АЛИГАДЖИЕВА М.А.

К.и.н. ст.преп.ДГТУ

 

 

Амулеты и талисманы аварцев-андалальцев.

 

На протяжении веков в бытовой культуре аварцев-андалальцев применялись различные охранительные средства, сохранившиеся до нашего времени.

Причины столь длительного бытования амулетов и талисманов кроются как в постоянной зависимости крестьянских хозяйств от капризов стихии, их слабой технической вооруженности, их слаборазвитой социальной инфраструктуре, невысоком качестве медицинского обслуживания населения, так и в устойчивости традиции и идеологических представлений, обусловленных особенностями менталитетом андалальцев.

Обереги андалальцев разнообразны условно их можно классифицировать на: а) объекты живой природы – части тела диких и домашних животных (черепа, челюсти, клыки, шкуры, и т.п.), а также куриное яйцо; б) объекты «неживой» природы – священные родники, деревья, камни; металлы (железа, свинец, сталь, и т. п.); огонь и его производные (угли, зала, сажа); хлеб и зерна хлебных злаков и др.);  приговоры и заклинания, сопровождающие почти все магические обряды.

Аварцы-андалальцы полагали, что есть особая категория людей, обладающих способностью бер ккезе (сглазить). Таких людей боялись и старались их избегать. Всякие болезни, даже смерть человека, приписывали действию сглаза. Считалось, что слазить могли, преднамеренна и непреднамеренна. В первом случае – это целенаправленное действие людей, обладающих «дурным глазом». Оно связано с «вредоносным колдовством» и сопровождается определенными действиями против выбранных ими жертв. Второе, т.е. непреднамеренный «сглаз» может произойти без желания нанести вред другому, непроизвольно, от простого восхваления или словесного одобрения. Достаточно было похвалить человека, отличившегося чем-либо, или взять в руки понравившегося ребенка, как мог произойти сглаз.

Так, например, у андалальцев основным выражением восторга вызывающим сглаз, было: «Ва, бабай!» (с.Ругуджа)1, «ВахIав!» (с. Чох)2, «Вай, вай!» (с. Кулаб)3, «Вах1ай!» (с. Согратль)4.  Междуметийное сочетание слов «Ва, бабай!», выражающее особое изумление, восхищения человека по поводу увиденного или услышанного также являлось выражением, вызывающим сглаз у андавальцев. В этом случае, чтобы избежать «сглаза», принято было восхититься, обратной реакцией говоря:

«ВахIав дур беразул берцинли!» (Какие у тебя красивые глаза!) (с. Чох).

Чтобы не сглазить предписывалось, прежде чем брать в руки ребенка, три раза плюнуть в сторону, а потом, похвалив, взять. Так же поступали и взрослые, если встречались после долгой разлуки и вид одного приводил в восторг другого. Здесь проявляется анимистическое представление верующих о сосредоточении жизни в слюне, дыхании5.

Особенно опасались андалальцы людей, имеющих голубые или зеленные глаза (сс. Чох, Куяда и т.д.); черные глаза (с. Ругуджа). Людей, якобы способных сглазить, верующие избегали, даже если они были им самыми близкими родственниками. Аналогичные представления характерны и для некоторых других народов. В частности, даргинцы в прошлом боялись людей с черными глазами и волосами, людей с синими глазами и красными волосами лакцы6, людей с серыми глазами грузины1, а черкесы – людей с черными глазами2 и т.д.

 У андалальцев близко к представлениям о вреде сглаза примыкает вера в магическую силу проклятий (хIами) и вредоносное колдовство, совершаемое недругами. При проклятиях, чтобы они были более действенными о андалальцеив, кроме мусульманского Аллаха, обращались к божеству Бечед и БетIергьан, возможно, означавшие верховные языческое божество. Наиболее распространенными проклятиями был:«Бельэргьан вельэйд!» (Чтобы остался без хозяина!) (с. Ругуджа)           «Чи лъугIаяв БетIэргьаназ!» (Чтобы один остался!) (с. Чох)

У части горцев (лак., бежт.) существовало поверье, по которому проклятие могло обернутся против того, кто проклинает. Чтобы этого не случилось, при его произнесении необходимо было сжечь волчье сухожилие3.

    Что касается вредоносной магии, самым простым и универсальным приемам «нанесения» вреда своему недоброжелателю, вернее, приемам, обезвреживающим его чары, было прятанье зашитого в материи амулета (сабаб) в виде куска бумаги со стихами из Корана в одном из углов или на пороге дома своего недоброжелателя. Действие производилось незаметно и сопровождалось соответствующими заклинаниями в адрес намеченного для этого человека (сс. Ругуджа4, Хиндах5). С целью нанесения ущерба и болезней в дом недоброжелателя сыпали горсть земли, взятая из кладбища с семи могил (с. Чох); горсть земли с могилы сыпали на постель своего недоброжелателя (с. Ругуджа); в еду (с. Наказух).

 Широко практиковался обычай прятать у порога дома своего недоброжелателя тряпочную куклу, предварительно дав ей имя своего недоброжелателя и, воткнув в нее острые металлические предметы (гвозди, иголки) (сс. Чох, Бацада, Куяда и т.д.)

Смешав с пищей, незаметно давали ослиный мозг своему недругу, для одурманивания (сс. Чох, Гамсутль и т.д.); золу от сжигания змеиной кожи (сс. Наказух, Чох); корни определенных растений (сс. Чох, Ругуджа и т.д). В таких случаях внушение переходит в самовнушение и оказывает пагубное влияние на здорового человека. Суеверный и слабовольный человек, на которого наслана порча, теряет самообладание, заболевает, а иногда может и умереть.

Приступая к лечению больного, андалальцы с помощью гадания обязательно узнавали от чего заболел человек. Чаще всего прибегали к гаданию над чашей с водой, растапливая свинец (сс. Куяда, Чох, Кегер и.д.), воск (сс. Кулаб, Наказух), смесь свинца с жиром и т.д.  Через стригала ножниц расплавленный свинец или воск падали в холодную воду и, остывая, образовывали различные фигурки, причудливые формы которых гадальщиками выдавались за образы людей, якобы виновных в недуге больного. Прием этот распространен у лакцев и у восточнославянских народов, у которых в древности указанный обряд исполнился путем смешивания слова со свинцом или воска с золотом1.

 



1 Алиева А.К., 1932 г.р. с. Ругуджа Гуниб. р-он.

2 Гаджиева Г.М, 1941 г.р. с. Чох.

3  Алиева П.Г. 1940 г..р. с.Кулаб

4 Магомедова К.М. 1953 г.р. с. Согратль

5  Глушаков М.В. Памятники народного творчества кутаисской губернии: приметы и поверья // СМОМПК.  1903. Вып 32. С.4.

6 Гаджиев Г.А.  Доисламские верования и обряды народов нагорного Дагестана. Москва 1991. С.39.

1 Чурсин Г.Ф. Народные обычаи и верования кахетии  // ИКОРГО 1905. Кн. 25. С. 29.

2  Жарцецкая Н. Народная медицина и лечебная магия у черкесов. 1912. С.61.

3 Потапов Л.П. Волк в народных поверьях //КСИЭ. 1958. Вып. 30. С.141.

4 Гаджиева П.М. 1939 г.р. С. Ругуджа.

5 Алиева П.А. 1942 г.р. с.Хиндах.

 

 

1 Минько Л.И. Знахарство. Минск, 1971, С.27.