История /2.Отечественная история

Аспирант Лобов Е. В.

БГПУ., Уфа.

Источниковедческий обзор Далматова Успенского мужского монастыря.

Источниковая база данного исследования представлена, прежде всего архивными документами. Сохранилось большинство хозяйственной документации Далматова Успенского монастыря, осевшей в фонде указанного монастыря в Шадринском филиале Государственного архива Курганской об­ласти (ГАКО., Ф. 224). По данным исследователя монастырского фонда И. Л. Маньковой, «в 1921 г., когда монастырь доживал последние дни, краевед В. П. Бирюков с группой школьников вывез мона­стырский архив из Далматова в Шадринск и тем самым спас ценнейшие до­кументы». В настоящее время монастырский архив состоит из 3.243 единиц хранения, 770 из которых относятся к концу XVII - середине XVIII вв. Са­мый ранний документ фонда Далматова Успенского монастыря датирован 1671 г. Таким образом, хронологический отрезок с 1644 г. (даты основания монастыря) до 1670 г. включительно, не отражен в указанном фонде. Между тем, в фонде монастыря сохранилась «Архивная Инвентарная опись с 1659 по 1804 годы» на 242 листах, в которой зафиксирован ряд документов, исчез­нувших из монастырского архива к 1921г. Это «Список с государевой грамо­ты царя Алексея Михайловича о владении монастыря землею» (июль 1659 г.); Грамота 1669 г. от Симеона, архиепископа Тобольского о строении в оном монастыре ограды и церкви Николая Чудотворца и о рубке для церкви леса, «Грамота 1666 г. на чин иеромонаха Исааку Мокринскому от Корнилия, митрополита Тобольского»; «Грамота 1667 г. на чин Афанасию (Люби­мову)», будущему архиерею грамота 1679 г.»  о прощении Тобольским митрополитом Павлом игумена Исаака Мокринского и о восстановлении его на настоятельской должности и.т.д. В общей сложности исчезли 54 грамоты второй половины XVII - начала XVIII веков. Из оставшихся документов, подавляющая часть относится к хозяйственно-административной сфере деятельности Далматовского Успенского монастыря. Это разновременные описи монастырского имущества, начиная с описи 1692 г.; «книги денежные приходов и расходов», начиная с 1677 г.; вкладные книги 1671 и 1673 гг., опубликованные в 1992 г. И. Л. Маньковой и. т.д.

Хозяйственно-административная документация монастыря- ценнейший источник по отраслям монастырской экономики, финансам обители, ее административному управлению и социальному составу монашествующих. Равному ему, по обширности и значимости содержащейся информации, нет среди аналогичных монастырских архивов Южного Урала и Зауралья. По­мимо вышеназванных аспектов, хозяйственно- административная докумен­тация фонда 224 ШФГАКО содержит многочисленные сведения по истории русской культуры, монастырского и крестьянского быта, исторической географии, лингвистике и топонимике Зауралья. Типологически основная масса хозяйственных документов фонда Далматова монастыря может быть отнесе­на к делопроизводственной документации.

В фонде 281 РГАДА (Грамоты Коллегии экономии) по Тобольскому уезду значатся 4 грамоты на вотчины Далматова Успенского монастыря. Три из них, дотированные 1709 и 1717 годами - это данные грамоты Петра I на­стоятелю монастыря - Исааку Мокринскому на различные виды вотчинных земель: «пашни, хмелевые угодья, рыбные ловли, городские дворы». Четвертая, датированная 1756 г. - копия с межевых книг «на вотчинные земли Ус­пенского Далматова монастыря» в Тобольском уезде. Все 4 грамоты содер­жат детальное перечисление вотчинных владений указанного монастыря и являются подтверждением особого статуса монастыря в Зауралье, как центра церковной власти и крупной крепости Российского государства в инонацио­нальной среде.

Фонд 350 РГАДА (Ландратские книги и ревизские сказки) содержит данные о численности и структуре монастырских крестьян по материалам         I -III ревизии. Фонд 214 РГАДА (Сибирский приказ, книга 535) содержит аналогичные данные о количестве монастырских крестьян, применительно ко второй половине XVII века. Это материалы переписи монастырских крестьян В. Шубина и И.Аксентьева (1669 год). Перепись была проведена по распо­ряжению тобольского воеводы П. И. Годунова сыном боярским В. Шубиным и подъячим П. Аксентьевым. Им было дано задание «ехать на Исеть», «пересмотреть старых крестьян в дворах по росписи налицо» и, переписать тех, «которые поселились вновь дворами или живут у старых крестьян, установив «откуда кто пришел и за кем преж сего жил».

