Чельдиева К.О. – аспирант кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова

 

ЖИЗНЬ И НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ТИБИЛОВА

 

Александр Тибилов родился в 1887 году в старейшем горном селе Залда Южной Осетии. Он был одним из самых образованных людей своего времени. При этом следует отметить, что образование он получил до Октябрьской революции. В 1910 году будущий критик с отличием окончил классическую гимназию №5 в городе Тифлисе. И в том же году становится студентом историко-филологического факультета Новороссийского (тогда Одесского) университета. Окончив полный курс учебы, он в течение трех лет работает в той гимназии, где он когда-то учился. Уже тогда Александр начинает всерьез заниматься литературным процессом. Но, все время он тянулся на родину, и в 1919 году вернулся в Цхинвал и начал работать во вновь открытой гимназии. Здесь он подружился с революционерами, и вскоре стал одним из активных деятелей революционного движения в Осетии. Был тесно связан с местной партийной организацией. Об этом известный революционер Мате Санакоев в своих воспоминаниях писал: «Из представителей интеллигенции с нами согласились сотрудничать лишь Александр Тибилов и Рутен Гаглоев».

В 20-е годы после утверждения Советской власти в Южной Осетии стал формироваться первый научный центр, основу которого заложило так называемое «Литературное общество». Именно тогда большевистское руководство поставило науку на государственную основу. Формирование научного центра, по сути, шло на пустом месте – Южная Осетия была сожжена дотла, а осетины через горные хребты Кавказа, спасаясь от истребления, шли в Северную Осетию.

«Литературное общество» стало собирать кадры, которые могли бы вести исследовательскую работу. Среди сподвижников, приступивших к созданию «Общества», был и один из его организаторов – Александр Тибилов. В то тяжелое время, в условиях отсутствия материальной и интеллектуальной базы, финансовых средств, А. Тибилов и вошедшие в «Литературное сообщество» научные сотрудники приступили к экономическому и духовному возрождению разрушенного края [2, с. 76].

В годы деятельности научного центра А. Тибилов стал известен как осетинский просветитель, как ученый, подвижник осетинского языка, его лингвистики, орфографии, как один из организаторов осетинской научной и педагогической мысли. В центре внимания молодого исследователя были проблемы родного языка. С самого основания научного центра он возглавил специальную терминологическую комиссию.

На первом же заседании был поставлен вопрос о едином осетинском литературном языке. «Литературное общество» (позже – Институт краеведения) проводило огромную работу по этой проблеме. И в 1925 году молодой исследователь представил свою первую научную работу – «Единый литературный язык для всех ветвей осетинского языка». В научном центре Александр Тибилов возглавил историко-культурный отдел. И когда в условиях начавшейся в то время так называемой культурной революции по всей стране началась латинизация письменности, А. Тибилов принимал активное участие в различных краевых и межобластных конференциях, совещаниях, выступал с докладами по осетинской терминологии, орфографии, коренизации осетинского языка в образовательных системах, созданию терминологических словарей и по другим языковым проблемам.

Перевод же письменности на латинскую графику на долгие годы задержал культурное развитие осетинского народа. Поддавшись общему подходу к проблеме, А. Тибилов, принимавший участие на многих тюркологических съездах, тоже считал, что осетинский народ шёл правильным путем, переходя на латиницу. А для осетин реформа алфавита, скорее, была ошибочной – латинизация стала выгодной для народов, имеющих арабскую графику [3, с. 28].

Александр Тибилов выполнял различные поручения Совета института по составлению словарей, проектов, разработке норм орфографии, терминов и т. д. Систематически эти вопросы обсуждались с Северо-Осетинским институтом краеведения. Ученый же принимал активное участие и в составлении рабочих планов института, планировании научно-исследовательской работы.

В первый сборник научных работ Института была включена статья А. Тибилова, посвящённая 10-летию установления советской власти и 10-летию научной деятельности института, в которой подводились итоги научных поисков сотрудников Института.

