Текеева Айсана Мухтаровна.

Студентка Юридического института Северо-Кавказской

государственной гуманитарно-технологической академии

                                                                              Клычев Рафаэль Арзабекович.

Заведующий кафедрой государственно-правовых

дисциплин Юридического института Северо-Кавказской

государственной гуманитарно-технологической

                                                   академии кандидат юридических наук, доцент.

 

Понятие и сущность государства как теоретико-правовая проблема

 

 

The concept and essence of the state as a theoretical legal issue

 

 

Аннотация

 

Статья раскрывает сущность государства с точки зрения общесоциального подхода. Указано, что вопрос о правовой природе государства и на сегодняшний день остается достаточно дискуссионным в силу существования противоположных позиций относительно как самого понятия "государство", так и его содержания, и назначения.

 

 

Ключевые слова: государство; власть; общество; классы.

                

 

 

Abstract

 

The article reveals the essence of the state in terms of a General social approach. Stated that the question of the legal nature of the state and to date remains quite controversial due to the existence of opposite positions relative to how the very concept of "state" and its content and purpose.

 

 

 

Key words: government; power; society; classes.

 

 

Одна из центральных задач теории государства и права заключается в постижении сущности понятия государства, компонентов, образующих его содержание и назначение. Обратим внимание на то, что сущность в целом подразумевает комплекс наиболее существенных, важных качеств и свойств определяющих самые необходимые глубинные связи и отношения предмета. Процесс познания сущности государства означает выявление главного, основополагающего в развитии и деятельности государства, а также в его значении.

Понятие "государство" было и продолжает оставаться в числе крайне дискуссионных вопросов в рамках теории государства и права. Такая важность и интерес к данному вопросу вполне объяснимы несколькими причинами.

Первая причина заключается в том, что именно данный вопрос обращен прямо или опосредовано к интересам и потребностям различных классов и групп общества, политических партий и движений.

Вторая причина кроется в том, что ни одна из организаций или органов, создаваемых (образуемых) людьми, не может составить конкуренцию государству в виду огромного количества решаемых им задач и выполняемых им функций, а также в виду того огромного влияния, которое способно оказать на общество только государство.

Третья причина сводится к тому, что государство представляет собой достаточно сложный и внутреннее противоречивый механизм действия. [4, С. 55-56]

Отметим, что именно данный факт сложности и многогранности функционирования и оказания влияния на отдельную личность и общество в целом привело к неверию в возможность формулирования его вообще.

Так, по словам М. Вебера "государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности"[2, С. 250-251]. Разумеется, это не единственный подход к пониманию государства. Существовали и иные точки зрения. Например, известный правовед и теоретик государства Г. Кельзен утверждает "тождество государства и права", фактически ставя между ним знак равенства. Его определение государства сводится к тому, что "государство есть порядок человеческого поведения, система норм, регулирующее человеческое поведение"[4, С. 226]. В основу сущности государства он кладет нормативный порядок. "Государство, - объективная значимость нормативного порядка. Эта значимость долженствования есть специфическая сфера существования государства. Государство - идеальный порядок, идеальная система". - пишет Г. Кельзен, тем самым фактически исключая эмпирическую значимость из сущности государства [4, С. 226-227].

Обратим внимание, что такая позиция относительно сущности государства не принимает во внимание сложную историческую природу государства.

Заметим, что не представляется возможным абсолютно точно дать определение государства и, тем более, выявить его сущность. Однако, условно выделим три позиции в понимании государства: марксистская, социологическая и политико- юридическая. В рамках социологического понимания государство выступает как ассоциацию всех членов общества, объединенных в одно целое благодаря политическим и управленческим процессам и отношениям. Такова была, например, позиция Л.С. Мамут, который писал "Государство публичновластным образом организованный народ"[6, С. 7-8 ]

Заметим, что такое понимание государства обладает большой глубиной, рассматривая государство как феномен.  Отсюда следует, что государство - это не просто механизм управления обществом, а организация, объединяющая социально дифференцированное общество для сохранения его существования и обеспечение наилучшего дальнейшего развития.

