Педагогические науки/6. Социальная педагогика

 

Соколов А.Г.

Карельский государственный педагогический университет

Менталитет как категория исследования

в психологии и педагогике

 

Категория «менталитет» стала употребляться в отечественной науке с конца 1980-х гг. XX века, однако до сих пор она является предметом споров и обсуждений ученых с точки зрения ее составляющих, а также схожих с понятием «менталитет» терминов. Что касается подходов к рассмотрению данного феномена, то и здесь не наблюдается единства мнений. В каждом подходе упор сделан на определенную сторону: историю (исторические процессы и менталитет), психологию (психический склад), философию (коллективное бессознательное, душа, дух народа) и т.д. Раскроем кратко сущность лишь двух подходов с позиции таких дисциплин, как психология и педагогика. Выбор именно этих наук объясняется просто: связь педагогики с психологией очевидна, и в то же время в педагогической науке рассматриваемая нами категория менталитета остается пока что недостаточно изученной, хотя определенные сдвиги в этом направлении имеются. В частности, автор этой статьи исследует именно педагогический аспект феномена «менталитет».

 

Психологический подход

В психологии термин "менталитет" возник благодаря усилиям двух ученых - Ш. Блонделя (1926) и А. Валлона (1928). У истоков этого подхода стоял уже упомянутый нами К.Г. Юнг; его можно отнести как к философскому, так и к психологическому направлению исследования менталитета. Следует, однако, отметить, что термин "менталитет" не нашел широкого употребления в психологии ни в прошлом, ни в настоящем. В наше время исследованиям менталитета посвящены работы Т.В. Ивановой (городская ментальность), К.А. Абульхановой (менталитет как психосоциальная реальность), В.Ю. Хотинец (этническое самосознание), Л.И. Сименниковой (менталитет - умственный инструментарий, психологическая оснастка, которая придает личности индивидуальность), М.И. Дьяченко (менталитет как склад мышления личности или группы) и С.В. Вальцева (менталитет как система образов и представлений нации о мире и своем месте в ней). В учебнике В.Г. Крысько "Социальная психология" менталитет трактуется как "стиль жизни, культуры; система ценностей, взглядов, мировоззрения, черт характера и норм поведения" (с. 219). А в словаре "Социальная психология" под редакцией М.Ю. Кондратьева менталитет определяется как "специфика психической жизни людей, детерминированная… экономическими и политическими обстоятельствами и имеющая надсознательный характер". Весьма интересное исследование провел С.Б. Переслегин, который разработал теорию менталитетов, основанную на стратификации европейской цивилизации. Он выделяет четыре основных типа менталитета: варварский (древнейший), аристократический, интельский и буржуазный. При воспитании личности эти типы смешиваются и образуются "композитные менталитеты". Автор рассматривает особенности межментального взаимодействия и классификации этого взаимодействия. И.Г. Дубов понимает под менталитетом некие модели восприятия и образа мыслей, которые находят свое выражение в деятельности и поведении. Это особенность психической жизни людей, на которую также влияют экономические и политические условия жизни в историческом аспекте. Автор предлагает и свою структуру менталитета. По его мнению, все компоненты менталитета  взаимосвязаны, образуя систему.

 

Педагогический подход

К представителям этого подхода можно отнести таких исследователей, как Б.С. Гершунский, Ю.С. Самохин, Л.М. Бирюкова, О.К. Дмитриева и др. Они рассматривают менталитет как системное понятие. Б.С. Гершунский разработал методологию изучения таких компонентов менталитета, как духовность и нравственные ценности. Он же внес вклад в разработку подходов и методов изучения этого феномена как системы. Он считает, что менталитет определяет поведение людей; это то, что является базой коллективного и личностного восприятия, мировоззрения. Далеко не последнее место в его подходе занимают национально-региональные и общечеловеческие ценности как компонент менталитета. Той же мысли придерживается и Е.С. Роговер. По его мнению, ценности имеют надличностный характер и осознаются человеком, в то время как менталитет отражает сознание коллектива или личности, носит бессознательный характер и аккумулирует в себе ценности. Ю.С. Самохин использует ментальный потенциал в краеведческом подходе к туристской подготовке учащихся в системе дополнительного образования. Он считает, что следует формировать менталитет через естественные науки, хотя  не отрицает и социальные, поскольку менталитет – это все же социальное явление, и складывается он в результате общения людей друг с другом. Автор разделяет понятия "менталитет" и "мироощущение", считая последнее этническим феноменом. Л.М. Бирюкова использует в качестве средства формирования основ менталитета младшего подростка региональный компонент образования. Она утверждает, что менталитет есть интегральное качество индивида. Социокультурная среда, наравне с традициями, является источником его формирования. В структуре этого понятия автор выделяет три уровня: когнитивный (взгляды, оценки, нормы и умонастроения), мотивационный (эмоционально-положительное отношение к явлениям) и эмоционально-поведенческий (стереотипы поведения, традиции, обычаи и национальный характер). Формирование менталитета старшеклассников средствами литературного образования рассматривает О.К. Дмитриева. Автор уделяет внимание разработке таких проблем, как менталеобразующие функции и потенциал литературного образования, подходы к отбору и организации объектов духовных потребностей детей и факторы интериоризации гуманистических ценностей литературного образования. У О.К. Дмитриевой разработаны критерии эффективности формирования менталитета. Высокая качество читательского восприятия учеников, адекватная эмоциональная реакция на явления жизни и литературы, формирование ценностных ориентаций - вот главные показатели работы О.К. Дмитриевой.

