Поникаровская Н. А.

Харьковская государственная академия культуры, Украина

Обычай «греть покойников» как проявление заботы о человеке у древних славян

         Вера древних славян в бессмертие души и продолжение жизненного пути после физической смерти является основой многих поминальных обрядов и обычаев, одним из которых является обычай «греть покойников». Суть обычая заключается в стремлении обеспечить нужды посмертного существования усопших предков. Этот обычай относится к календарным поминальным действиям и приходится на Святки, в частности, на канун и праздник Рождества, канун и праздник Крещения, Новый Год.

         В рукописном «Простонародномъ календарѣ» Шигровского уезда сообщается следующее: «24 декабря на дворахъ зажигаютъ огни, полагая, что усопшіе родители приходятъ обогрѣваться, и что отъ этого огня пшеница народится ярая» [3; стр. 2].    В разных регионах обычай именуется по-разному: «костяшки жечь», «перины жечь» [4], «родителям поминки греть», «греть покойников», «отогревать покойников» [3].

         Обряд проводился следующим образом: хозяин дома брал горшок с углями и солому, и, попрощавшись с домашними, отправлялся на огород. Там, трижды поклонившись к востоку, разжигал костер. Существовал вариант обряда, выполняемый всеми домашними или даже всем поселением одновременно. Тогда во дворы сносили солому со своих постелей, насыпали в нее разного рода зерна и немного ладана, сгребали в кучу и поджигали. Вместе с соломой часто сжигался навоз, откуда вероятно пошло название «катяшки жечь» [3; стр. 3]. Более поздний вариант этого обряда называется «окуривание родителей» (ладаном) и имеет явное христианское влияние [3; стр. 5].

          Сложность этого обычая для анализа состоит в том, что он одновременно принадлежит к двум различным культам: 1) к культу предков; 2) к земледельческому культу. С точки зрения данного исследования, интерес представляет его принадлежность к культу предков.

         Культ предков – это не просто поклонение мертвым. Это, в первую очередь, форма доминирования порядка, установленного старшим поколением и соблюдаемого даже тогда, когда это поколение уже не принадлежит миру живых. Этот порядок передается из поколения в поколение, соблюдается осознанно и осмысленно и тесно связан с уважением и благоговением перед предками, родом. Соблюдение установленного порядка является добровольным и относится к сфере нравственных решений.

         Наряду с другими поминальными обрядами, такими как «кормление могилы» или передача определенной вещи «на тот свет», этот обычай имеет целью оказание определенной помощи усопшему, так как в представлении древних славян покойник испытывает все те же потребности, что и живой человек, особенно потребность в пище и тепле. С этой точки зрения забота об усопших предках может быть рассмотрена как комплекс специфических действий, направленных непосредственно на достижение их благополучия. Еще одним аспектом этого обычая, подробно описанным Д. Зелениным в статье «Народный обычай «греть покойников», является желание «уважить» домового, исходя из убеждения, что домовым может являться предок, выступающий в роли защитника домашнего очага.

         Известно также, что мертвые могут вредить живым. Но покойных, получивших статус предка, не боялись. Страх вызывали «заложные», которые были лишены поминовения, принятого для предков [2]. Предки же часто становились полезными для живых, например, одаривали, охраняли, становились домовыми. Поэтому нет основания полагать, что об усопших предках заботились из страха.

         Интересна связь русского слова забота с сербским зо̀бати, зо̏бљем –  «есть (зерно)», и словенским zóbati, zóbljem «клевать, есть, пожирать», то есть, забота гложет, «ест» человека [5]. Эту связь можно расценить как показатель того, что побуждающим мотивом проявления заботы о покойниках может быть не только любовь и уважение, но и ответственность за судьбу предков на том свете, нравственный долг.

         Таким образом, вера древних славян в продолжение жизни после смерти, и в то, что у усопшего предка есть такие же потребности, как и у живого человека, выступают смыслообразущими факторами обычая «греть покойников». Обычай греть покойников демонстрирует наличие плотной связи между усопшими предками и живыми, взаимосвязь и взаимовлияние мира живых и «того света», осознание этого взаимовлияния.

         Забота об усопших может рассматриваться как комплекс специфических действий, направленных на достижение их благополучия, а также как нравственный долг перед предками.

Литература:

1.     Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография / Д. К. Зеленин. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. – 511 с.

2.     Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки / Д. К. Зеленин. – М: «ИНДРИК», 1995. – 432 с.

3.     Зеленин Д. К. Народный обычай «Греть покойников» / Д. К. Зеленин. – Харьков: Типография «Печатное дело», 1909. – 16 с.

4.     Седакова О. А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян / О. А. Седакова. – М: «ИНДРИК», 2004. – 339 с.

5.     Фасмер М. Этимологический словар руського язика / М. Фасмер. – М: ИДДК, 2004.