Из фонда 796 РГИА (Канцелярия Синода) нами извлечены отдельные де­ла, раскрывающие неординарную роль монастыря и его насельников в жизни Зауралья XVIII столетия. Это так называемые «6 тетрадей о пушечном деле монаха Авраамия Карамышева», «Дело иеродиакона провинциал - инквизитора А. Иевлева», «Опись пожитков покойного архимандрита Исаака», «О иеродиаконе И. Хотунцевском, участнике камчатской миссии»   и.т.д.

Дополнением к комплексу архивных дел являются опубликованные источники. Самым ранним из них, была так называемая «Пермская летопись», опубликованная в последней четверти XIX в. В. Шишонко. Для нас особый интерес представляют части 4 - 5, охватывающие вторую половину XVII -начало XVIII веков .

 В начале XX века был опубликован оригинальный источник по ранней истории Далматова монастыря - так называемое стихотворное житие Далма-та и Исаака Мокринских. Датирован этот источник может быть не ранее 1724 г. (смерть Исаака Мокринского), так как в нем пишется уже о погребе­нии упомянутого настоятеля монастыря.

Выбитый на надгробии старца Далмата, текст был опубликован в 1914 краеведом П. Кривощековым. До настоящего времени надгробие Далмата с указанным текстом, хранится в музее г. Далматова Курганской области (где его 1987 г. изучал автор данных строк). Написанное православным автором, житие Далмата и И. Мокринских несколько тяжеловесно с литературной точки зрения, но оригинально структурно и фактологически.

В 1992 г. екатеринбургская исследовательница И. Л. Манькова опубликовала ряд архивных документов по истории Далматова монастыря. Особое место среди них занимает извлеченное из фондов ГИМА «Известие об основании Далматовского монастыря». Написанное между 1702 и 1704 г. г. архи­мандритом монастыря Исааком Мокринским, это «Известие об основании Далматовского монастыря», по мнению И. Л. Маньковой, жанрово близко к исторической повести с элементами агиографии. Оно охватывает начальные годы существования монастыря и его взаимоотношений с Тюменским Мурзой Илигеем, владельцем земли, на которой возник монастырь. Факты этих непростых отношений перекликаются с фактами надгробного жития старца Далмата и архимандрита Исаака.

Еще один любопытный документ, опубликованный в том же сборнике -это следственное дело 1664 г. по «Извету старца Далматовского монастыря Макария на старцев этого же монастыря Лота, Никона и Исаака о «непристойных словах в адрес царя Алексея Михайловича и сибирского архиепископа Симеона и о не праздновании государевых дней ангела в монастыре». Этот документ извлечен из фонда сибирского приказа РГАДА (ф.214). Он любопытен тем, что показывает жизнь монастыря «изнутри», дает представ­ление о настроениях провинциального монашества в первое десятилетие осуществления церковных реформ патриарха Никона.

Основную часть сборника 1992 г. составили тексты двух вкладных книг - 1671 и 1673 г. г. Они содержат богатый фактологический материал для изучения социальной структуры населения монастырской вотчины, дают возможность проследить миграционные процессы на востоке России в послед­ней трети XVII - начале XVIII веков. Оригиналы публикуемых вкладных книг были извлечены из фонда Далматовского Успенского монастыря (ф.224) ШФГАКО.

Из дополнительных опубликованных источников в работе были использованы отдельные указы по церковно-монастырскому землевладению из Полного Собрания законов Российской Империи (Выпуск II, тома 1 - 16).

Изучение истории Далматова Успенского монастыря началось еще во второй половине XVIII века. В своем обширном историко-топографическом сочинении «Топография Оренбургской губернии» (1762 г.), оренбургский исследователь П. И. Рычков дает краткую справку о ранней истории монасты­ря. «Оный монастырь стоит на реке Исети по течению ее на левой ... стороне. По имеющимся известиям застроен в 7152 году (1644 г.)... по благословен­ной грамоте Герасима, архиепископа Тобольского. Первым строителем его был монах Далмат (почему, и именуется он Далматовым), муж святого и добродетельного жития, а по нем его сын Исаак, что был в том же монастыре ар­химандритом... оба они умерли и погребены в том монастыре».

Сибирский краевед И. В. Фишер в своей работе «Сибирская история» (1774 г.) отмечает успехи монастыря в деле колонизации зауральских земель, подчеркивает рентабельность монастырского вотчинного хозяйства в конце XVII - середине XVIII в.в., его связь с рынком. Все вышеуказанное, по мнению историка, сделало Далматов Успенский монастырь «знатнейшим по всей Сибири».

