предметов и явлений, а с самого начала развивается и функционирует как некоторое целое. Для образа мира характерно чувственное восприятие действительности и его переработка в сознании человека. Образ мира - «не склад инструментов, приемов и программ», а живое начало, которое постоянно апробируется в деятельности, чтобы получить подтверждение своей адекватности миру. С.Д. Смирнов отмечает, что образ мира человека является универсальной формой  организации его значений, определяющей возможности познания и управления поведением [6].

        Образ мира возникает у каждого ребенка в процессе взаимодействия с реальностью и выполняет ориентирующую роль по отношению к дальнейшим действиям, т.е. служит совершенствованию и обогащению любой деятельности ребенка. Реально этот процесс часто осуществляется стихийно. Сформированный на стихийном уровне образ мира в любом случае становится стартом для формирования его обогащенного содержания, которое обеспечивает переход ребенка в зону  ближайшего (Выготский Л.С.) и перспективного (Поддъяков Н.Н.) развития.

        Примерно в эти же идеи поддерживает и развивает Б.М. Величковский, констатирующий,  что «микрогенетические исследования в полном согласии с данными о фило- и онтогенезе позволяют описать восприятие как движение от глобального адекватного отражения к отражению адекватному так же в деталях. Пространственные и семантические контексты образуют систему открываемых в самой реальности координатных сеток,   «прозрачных» по отношению к подлинным особенностям объектов.   Успешность выделения таких систем отсчета и движения в них определяется количеством   накопленных  в   памяти фантомов  объектов,  а совершенствованием операций и действий ориентировки в естественном окружении» [3].

        Каждый из нас, воспринимая мир через образ мира, постоянно переносит светлое поле внимания с одного предмета на другой. Таким образом, в нашем образе мира, а, вернее, в том его ситуативном фрагменте, с которым мы в данный  момент имеем дело, все время высвечивается отдельный предмет, а затем сознание переключается на другой - и так без конца. Но это непрерывное переключение сознания с одного предмета на другой предполагает одновременно переход от одного предмета (его означенного образа) с одного уровня сознания на другой (в моем сознании в любой данный момент сосуществует то, что является объектом актуального сознания, и то, что находится на уровне сознательного контроля. Движение сознания в образе мира имеет не планиметрический, а трехмерный, стереометрический характер.

       В образе мира переплетаются непосредственное ситуативное отображение действительности и сознательное отображение.  Не выходя  за границы одного и того же поля восприятия (в широком смысле), одного и того же воображаемого фрагмента действительности, я могу иметь с ним дело двояким образом, как той реальностью, в которую я непосредственно включен, в которой я действую и отношусь, и как с  «встроенными» в этот образ мира обобщениями, абстракциями,  доступными моей сознательной рефлексии, или - если угодно - с встроенным в образ мира моим знанием о мире.

        Но образ мира может быть не включенным в непосредственное восприятие, отделенным от этого восприятия и вообще от непосредственного действия в мире. Он, например, может выступать в процессах памяти и воображения. Такой образ всегда является ситуативным, фрагментарным. И здесь он может быть более или менее рефлексивным.

        Если выйти за пределы ситуации, мы встречаемся  с глобальным, принципиально внеситуативным образом мира, с образом именно  мира, а не какой-то его части. Такой образ всегда рефлексивен. Другой вопрос, что глубина его осмысления, степень этой рефлексивности (осознанности) может быть разной. Если раньше мы имели дело с более или менее непосредственным сознанием мира, то теперь - с теоретическим сознанием разного рода, почти освобожденным от чувственной ткани и от связанности с реальной ситуацией.

         По мнению А.Н. Леонтьева, знания и мышление не отделены от процесса формирования чувственного образа мира, а входят в него, прибавляясь к чувствительности. Говоря о чувственном образе мира (с разной степенью рефлексии этого образа), мы постоянно делаем допущение, что у каждого человека есть свое индивидуально-личностное видение мира, опосредованное личностно-смысловым образованием [4].

         Но наряду с текучими, собственно индивидуальными характеристиками эти личностно-смысловые образования имеют и некоторую культурную «сердцевину», единую для всех членов той или иной социальной группы или общности  и как раз и фиксируемую в понятии значения в отличие от личностного смысла. Иными словами, можно наряду с индивидуальными вариантами говорить о системе инвариантных образов мира, точнее - общих черт в видении мира различными людьми. Такой инвариантный образ мира непосредственно соотнесен со значениями и другими социально выработанными опорами (в частности,  социальными ролями и социальными нормами, строго говоря, так же относящимися к классу значений), а не с личностно-смысловыми образованиями.

     Описание специфики образа жизни и поиск детерминант взаимовлияния образа жизни и образа мира – «ключ» к описанию конкретной содержательной специфики индивидуального образа мира, пути его идентификации.

        По мнению Г.А. Берулавы, образ мира в значительной степени определяет «парадигму жизни» конкретного человека. Соответствующий образ мира воплощается для человека в устойчивости его поведения, которое проявляется в конкретных действиях, оценках, поступках.  Все это подтверждает практическую значимость   исследования проблемы образа, поставленной в психологии А.Н. Леонтьевым и другими учеными.  Она имеет прямое отношение  к педагогическим задачам воспитания, среди которых приоритетной является задача формирования ориентировки личности в сфере и ситуации  своей деятельности [4].

        Образ мира включает в себя систему представлений о мире, о других людях, о себе и своей деятельности. Рассматривая образ мира,  необходимо учитывать его взаимосвязь с реальными особенностями развития и бытия человека, теми условиями, которые позволяют осуществиться идентификации.

        Образ мира в значительной степени определяет «парадигму жизни» конкретного человека. Соответствующий образ мира воплощается для человека в устойчивости его поведения, которое проявляется в конкретных действиях, оценках, поступках. Судить об успешности формирования идентичности (очеловечивания) ребенка мы можем по ориентации ребенка на взрослого. Понимая идентичность в его расширенном значении как «очеловечивание» ребенка, а также условия такого формирования.

Литература

1.   Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии. — М.: Наука, 1978.

2.   Берн Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер с англ.; Общая ред. В.Я. Пилиповского. — М.: Прогресс, 1986.

3.   Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М., 1982. 

4.   Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001.  

5.   Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. - М.: Воронеж, 1999.

6.   Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. -  М., 1983.

7.   Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.; Общая ред. и предисл. А.В. Толстых. — М.: Прогресс, 1996.