Политология, п.5

Дрюк В.Г.

Южный филиал "Крымский агротехнологический университет"
Национального аграрного университета

 

Проблема соотношения социального и
национального в социокультурной матрице
Советского Союза и Украины

 

Прошло шестнадцать лет с тех пор, как распался Советский Союз, но над странами СНГ все еще нависают, как тень отца Гамлета, некоторые весьма устойчивые идиологемы и стереотипы мышления ушедшей в небытие эпохи «развитого» социализма. Это обстоятельство оказывает существенное влияние на социокультурные и экономические отношения между Западом и Востоком Украины, между Украиной, Россией и Западной Европой. Особенно беспокоят идеологические и социальные аспекты противоречий между западными и восточными регионами Украины, без разрешения которых страна просто не будет иметь будущего. Для преодоления же раскола требуются существенные коррективы в общественном сознании двух частей страны, критическое переосмысление истоков, социоэкономических интенций и морально-этических ценностей нашего прошлого.

Зададимся вопросом: где оказалась та власть, которая именовалась советской? Ответ прост – на "свалке" истории. Заметим при этом, что в сущности своей она была не советской, а коммунистической. Хотя и это определение не вполне адекватно отражает реальную историю. Ведь правила огромной страной не коммунистическая партия, а небольшой ее самозванный отряд (~0,001% общей численности партии), который вопреки провозглашаемому принципу демократического централизма сам себя воспроизводил  и самочинно восстраивал вертикаль своей власти.

Президент России Б. Ельцин имел все основания для запрета деятельности этой узурпировавшей власть партийно-государственной структуры. В настоящее время у нас и в России созданы коммунистические партии демократического типа, действующие в правовом поле конституций, хотя не понятно, почему, игнорируя исторические факты, отдельные ее члены, преимущественно жители восточных регионов, представляют свою партию как преемницу партии советского периода.

Но вернемся к истокам той, поистине антропологической катастрофы, начало которой было положено в России в 1917 году, когда интернациональная группа левых экстремистов захватила власть и, создав мощный репрессивный аппарат, больше никому  ее не уступала вплоть до распада СССР.

Вскоре к власти пришел И. Сталин – психически неполноценный человек, не имеющий никакого образования, но проявивший себя как мастер интерсубъективных интриг и жестокой внутрипартийной борьбы. Все идеологические оппоненты лидера были физически уничтожены, что позволило ему начать на одной шестой земного шара беспрецедентный в истории человечества социально-экономический эксперимент, нанесший стране неисчислимые потери и отбросивший ее в развитии на 50-70 лет. А ведь огромные природные и человеческие ресурсы создавали все предпосылки для того, чтобы Россия и Украина заняли передовые позиции в мировой экономической системе демократических стран. Чтобы убедиться в справедливости такого вывода, достаточно оценить экономические успехи отделившейся от советской империи Финляндии, не уступающей по доходам на душу населения (26 тыс. долл.) странам Запада.

Советская модель развития по определению одного из депутатов Верховного Совета СССР времен перестройки «покоилась» на трех китах: насилии, страхе и лжи – и оставила тяжелое наследие, характерными признаками которого явились:

– Безудержная, варварская по отношению к природным ресурсам индустриализация, приведшая к отравлению почв, рек и водоемов.

– Низкая производительность труда (в 5-7 раз ниже, чем в западных странах).

– Непосильное бремя гонки вооружений, «пожирающей» порядка 40% национального дохода и обрекающей народ на нищенское существование.

– Десятилетиями не обновлялись коммунальное хозяйство, жилой фонд и вся инфраструктура городов и поселков – страна превратилась в тотальный Алчевск.

– Отсутствие демократических норм социальной жизни и господство «телефонного права» сформировало у граждан  страны тотальное криминогенное мышление. Зарождается оно уже на школьной скамье и далее преследует человека в вузе, в сфере бизнеса, при работе в государственных органах и в парламенте. Не в этом ли сокрыты корни беспрецедентной коррупции в украинском обществе?!

Все эти «завоевания» советской власти исказили имидж российского и украинского народов в глазах всего мира. Советский и российский воспринимались и во многом воспринимаются сейчас как синонимы.

Важнейшей задачей нашего духовного очищения является разделение социального и национального. Государство и народ – это разные, во многом конфронтационные субстанции. Демонстрация такого их соотношения обнаруживается даже в новейшей истории страны. Так, государство (по сути – чиновничий аппарат) осуществило в первые же годы независимости Украины варварскую приватизацию общенародной собственности. 5-10% граждан страны – вчерашних рядовых инженеров и служащих – овладели 70-80% национальных богатств, в то время как миллионы граждан оказались за чертой бедности. "Ну что ж, такие были (несовершенные!) законы приватизации" – утверждают власть имущие. Но мало признать свои ошибки – их надо исправлять. Реприватизация не допустима? Тогда необходимо ограничить в законодательном порядке потребление материальных благ скороспелыми миллионерами и миллиардерами. Билл Гейтс стал миллиардером, создав мировую компьютерную империю. А что создали наши миллионеры и миллиардеры?