Упомянут, был Далматов Успенский монастырь и в Справочном издании епископа Амвросия Орнатского «История Российской Иерархии». В четвертой части этой работы, опубликованной в Москве в 1812 г., автор пишет сле­дующее: «Далматов Успенский третьего класса мужской монастырь Перм­ской епархии расположен в городе Далматове, бывшем прежде подмонастырскою слободою на левом берегу реки Течи. Построен монастырь в 1644 г. Тобольским жителем, подстриженником Невьянского монастыря Дмитрием Мокринским. Его сыну Исааку помогали в строительстве местные башкирцы. В 1661 монастырь был разграблен и выжжен князем Девлет-Киреем и Кучуком Кучумовичами... До штатов было за монастырем 2.150 душ и архиман­дрит, по штату 1764 г. – игумен»._____

Еще одно справочное издание, составленное археографом П. Строевым, перечисляет настоятелей Далматова монастыря. С 1644 по 1764 г. г. таковых было, по П. Строеву, 10 человек, причем двое из них управляли монастырем по два раза (Исаак Мокринский и Сильвестр).

Детальное изучение отдельных этапов истории монастыря начинается с 1880 годов. Пионером подобного изучения явился Н. И. Тихомиров. Его небольшая публикация дает общее представление о ранней истории монастыря. Она, как и изданная еще в 1830 г. брошюра Н. Самойлова, является простым перечислением фактов из истории монастыря. Минимальное использование архивного материала, опора на агиографические и летописные данные и вытекающая из этого односторонность суждений и выводов - таковы основные особенности первых конкретно-исторических работ, посвященных Далматову Успенскому монастырю.

Лучшим исследованием истории данного монастыря, появившимся в XIX веке, является работа протоиерея Г. Плотникова «Описание мужского Далматовского Успенского монастыря и бывшего приписным к нему женского Введенского монастыря». Оно выдержало 4 издания, самым поздним из которых, было екатеринбургское издание 1906 г. Автор работы активно ис­следовал богатейший монастырский архив, что позволило ему создать отно­сительно полное описание хозяйства и социальной структуры монашест­вующих. Минусами работы являются: незначительное внимание к социаль­ным конфликтам в монастырской вотчине, почти полное замалчивание роли основателей монастыря - Далматого и Исаака Мокринских в раннем старо­обрядчестве Зауралья 1660-е-1670-е г.г. Первый вариант работы Г. Плотни­кова увидел свет в 1858 г., на страницах «Пермских епархиальных ведомо­стей». Затем он был целиком перепечатан в труде В. Н. Шишонко «Пермская летопись» (1263-1881 г.г.): Период 3. Пермь 1864.В 1880-е годы работа Г. Плотникова вышла отдельной книгой.

К новым открытиям вышеуказанного автора следует отнести: тщательное рассмотрение вопроса о границах вотчинных владений монастыря, наиболее полное перечисление всех видов вотчинных земель (пашни, луга, озера и части рек) с конкретным их местоположением; конкретно-исторический обзор монастырских деревень с момента их возникновения; перечисление сезонных работ монастырских крестьян и норм барщинно-оброчных повинностей; уникальное описание приписного Введенского женского монастыря. До настоящего времени труд Г.Ф.Плотникова является самым подробным фак­тологическим справочником по истории Далматова монастыря. Ряд данных о землевладении и хозяйстве указанного монастыря содержится в работе А. Дмитриева.  В. М. Верюжский посвятил свой биографический труд одному из известнейших постриженников Далматова Успенского монастыря - стар­цу Афанасию Любимову, ставшему впоследствии первым архиепископом Холмогор и Архангельска. Монастырский этап жизни А. Любимова занима­ет чуть более 10 страниц указанного труда. Он посвящен факту короткого настоятельства Афанасия в Далматовом монастыре (1675-1677), его взаимо­отношениям с Далматом и Исааком Мокринскими и увлечения старообряд­чеством в конце 1660-х годов.

Роль Далматовского Успенского монастыря как форпоста российской власти и православной церкви в Исетском крае рассмотрел в своей работе А.И. Кривощеков. Приведем отрывок из его работы, в котором автор пере­числяет все заслуги Далматова Успенского монастыря перед российской историей. «Будучи первым русским поселением, он в течение 270 лет стоял на страже русского владычества в Исетском крае; принял на себя самые сильные удары диких кочевников-башкир, калмыков и киргизов; около него и под его защитою появились первые русские поселения, в его стенах десят­ки раз спасались и отсиживались обители поселений от хищнических набегов туземцев, с ненавистью смотревших на появление русского укрепления. За­кинутый в дикий башкирский край, этот монастырь принес сюда свет учения Христова, явился источником и оплотом православия; звон церковного коло­кола заменил собою звук мечей, призывая местное население к мирной, тру­довой жизни». Отбрасывая великодержавно-шовинистическую фразеологию А. И. Кривощекова, как дань тогдашней политической жизни, следует согла­ситься с рациональным зерном его выводов. Действительно, в условиях от­сутствия других укрепленных российских поселений, Далматов Успенский монастырь выполняет функции военной крепости, филиала светской и цер­ковной православной власти одновременно. Ранняя история монастыря опи­сывается А. И. Кривощековым, преимущественно по Г. Плотникову.