Таким образом, мы видим, что в рамках педагогического подхода формирование менталитета, предполагающее формирование определенных качеств личности, её взгляда на мир, осуществляется в системе компонентов этого понятия, однако в пределах одного предмета. Практически отсутствуют диссертационные исследования, посвященные формированию менталитета учащихся средствами нескольких образовательных предметов, что предполагает разработку интегративного курса на основе тех предметов, которые обладают наиболее сильным менталеобразующим потенциалом. Безусловно, существуют авторские программы и курсы по гуманитарным предметам, основанные на межпредметных связях, однако мы не усматриваем в них прямой связи с формированием менталитета как интегративной категории, содержание которой отражает национальное своеобразие видения мира.

В этом и заключается наш системный подход - использование не только всех компонентов менталитета в их единстве, но и нескольких образовательных предметов сразу с целью формирования целостной картины мира учащихся на основе показа взаимопроникающих содержательных связей разных учебных дисциплин. В этом и заключается, по нашему мнению, педагогический подход к исследованию категории «менталитет».

Авторское видение феномена менталитета заключается в следующем: менталитет – это общечеловеческое и динамическое ядро (духовный базис) нации, которое образуется в силу исторических, географических и экономических причин и заключает в себе коллективные представления, ценностные, культурные, эмоциональные, поведенческие ориентации и стереотипы на когнитивном, мотивационном и эмоционально-поведенческом уровнях, привносимые индивидуумами в бессознательно-осознанной форме.

 

Литература

 

1.     Бирюкова Л.М. Использование педагогического потенциала региональной среды Русского Севера в формировании основ менталитета младшего подростка: дисс…. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.М. Бирюкова. Защищена 12.12.1997. -  Архангельск: Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 1997. - 159 с.

2.     Вальцев С.В. Социально-психологические особенности национального менталитета (на примере русских и осетин): Авторефкандид дисс. Курск: Московский городской психолого-педагогический университет, 2004. – [Электронный ресурс] /  С.В. Вальцев. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://www.geocities.com/gazetka/avt-valz.html

3.     Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. - 1992. - № 5 - 6.

4.     Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика. - 1996. - № 5.

5.     Дмитриева О.К. Формирование менталитета старшеклассников средствами литературного образования: автореф. дисс….канд. пед. наук / О.К. Дмитриева; Мурм. госуд. пед. ун-т - Мурманск, 2006. - 22 с.

6.     Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. - 1993. - № 5.

7.     Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. - Мн.: Харвест, 2004.

8.     Иванова Т.В. Социально-психологические проблемы городской ментальности: Автореф…доктор. Дисс. Ярославль: СамГПУ, 2004.

9.     Крысько В.. Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. СПб: Питер, 2006

10.  Переслегин С.Б., Переслегина Е. Б. Экспериментальный курс лекций по теории менталитетов. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://www.igstab.ru/materials/Pereslegin/Per_MentalLec.htm

11. Роговер Е.С. Менталитет и его отражение в художественной литературе // Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия. / Сб. научных статей по проблемам педагогики ненасилия. Материалы XXVIII Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург 19 апреля 2007 г.) / Под ред. Козловой А.Г., Маралова В.Г., Гавриловой М.С. - СПб.: "67 гимназия. Verba Magistri", 2007. С. 34-36.

12.  Самохин Ю.С. Краеведческий подход в туристской подготовке школьников в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис…. канд. пед. наук: [Электронный ресурс] / Ю.С. Самохина. - Электрон.ст. - Режим доступа к ст.: http:// mgpu.ru/materials/projects/samohin/sam/sam0.htm.

13.  Сименникова Л.И. Россия в мировой системе цивилизаций. - Брянск, 1995.

14.  Социальная психология: Словарь. / Сост. Кондратьев М.Ю. М.: Речь, 2005.

15.  Хотинец В.Ю. Этническое самосознание и его роль в развитии индивидуальности человека. - Ижевск, 1996. - 76 с.

16.  Хотинец В.Ю. Этическое самосознание. СПб: "Алетейя", 2000.