Оценивая историю СССР с высоты достижений социальной мысли начала XXI века, следует констатировать, что ни один геополитический и социальный проект коммунистической власти не был реализован в жизни. В частности, можно отметить в этой связи полное банкротство в планах построения «первого в мире социалистического немецкого государства» и социалистического лагеря в целом. На этот проект были затрачены огромные материальные и человеческие ресурсы. Отсчет этих затрат надо начать со времен отечественной войны, когда ценой сотен тысяч жизней советских солдат в ускоренном темпе выполнялись задачи освобождения государств восточной Европы. Только при взятии Берлина погибло 350 тыс. бойцов. И все это делалось во имя построения мирового социалистического лагеря. Однако при первой же исторической возможности центробежные силы "разнесли" этот лагерь, и все его члены сбежали под «зонтик» НАТО, опасаясь рецидивов коммунистического возрождения.

Достойны упоминания и военные операции по усмирению "взбунтовавшихся" Германии, Венгрии, Чехословакии. Был также Вьетнам, Египет (в период шестидневной войны с Израилем), Афганистан, "братская" поддержка некоторых режимов в африканских странах.

Провалы советской политики в международных отношениях начались уже в 1917 году. Раскол мира на два враждебных лагеря, мечтающих о взаимном уничтожении, создал предпосылки для начала второй мировой войны. Не исключено, что будь жива Антанта, Гитлер не смог бы вылезти из своего «логова».

Поражения Советской Армии в начальный период Отечественной войны были обусловлены глубоко ошибочной стратегией подготовки к войне, массовыми репрессиями и уничтожением «цвета» Красной Армии – 56 тыс. высших командиров и политработников. Пока вождь всех народов в первые 10 дней войны пребывал в глубоком психологическом трансе в приграничных районах была уничтожена бóльшая часть авиации и танковых армий. Нет сомнения, что будь репрессированный корпус красных командиров жив, фашистский сапог не ступил бы на советскую землю.

При анализе послужного списка злодеяний так называемой советской власти закономерно возникает один фундаментальный вопрос: была ли у нее оппозиция? Конечно же была, и очень мощная. 3 млн. самых образованных граждан сразу же уехали на Запад. 8 млн. человек полегло на полях гражданской войны (т.е. примерно 4 млн. сторонников белого движения). 3 млн. семей самого трудолюбивого крестьянства, именуемого кулаками (а это 10-12 млн. чел.), были высланы в Сибирь. То и дело в огромной стране вспыхивали крестьянские восстания. Жуткий искусственный голодомор на Украине в 1932-33 годах и репрессии 1937-го и послевоенных лет, а также планомерная репрессия науки, культуры, церкви и духовной жизни в целом, естественно, порождало явную и скрытую оппозицию. Всего на счету сталинского режима около 40 млн. жертв.

Но вот, что удивительно, – оккупируя страны Прибалтики и области Западной Украины, советские власти преподносили себя в качестве миссионеров от бога.  Все противники советского режима объявлялись врагами народа и подвергались репрессиям или прямому уничтожению. Десятки, а Западной Украине – сотни тысяч вероятных оппозиционеров, включающих, прежде всего, образованных людей (ученых, писателей, общественных и религиозных деятелей) высылались в Сибирь или подвергались физическому устранению. Естественно, что люди на оккупированных территориях взялись за оружие. Не могли же они поступить так, как поступил коммунист Молотов и другие приближенные к Сталину деятели, при молчаливом согласии которых вождь с упоением садиста репрессировал их жен, братьев и других родственников.

Единственное, о чем можно сожалеть – восставшие против советских миссионеров не поняли, что воевали они не против русского народа, а против опричников преступного режима Берия и Сталина. Ведь российский народ понес от коммунистической диктатуры колоссальные потери. Очевидно, что здесь нужно провести четкий водораздел между социальным (читай – коммунистическим) и национальным.

Этот факт следует осознать многим нынешним политическим деятелям России и Украины, не идеализируя прошлое и уж тем более – не выставляя себя в качестве преемников ушедших в небытие советских властей. Известно, ведь, что последующие поколения не отвечают за злодеяния их предшественников.

У нас спросят, как же все-таки объяснить победу народов России? Ответ заключается в том, что побеждать врагов – это выработанный веками национальный признак российского и украинского народов. Человек – существо креативное, способное творить в любых условиях и стремящееся найти свою нишу в любой системе. Выдающихся конструкторов – Туполева и Королева – не сломили даже сталинские лагеря. И, не благодаря, а вопреки действиям советской власти, гений населяющих СССР народов дал стране Жуковых и Василевских, творцов новых видов оружия и миллионы беззаветных героев войны и труда. К тому же, в столь трудные, смертельно опасные для судеб страны времена социальное и национальное объединяются воедино, подобно тому, как совпадают интересы оказавшихся в одной лодке в бушующем океане прокурора, судьи и преступника.

В заключение обратимся к тому, ради чего были подняты страницы нашей истории – к реальностям социальной жизни современной Украины.

