Нуржасарова М.А., д.т.н., доцент, Ералиева М.Ж., аспирант.

Алматинский технологический университет, Казахстан

Орнамент – декоративный язык казахов

Одним из самых примечательных особенностей художественных культур народов центральной Азии является теснейшая связь пластических искусств с повседневным бытом, с его предметным окружением.

Своеобразное прикладное искусство Казахстана пережило длительную эволюцию, в ходе которой оно испытало плодотворное влияние великих культур Востока, однако, наиболее яркий след в декоративном искусстве казахов оставило степное искусство ранних кочевников скифов и древних тюрков.

К эпохе средневековья в просторах Казахстана сформировался самобытный, декоративный язык, объединяющей основой которой стал орнамент. Казахский народный орнамент изучался археологами, этнографами и историками искусства, главным образом, с точки зрения культурно-исторической. Комплексное исследование орнамента с целостным охватом вопросов, теории, истории и практики построения и исполнения орнамента в материале стало возможным в результате накопления фактического материала и достижений ряда наук – истории, археологии, этнографии, искусствоведения и других.

Орнамент представляет собой систему многих формальных признаков, главными из которых являются ритм, симметрия, повторяемость элементов или мотив. Чаще всего орнамент делят на зооморфный, растительный, геометрический. К этим группам добавляют антропоморфный, буквенный и космогонический орнамент. Но такая классификация не очень точна и полна и не совсем правильна в применений к казахскому орнаменту.

Более адекватной для казахского орнамента представляется классификация английского ученого А. Хеддона, который делил орнаменты на физиоморфные и биоморфные. Эти мотивы можно назвать неорганическими и органическими. К ним можно еще добавить смешанный тип. Такая типология орнамента

универсальна, т.е. охватывает всевозможные мотивы (рисунок 1) и их классификации с другой стороны конкретна, т.е. соответствует классификации казахского орнамента, выражая его основные особенности. Первые письменные упоминания о казахском декоративном искусстве  относятся к началу XVI века.

Немецкий ученый Р. Карутс является практически первым автором, писавшем о казахском искусстве и об орнаменте. Он пытался выделить его основные элементы и сопоставить его с декоративным искусством соседних народов. В центре его внимания был орнамент на предметах декоративного прикладного искусства.

Первой специальной работой, посвященной целиком казахскому орнаменту была работа С.М. Дудина, вышедшая в 1925 году. Не указывая конкретного времени становления казахской орнаментики, он считал, что она как никакая другая сохранила в своем составе в неизменном виде многие древнейшие мотивы, несмотря поздние заимствования. Отличая «тонкий вкус и умение, декоративное чутье и чувство меры», присущее казахским мастерам,

С.М. Дудин выделяет четыре особенности казахской орнаментики, которые являются основополагающими и придающими ей своеобразие. Первые две отмеченные им – равенство фона и узора, а также разнозначность мотивов, как узора, так и фона – действительно весьма примечательные свойства казахской орнаментики. Две другие особенности, отмеченные им также с точки зрения формального анализа – это ограниченность цветовой гаммы орнамента и наличие верха и низа в орнаментальных композициях.

В качестве обозначающих знаков по отношению к орнаменту стоит использовать только термины «символ» и «знак». Первичную, неделимую единицу любой орнаментальной структуры мы будем называть «элементом». Единицей на ступень сложнее, чем элемент является мотив, так как он может состоять из двух и более одинаковых или разных элементов. Некоторые ученые называют мотив «раппортом» орнамента, но это не совсем верно, потому что раппортом (повторяющиеся фигуры) может быть и элемент, и даже более сложная, чем мотив, часть орнамента. Более сложные, чем мотив, единицы орнамента некоторые исследователи называют «композицией». Само название «орнамент» в более узком значении можно отождествлять со словом «узор» и считать произведением орнаментального искусства. Узор может быть выполнен в любой технике и любом материале.

В настоящее время существует довольно большое число образцов художественной деятельности первобытных племен Казахстана. Это в основном петроглифы (наскальные рисунки), древнейшие из них относятся к эпохе неолита. Именно в это время появляются изображения животных и геометрические элементы орнамента (рисунок 2).

Значительное развитие орнаментальное искусство Казахстана получает только в эпоху бронзы. Этот период культуры принято в науке классифицировать как «андроновскую». Характерный орнамент (в основном в керамике) в этот период  - геометрический.

Все разнообразие орнаментальных мотивов и композиции в казахском декоративном искусстве получается в результате изобразительного использования различных типов симметрии, на основе ограниченного числа исходных элементов.

Казахские мастера в подавляющем большинстве никогда не пользовались трафаретами, а создавали свои орнаментальные композиции от руки  и на глаз. Возникавшие при таком способе неточности и нарушения строгой симметрии придавали их произведениям живость и органический характер, присущие реальному миру.

Таким образом, установлено, что орнамент – специфический вид изобразительного искусства, который в условно – символической форме отражает важнейшие для человека идеи бытия.

 

 

 

 

 

   зооморфный        растительный         космогонический           геометрический

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Основные мотивы казахского орнамента.