В 1931 году терминологическая комиссия Института под руководством Александра Тибилова подготовила второй том словаря «В помощь коренизации советского аппарата и школ». В 30-е годы среди исследовательских работ сотрудников Института и его статья «Литература и лингвистика» [1, с. 112].

После окончания гражданской войны Александр Тибилов стал одним из основателей журналов «Фидиуæг» и «Æххуыс ахуыргæнæгæн», газеты «Хурзæрин». На страницах газеты появлялись статьи и корреспонденции и других осетинских учителей. В них заострялось внимание на трудностях, с которыми сталкиваются в своей работе народные учителя, высказывались суждения о школьных программах, о недостаточном внимании к проблемам образования со стороны властей. Поднимаемые в прессе вопросы о распространении грамотности среди населения находили горячий отклик в читательской среде. В редакцию газеты приходило немало людей, осознавших необходимость образования, просивших содействия в открытии школ по месту их жительства или работы, где бы они учили осетинский язык.

Газета «Закавказье» писала, что «за последнее время среди осетин разрастается потребность в образовании. Все поняли, что в настоящее время трудно живется необразованному человеку, а поэтому на образование часто тратят последние гроши» [5, с. 47].

Претворение в жизнь задуманных целей началось с создания в 1907г. в Тифлисе Юго-Осетинского издательского общества. Программные цели общества были шире его названия. Помимо вопросов, связанных с издательской деятельностью (печатание газет, оригинальной и переводной литературы на родном языке), программа Общества предусматривала открытие школ, чтение лекций, создание любительского драматического кружка и т.д.

Первым и, как показало время, самым значительным достижением Юго-Осетинского издательского общества стало издание газеты «Ног цард» («Новая жизнь»). Общественность Южной Осетии с воодушевлением восприняла известие о выходе газеты, с надеждой, что «Ног  цард» сможет «объединить всех осетин и задать тон в решении тех или иных вопросов общественной жизни».

Известие о выходе нового печатного органа сообщила грузинская газета «Исари», опубликовав в номере от 1 марта 1907 года следующее объявление: «В городе Тифлисе открыта подписка на осетинскую газету «Ног цард» («Новая жизнь»), которая будет выходить два раза в неделю». Спустя несколько дней, 8 марта 1907 года, вышел в свет первый номер газеты. Примечательно, что ни один орган периодической печати Кавказа не обошел это событие стороной4. На следующий день «Исари» в колонке новостей сообщала о выходе первого номера газеты «Ног  цард», с содержанием которого редакция обещала познакомить читателей в последующих номерах. Новый печатный орган должен был стать своеобразным центром, объединяющим молодую осетинскую интеллигенцию5. Тем более, что в редколлегию газеты вошли почти все известные представители юго-осетинской интеллигенции, в том числе Б. Кочиев, А. Тибилов, П. Джиоев.

Редактором газеты «Ног цард» стал Перт Гулич Тедеев. Хочется хотя бы коротко представить его читателям. Достоин внимания тот факт, что П.Г. Тедеев был учеником известного просветителя и педагога Г. Чочиева, под влиянием которого и формировались его взгляды. Получив прекрасное филологическое образование в Александровском институте (г. Тифлис), П.Г. Тедеев начал свою трудовую деятельность преподавателем русского языка и литературы в тифлисском ремесленном училище. Одновременно с преподавательской работой Петр Гулич вел активную общественную деятельность. В частности, по его инициативе был создан осетинский драматический кружок, которому он отдавал много сил и энергии. По воспоминаниям С.М. Абаева, П.Г. Тедеев не только умело руководил коллективом кружка, но и выполнял ежедневную «черную», «трудоемкую» работу по кружку, «часто переписывал роли малограмотным любителям сцены, постоянно выполнял  обязанность суфлера, переводил пьесы с грузинского и русского языков, т.е. был одновременно и руководителем, и разнорабочим» [6, с. 84].

По инициативе ученого и его соратников Б. Кочиева, Ш Ванеева и других в Южной Осетии в 1918 году была открыта первая гимназия, а позднее педагогический техникум. Мечта А. Тибилова об открытии педагогического института осуществилась 1 января 1932 года. Открытие первого юго-осетинского вуза оказало большое влияние на культурную жизнь Южной Осетии. Именно здесь ковались первые кадры для многих отраслей народного хозяйства.