Нам нужно внести существенные коррективы в общественную психологию жителей Запада и Востока, очистив ее от стереотипов социального мышления прошлого. Жителю восточных и центральных областей Украины надо понять, что политические силы Западной Украины (Организация украинских националистов – ОУН) боролись за независимость своей родины задолго до начала второй мировой войны. Эта борьба резко обострилась после оккупации западных областей советскими, а затем – немецкими войсками. Вооруженная борьба велась повстанческой армией (УПА) на два фронта. Против силовых структур советской власти, порочность и антинародный характер которой был уже известен всему миру, бойцы Сопротивления боролись с самого начала присоединения Западной Украины к Украинской ССР.

В этой борьбе украинцы западных областей реализовали священное человеческое право – защищать свою землю и свой образ жизни.

Люди, не знающие многострадальной истории Западной Украины, помнят лишь о том, что от рук партизан погибли  генерал Ватутин, разведчик Кузнецов и множество мирных, ни в чем не повинных людей. Это действительно печальные факты. Но эти же люди не знают или не хотят знать о сотнях тысяч жертв жителей Западной Украины, в т.ч. и воинов УПА, павших в борьбе с советскими войсками и органами безопасности.

В идеологической и вооруженной борьбе на территории Западной Украины четко просматриваются все признаки гражданской войны. Но такие войны рано или поздно кончаются, и обе стороны садятся за стол переговоров во имя мира. Ведь "белые" и "красные", сражавшиеся за судьбы России, уже давно примирились. В Россию с почестями везут для перезахоронения останки белых генералов. И вот что характерно, белое движение исторически оказалось правым – Россия, понеся большие потери, вернулась, как блудный сын, на круги своя – в сообщество демократических государств.

Исторически правым оказалось и националистическое движение, а, следовательно, и УПА Западной Украины. Украина стала независимым государством. И 90% жителей, не предполагая даже возможности насильственной украинизации в ближайшем будущем, высказались за независимость Украины. Причина такого единодушия заключается в том, что народ Украины, как и все народы СССР, устал от кремлевской коммунистической камарильи. К сожалению, не нашлось мудрых политических деятелей на Украине, чтобы понять, что не следует рвать общие судьбоносные корни славянских народов и отделяться от несметных богатств Российской Федерации.

Какой же вклад в становление новой украинской реальности должны внести жители Запада Украины? Прежде всего, надо осознать, что на Украине живет много национальностей, но среди них – две могучие нации: украинская и российская. Россияне на Украине – это не российская диаспора, "занесенная" историческим ветром в  последние 50-60 лет в прибалтийские страны, а коренной народ, столетиями проживающий на своей земле, преимущественно левобережной Украины. Как и украинцы западных регионов страны, он имеет право защищать свой образ жизни, язык, культуру и традиции.

Украинские россияне генетически связаны с народом России. В течение многих веков они вместе формировали единое духовное пространство. Трудно определить, каков вклад внесли украинцы в развитие Большого театра, в наследие Мосфильма или нефтепромысла в Сибири?

Надо понимать, что русский язык – это не только средство межнационального общения и носитель информации. Важнейшая функция языка заключается еще и в том, что он формирует психику и духовный мир человека, поскольку слово обладает психогенным действием. Англичанин, досконально выучивший украинский язык, не становится украинцем, так как он думает и ощущает мир по-английски, его душа формируется на шедеврах Шекспира и сказках Киплинга. Россиянин Украины думает по-российски и с детства впитывает дух Пушкина и Толстого. А коренной украинец западных областей вырастает на духовной почве наследия И. Франко и Л. Украинки.

Надо создать такую социальную среду, чтобы человек любой национальности реализовывал себя как свободная личность в благотворной духовной атмосфере, не испытывая давление со стороны государства. Ведь мы уже сполна получили такие уроки, когда партийно-государственные структуры довлели над каждым человеком и диктовали ему что писать, о чем говорить, что петь, как играть на сцене и т.д.

Странно слышать украинского политика, который возмущается тем, что в общественном транспорте однажды он слышал только русскую речь. Новоявленный демократ не понимает, что насильственная украинизация русских  столь же преступна, как и осуществляемая в прошлом русификация украинцев. Такие помыслы и действия являются не чем иным, как атрибутикой фашистской идеологии. Какой-либо житель "спального" района Ивано-Франковска не в праве вынашивать идеи о том, как "обратить в свою веру" сталевара, машиностроителя, шахтера и химика восточных регионов, наполняющих своим трудом бюджет страны.

Не следует в националистическом угаре отгораживаться от российской культуры, так же, как от английской, немецкой и других культур. В палитре европейского духовного пространства существует три могучих генератора биоэнергетики: российского, западно-европейского и североамериканского.

Украинский язык и культуру, естественно, надо всеми средствами развивать, но не путем запретов и ограничений других культур или принудительной украинизацией русскоязычных граждан и школ, а созданием необходимых условий для воспитания новых поколений украинских поэтов, писателей, песенников, актеров.  Это кропотливая, долговременная работа, и начинать ее следует с граждан страны дошкольного возраста.

Чтобы господин Ющенко В. стал, наконец, уважаемым президентом всей Украины (а не половины страны), надо позаимствовать опыт Швейцарии и Швеции в решении проблемы языка и коэволюции различных культур, составляющих основу нашего духовного богатства.