Юркина Л.В., Сизов А.Л.,

кафедра истории, социологии и права,

Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова

 

Социальная ответственность в сфере семьи

Понятие ответственности  используется в различных науках и рассматривается с разных точек зрения.  Как философская категория, как ориентир в воспитании, как мера допустимого поведения, как ограничитель потребностей человека и т.д. Для нашего рассмотрения важно видение ответственности  педагогикой, она рассматривает эту категорию как возможность и способность отдавать кому-либо, в том числе и себе,  отчет в своих действиях и признавать свое авторство в ходе их свершения, а так же в их последствиях. Различные формы контроля и регуляции поведения позволяют говорить о том, что ответственность человека может строиться на высоком чувстве долга, осознании самим человек правоты тех или иных поступков или на внешних формах контроля, подразумевающих  подотчетность и наказуемость.

Наиболее распространенными видами ответственности являются: юридическая и нравственная. И та, и другая являются формами личной ответственности человека. Однако личная ответственность, хотя формально и является видом отчетности  перед обществом, на самом деле, по крайней мере, в современном ее понимании, оставляет человека наедине с самим собой. Принимая или не принимая меру личной ответственности, человек рассматривается как часть общества. Однако общество - это сложнейшее образование, которое нельзя представить простым суммированием его членов. В данном случае - это синтетическое образование большее, чем могло бы получиться при суммировании частей.

Для нашего рассмотрения важно, что человек не просто отвечает перед обществом, он отвечает перед другими людьми, и, рассматривая свои поступки и их последствия, человек должен представлять себя частью сложной системы, учитывая, как скажутся его действия  на системе целиком,  и на отдельных ее частях. На наш взгляд, в формировании  социальной ответственности, как комплексного явления, должен участвовать каждый человек. Это  помогло бы в дальнейшем значительно изменить специфику моральной регуляции поведения человека.

Лоуренсом Колбергом (1927-1987) было разработано понимание уровней регуляции поведения человека.  Первый - преконвекциональный (доморальный), основанный на системе контроля и наказаний. По его мнению, на этом уровне находится около 70% детей, не достигших 7 летнего возраста, 30% - десятилетних и 10% - подростков в возрасте от 13 до 16 лет. Второй – конвекциональный,  регулирующий поведение посредством подражания референтной группе, у большинства детей формируется к 13 годам. Третий – постконвекциональный – уровень автономной морали -  регулирование поведения происходит за счет внутреннего контроля субъекта и его отчетности перед самим собой. Этого уровня достигают только 10 %  подростков. Важно отметить, что не все взрослые люди в течение жизни достигают этого уровня. Однако именно он является воспитательным ориентиром.

Регулирование поведения посредством автономной морали и развитой внутренней нравственности вызывает к жизни еще одно понимание ответственности – социальную ответственность. Социальная ответственность, на наш взгляд,  она может быть представлена двумя равноценными составляющими: 1) возможность и способность человека отдавать отчет себе и другим за успех или неудачу как совместной деятельности, так и личной, но могущей затронуть интересы других; 2) возможность и способность общества обеспечивать принятие и возложение ответственности. Иными словами, уровень цивилизованности общества должен определяться как  способностью самого человека понимать и принимать меру должной ответственности, так и способностью общества обеспечивать механизмы принятия ответственности. Говоря о способности общества, мы имеем в виду не стройное функционирование системы контроля и наказаний, а возможность осуществления влияния каждого члена  общества на его функционирование.

Таким образом, основная функция социальной ответственности  в сфере воспитания - это объединение личной ответственности каждого члена общества в единую систему, сделать ответственность не мерой наказания (самонаказания), а механизмом общественного функционирования на благо каждого и всех вместе, а также сделать эту систему действенным двусторонним регулятором поведения.