Большой вклад внес А. Тибилов и в создание научно-исследовательского института. Через все его публикации, касающиеся образовательного процесса, проходит мысль о необходимости обучения и преподавания на родном языке – во избежание той ситуации, когда между народом и «народным» образованием ляжет огромная культурная пропасть.

Яркую, насыщенную жизнь талантливого ученого и крупного общественного деятеля внезапно оборвали трагические процессы приснопамятного 1937 года. Вместе с Александром были арестованы Ш. Ванеев, С. Кулаев, Р. Гаглоев и многие другие носители интеллектуального потенциала Южной Осетии. В тот период было арестовано более 400 человек, а в Северной Осетии около 14 тысяч. Развитию национальной науки и культуры Осетии был нанесен колоссальный урон.

Имя Александра Тибилова, несмотря на то, что он был литературным критиком, можно ставить в один ряд с самыми известными прозаиками и поэтами Осетии. По влиянию его произведений на ход литературного процесса, по высокому уровню его критических статьей, по силе их воздействия на произведения самых крупных писателей того времени. И, наконец, по тому вкладу, которое принадлежит ему в создании основ высокопрофессиональной литературной критики в Осетии, основополагающие научные выводы которой ценны и актуальны до сих пор. При этом диапазон его научно-исследовательской и литературно-критической деятельности был поразительно широк: сотни статьей, очерков рецензии, литературных обзоров.

По мнению некоторых современных филологов (Б. Медоева, Г. Плиев, И. Тибилова и др), А. Тибилов для осетинской литературы был такой же величиной, каким был Белинский для золотого века русской литературы. «Жизнь человеку Богом дана лишь раз, и он должен прожить ее так, чтобы последующие поколения помнили о его заслугах. Таким ярким примером подражания для всего осетинского народа был и остается Александр Тибилов» – писал о нем Г. Плиев [4, с. 227].

В свое время Александр Тибилов в статье «Литературный сборник на осетинском языке «Малусæг» отмечал: «Трудно, разумеется, предугадать, во что бы вылился талант умершего поэта, но те песни его, которые появились в нашем сборнике, носят на себе печать истинного дарования». Продолжая эту мысль, нельзя не выразить сожаления о том, что по бедности своей поэт не получил достойного его способностей образования, которое бы одновременно соответствовало и его природным наклонностям.

«Нет такой сферы в жизни, где бы этот выдающийся ученый и патриот Осетии не оставил свой след. Александр Тибилов был всесторонне одаренной личностью, в совершенстве знал осетинский язык и литературу, был публицистом, переводчиком, интернационалистом, активным общественным деятелем – отметила И. Тибилова в своем выступлении на юбилейном вечере, посвященном 125-летию выдающегося ученого, основателя Юго-Осетинского государственного университета Александра Тибилова [5, с.2].

В качестве основного объекта своих исследований Тибилов, в основном, избрал литературу своих современников первой трети двадцатого века. В ней он искал и находил зачатки будущего литературного развития.

Подход критика к родной литературе отчетливо просматривается и ярко выражается в присущих ему принципах литературно-критического анализа. Эти методы критик развивал и совершенствовал на протяжении всей своей творческой деятельности. Критические статьи и публикации на страницах газеты не носили ярко выраженного политического характера, а злободневные вопросы и идеи преподносились не через газетно-публицистичные жанры, а завуалированно, в литературных жанрах.

Труды Тибилова были изданы дважды, однако его литературно-критическое наследие еще далеко не изучено, оно ждет глубокого осмысления. Такой вопрос особенно актуально стоит в этом году, в год его 125 летия. Опираясь на мировоззренческие установки классика осетинской литературно-художественной критики, современным исследователям намного легче и объективнее будет оценивать положение дел в современной литературе, будет легче разобраться в их непростых процессах.

 

Литература

1.      Абаев С.М. Тедеев П. – просветитель и педагог // Грузинский вестник. 1967, №5. С.13.

2.      Айларова С.А. