Нуржасарова М.А., , Ералиева М.Ж.

Алматинский технологический университет, Казахстан

Анализ традиционных методов художественно – декоративного оформления казахской национальной одежды 

Уникальным проявлением материальной культуры прошлого является

казахский народный костюм, создававшийся под влиянием условий жизни в степях с их знойным летом, с пронизывающими ветрами, морозами зимой. В нем нашли отражение эстетические идеалы народа, его образ жизни. Он отличается ярко выраженным своеобразием и сыграл определенную роль в сохранении и упрочнении этнического самосознания народа.

Почти все элементы казахского народного костюма однотипны во всех регионах, нет особой разницы в покрое, выборе материалов, назначении отдельных предметов одежды. Некоторые различия, имеющиеся в головных уборах, поясах, украшениях, в отдельных специфических фасонах будничной и праздничной одежды, очевидно, связаны с общим историческим процессом сложения отдельных групп казахского народа.

Исследуя традиционные методы художественно – декоративного оформления казахской национальной одежды следует отметить, что вышивка занимала значительное место в украшении одежды. Вышивали оборки на женских платьях, распашные юбки – бельдемше, головные уборы: саукеле, такия, кимешек.

Из мужской одежды вышивкой украшали замшевые и шелковые халаты, замшевые штаны и войлочные шляпы – калпаки.

При вышивании использовали разнообразные приемы. Большое значение имеют не только принципы построения узора и колористическое решение, но и также материал и техника, придающие особую фактуру изделию.

Вышивали по бархату, шерстяной и хлопчатобумажной ткани шерстяными, хлопчатобумажными, но в основном шелковыми нитками. В отдельных изделиях казахских мастериц встречается золотое шитье.

Казахская вышивка выполняется гладью или главным образом тамбурным швом – одним из древнейших в Азии. Для традиционных изделий характерен сплошной зашив отдельных мотивов узора. При сплошной вышивке тамбурный шов идет по контуру узора, потом загибается вовнутрь, ложась рядом с первым, пока вся фигура не заполнится вышивкой. Фон практически отсутствует. Если же просветы остаются, их заполняют контурным швом. Применяются также петельный шов, особый вид глади – кесте баспа, реже двусторонняя гладь.

При изготовлений одежды кроме вышивки широко применялась аппликация – прием наложения на войлок или ткань орнаментальных фигур из разноцветных кусков материи, кожи или ярко окрашенного в разные тона войлока.

Аппликация – древнейшая техника оформления одежды и других изделий в искусстве степных племен, существовавшая с древних времен и сохранившаяся до наших дней.

При изготовлений меховых изделий мастера сшивали кусочки дорогого меха выворотным швом в виде шнура. Этот шов они использовали для кожаных и войлочных аппликации.

Нарядность казахскому народному костюму придавали не только отделка дорогим мехом, аппликация, вышивка, но и мужские, женские пояса, украшенные золотыми и серебряными бляхами, подвески из бусин драгоценных и полудрагоценных камней, кораллов, прикрепляемых к женскому комплекту одежды.

Казахский народный костюм вобрал в себя все лучшее, что создано искусством и талантом многих поколений. В нем воплотились основные принципы и достижения художественных промыслов, создававшихся народными умельцами веками.

Национальные традиции казахского народа сохраняются и в современной одежде, развивая ансамблевость, рациональность кроя, единство формы и декора народного костюма. При этом следует отметить, что комплект современной одежды казахов создается в сочетании европейской формы с элементами декора традиционного костюма, разумеется с учетом склонностей различных возрастных групп.