Как нам кажется,  если перенести понимание субъекта ответственности с личности на социальную группу или даже на все общество, можно добиться  распространения в обществе автономной морали, человек должен ощущать себя членом общества и так же представлять, что ответственность за совершенные им поступки будет возлагаться и на общество целиком. Поскольку общество начинается с семьи,  формирование социальной ответственности особенно важно в этой сфере. Значительным его делает кризис семейных отношений, характерный для нашего времени. Одной из причин этого кризиса мы видим индивидуализацию ответственности: если каждый в семье отвечает за себя, то это не семья, в полном смысле этого слова, а просто объединение людей на каком-либо основании (общих интересов, продолжения рода, проведения досуга и т.д.)  Важно представлять, что мы ответственны не только за себя и перед другими, но и за них, перед собой, другими, группой.

Одной из основных проблем формирования социальной ответственности в сфере семьи нам представляется нежелание общества принимать на себя ответственность за деяния своих близких, разделять ее и  прийти на помощь  в случае неуспеха.

Несмотря на обилие социальных институтов, общество слишком часто  оставляет человека наедине  с его проблемой, и это, безусловно, не способствует формированию автономной морали, а скорее формирует самозащитные формы поведения, для которых характерно непризнание ответственности и своего авторства в возникших последействиях.  Особенно важно формирование автономной морали в детском и подростковом возрасте, до того, как у человека сложится устоявшийся взгляд на общество и отношение этого общества к нему. Состоявшиеся личности не склонны менять своих представлений и в некотором роде начинают противостоять формированию убеждений других людей, в которые закладываются понятия об обществе – помощнике, способном разрешить возникшие проблемы и разделить ответственность с отдельной личностью.

На сегодняшний день общество в нашей стране – организатор и вдохновитель побед и удач в сфере семьи, но не участник семейных поражений. Направляя семьи в нужном, правильном направлении, общество не всегда учитывает, что не все проходит гладко и случаются  и ошибки. И тогда оно не должно бросать семью, оставлять ее наедине с возникающими проблемами.

Как яркий пример неспособности общества принимать на себя ответственности можно рассмотреть сложившуюся ситуацию в армии.  Если молодые люди, призванные  выполнять долг перед страной, становятся  инвалидами или погибают на службе, то слишком часто они, или их семьи оказываются брошенными, забытыми обществом, и сложившая ситуация зачастую не находит должного отклика в окружающих людях.

Особенно  острая тема на сегодняшний день – это поведение молодежи. Родители основательно занимаются воспитанием детей в среднем до 13-14 лет, после чего начинается самостоятельная жизнь ребенка, подростка. Родители продолжают свое влияние на ребенка и после его взросления, но эффективность его значительно зависит от правильности и своевременности.  Сегодня важным является разделение ответственности между обществом и семьей за подрастающее поколение. К сожалению, со стороны общества идут, в основном, неупорядоченные воздействия, связанные скорее с негативным влиянием массовой культуры на неокрепшие умы подростков.

Особенной вехой этого направления является появление «Эмо людей» абсолютно уверенных, что они забыты обществом, оставлены одни на свете, окруженные беспросветной массой своих неразрешимых проблем. Неутешительным является и тот факт, что «эмо» движение пропагандируется через  интернет и средства массовой информации.  Можно увидеть упоминания о том, что великий русский писатель Ф.М. Достоевский являлся основоположником «эмо». С другой стороны - на борьбу с «эмо» выходят панки, (асоциальные личности – отдельная тема социальной педагогики,   понятие ответственности для них не существует), которые только подливают масло в огонь, все больше разжигая «эмо» движения. Что же  делает общество, что изменить их взгляд на жизнь?

Первостепенной задачей социальной педагогики нам видится  совместная работа семьи и общества направленная на создание у молодого поколения уверенности в том, что их не оставят наедине с проблемами взросления, но и они, как часть общества, должны способствовать его становлению и развитию. Важно понимать, что проблема социальной ответственности увязывает человека и общество в единое целое, взаимозависящий механизм.  С одной стороны человек не выйдет на уровень автономной морали в регулировании поведения и общения, пока общество не начнет поддерживать его на этом пути, а с другой стороны общество не достигнет должного уровня развития, пока каждый человек не осознает своей доли ответственности перед другими, и, главное,  за других.

Проблема социальной ответственности в сфере семьи, таким образом, выходит на другую педагогическую проблему – формирования просоциального поведения.