Взгляд на государство с точки зрения марксистко-ленинской теории является традиционным. Именно данная теория относило государство к области общественных явлений. Это требовало для научного познания сущности государства исследовать структуру общества, в которую входит государство став составным элементом политико-юридической надстройки. Представители данной марксистко-ленинской теории государства указывали на то, что сущность государства находит свое выражение в классовой структуре общества, в классовом господстве определенных слоев общества в данной системе общественных отношений и, следовательно, создания ими государства как орудие его господства. Социальное назначение государства при этом заключается в совокупности экономических, идеологических и классовых факторов и устанавливает его основное социальное назначение, а именно регулирование общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. В рамках марксистко-ленинской теории, государство выступало в качестве орудия классового господства и только в последнюю очередь оно было рычагом общесоциального управления, в котором есть большая потребность с целью организации общественной жизни. Рассматривая в качестве первостепенных классовые признаки государства, представители выше обозначенной теории обделили внимание многие другие характеристики государства. Нельзя рассматривать государство только лишь как орудие, инструмент насилия и принуждения, поскольку оно является ценностью социального и культурного характера. В виду чего, думается, что не верным будет сводить сущность государства только к его классовой природе [1, С. 165-166].

Понимание государства как политико- юридического явления связано с тем, что в любом обществе государство характеризуется осуществлением власти через работу государственных органов. Такое понимание государства на сегодняшний день является доминирующим. Взгляд на государство именно как политико-юридическое явление призван отражать определенные стороны теоретических правовых конструкций. Такое понимание государства является главной методологической составляющей любой правовой теории. В рамках данной теории государство выступает как правовой институт, имеющий нормативную конструкцию, и непременным атрибутом которого является власть, как инструмент, который дает возможность политике стать особой стороной человеческой деятельности, связанной с целенаправленной организацией.

Более того, сущность государства часто усматривается в его социальной природе. Классическое определение социального государства зачастую сводится к тому, что оно понимается как образование, целью которого выступает поддержание равенства в правах самых различных классов, так и для отдельно взятой личности. Государство в этом смысле обязано этому содействовать. То есть, государство должно не просто выполнять определенные функции социального характера, оно должно быть защитой прав и свобод личности. Именно в этом следует проявление нормативно - обязательственной сущности государства, его природа долженствования. То есть, сфера должного для государства играет немаловажную роль. Правовой формой проявления такого назначения государства выступают его социальные обязанности перед каждой личностью общества. Такие обязанности государства закреплены на конституционном уровне в форме системы прав человека и гражданина.

Отсюда следует, что такая обязанность государства - это не просто некая благотворительная деятельность перед человеком, но напрямую именно должная его функция. Забота о человеке - это та функция, которая отличает государство от любого иного образования. В том, что забота о том, чтобы права и свободы человека и гражданина были соблюдены - это не милость государства, не "подаяние" своим гражданам, убеждают три факта: во - первых, с момента своего существования, государство признает соблюдение и защиту прав человека своей обязанностью, во - вторых - помощь от государства человек получает по инициативе государства; в - третьих - такая помощь гарантирована именно государством.

Современное понимание государства можно сформулировать как то, что государство - политико-территориальная суверенная организация власти, имеющая свою совокупность методов управления и принуждения, и которая утверждает общеобязательные веления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 

1.           Бондоренко Д.М. Государство как феномен социальной истории: сущность и отличительные признаки / Д.М. Бондоренко // Историческая психология и социология истории. - 2014. - № 2. - С. 164-188.

2.           Вебер М. Избранные произведения/ М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. -770с.

3.           Йорыш А.И. Государство и право: природа, сущность и действительность / А.И. Йорыш, К.Е. Сигалов // Государство и право - 2011. - № 10. - С. 127-128.

4.           Кельзен Право, государство и справедливость / Г. Кельзен // Правоведение. - 2013. - № 2. - С. 226-240.

5.           Ларкин М.А. Государство как институциональный субъект: сущность и специфические черты / М.А. Ларкин // Вестник Саратовского государственного социально - экономического университета. - 2010. - № 1. - С. 28-30.

6.           Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права / Л.С. Мамут // Государство и право - 2001. - № 7. - С. 5-14.

7.           Разуваев Н.В. Традиционное государство: правовая природа, сущность и типология / Н.В. Разуваев: монография. - Санкт - Петербург: ИВЭСЭП, 2008. - 233с.

8.           Сулейманова Л.Ш. Сущность государства в аспекте его эволюции к правовому государству / Л.Ш. Сулейманова // Государство будущего: актуальные проблемы социально - экономического и политико - правового развития: сборник трудов конференции. - Уфа, 2016. - С. 25-28.

9.           Шарипова З.К. Государство и государственность: сущность и взаимосвязь / З.К. Шарипова, Б.К. Абдылакимова // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2016. - № 1-1 (7). - С. 106-108.