УДК 37.013

 

Тайшиков С.Б., Рустемов З.Б., к.п.н. Павловский А.Л.

 

ЮКГУ им. М. Ауезова, г. Шымкент,  Казахстан

Активизация познавательной деятельности школьников средствами раскрытия новых понятий о природе родного края при ознакомлении с произведениями художников Казахстана

 

        Одной из важнейших проблем школьной дидактики является проблема активизации познавательной деятельности учащихся в предметном обучении. Важнейший аспект этой проблемы – поиск эффективных средств её успешного разрешения.

        Анализ научных исследований и специальной литературы показал, что педагогической наукой и школьной практикой накоплено немало средств активизации познавательной деятельности учащихся при обучении предмету «Изобразительное искусство» - в целом,  и его отдельных тем - в частности, успешно и достаточно давно применяемых учителями – предметниками. Существенными побудителями активной познавательной деятельности, подлежащими формированию и развитию у учащихся, являются познавательный интерес, познавательная активность, познавательная самостоятельность и творческая деятельность.

       В беседах с учителями – новаторами изобразительного искусства нами выявлено, что у каждого из них есть свои подходы к успешному разрешению выше обозначенной проблемы. Вместе с тем, результаты проведенного нами исследования показали, что многие учителя в недостаточном объеме, привлекают для раскрытия значения нового понятия, произведения художников о природе родного края в арсенал средств активного обучения. Поэтому хотелось бы акцентировать особое внимание именно на данном аспекте рассматриваемой проблемы, на примере ознакомления учащихся 5 – 6 классов с творчеством художников Казахстана о природе родного края.

       Наш выбор темы «Природа родного края в творчестве художников Казахстана» в качестве примера возможного средства активизации познавательной деятельности учащихся при раскрытии им значения нового понятия обусловлен тем, что пейзаж самый  любимый   и   распространенный  в  республике Казахстан жанр изобразительного искусства, поэтически воспетый многими поколениями художников. Учитель имеет богатейшие возможности выбора того объяснительно – иллюстративного материала, который наиболее содержательно будет способствовать реализации поставленных учебно-воспитательных целей и задач урока, отвечать мотивам и потребностям учащихся, соответствовать местным условиям и региональным  особенностям. Приведем  несколько  примеров. Мы предположили, что если при раскрытии значения сущности понятия «пейзаж» дать сухое безликое определение: «Пейзаж – это изображение природы», то такой подход вряд ли будет способствовать активизации эмоционально насыщенного внимания детей и усвоения сущности понятия, побуждающих их к творческой деятельности. Другое дело  через демонстрацию нескольких произведений художников показать, как «широка и просторна земля казахстанская. Она простирается от Алтайских гор до Каспийского моря, от Западно-Сибирской равнины и Уральских гор до северных отрогов Тянь-Шаня и привлекает внимание не только своими размерами или богатыми природными ресурсами, но и тем, что в пределах этой огромной физико-географической области с незапамятных времен сложилась своеобразная во многом единая культура степных племен, рамки, распространения которой оказались гораздо шире современных границ республики» [1]. Именно эта ведущая идея должна стать лейтмотивом в ознакомлении учащихся с произведениями художников Казахстана о природе родного края. Хорошими помощниками учителю в реализации этой идеи послужат работы художника М. Кенебаева, в которых земля Казахстана является главным героем, а его живописный язык адекватен национальным чувствам и ментальности. Природа в его произведениях динамична, активна, жива [2]; лирические размышления пейзажей Т. Искаковой в светлом настроении наступающего вечера, в стойкости одинокого деревца, в упругой пластике холмов; мелодии и ритмы солнечного утра, покой и тишина вечера в работах С. Момбеева; панорамные пейзажи А. Кастеева и т.д. При таком подходе аналогично можно раскрыть и значения других понятий изобразительного искусства, рассматривая их во взаимосвязи образовательных задач урока с воспитанием интереса и любви к природе родного края. Наш опыт и наблюдения показали, что после демонстрации и разумного комментирования учителем трех-четырех произведений с изображением знакомых и близких детям пейзажных мотивов пробуждается их любопытство, появляется желание рассмотреть, осмыслить, вникнуть в существо вопроса. На такой благодатной почве учителю легче довести до сознания детей понятие, что Пейзаж – (англ. landscape, нем. Landschaft) – это жанр изобразительного искусства, изображение естественной или преобразованной человеком природы, окружающей среды, земли с её характерными ландшафтами, видами гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия покрывающей земную поверхность растительностью [3].

      Мы привели лишь некоторые возможности использования произведений художников Казахстана как одного из средств раскрытия значения нового понятия, активирующих познавательную деятельность школьников на уроках изобразительного искусства. Подчеркнем – это лишь одно из средств. Произведения  художников,  посвященные природе родного края Казахстана, расширяют и обогащают представления учащихся  об этой  земле, становятся частью их эстетической и художественной культуры. Поэтому систематическое обращение к ним на протяжении всего курса обучения изобразительному искусства должно стать обязательным и важным средством  активного обучения. При этом важнейшим педагогическим условием эффективного использования названного средства является его тесное взаимодействие с комплексом  многих других средств обучения и развития личности. 

                                       

Литература:

1.Джанибеков У. Эхо..По следам легенды о золотой домбре. - Алма-Ата: Искусство,1991.- с.7.

2.История искусств Казахстана: Учебник/А.С. Галимжанова, М.Б. Глаудинова, Т.А. Кишкашбаев, С.А. Шкляева, К.К. Муратаев, Г.Ш. Елеукенова, Б.К. Барманкулова. - Алматы, 2006. – С.167.

3.Пластические искусства: Краткий терминологический словарь.- М.:ПАССИМ, 1995.- С.94.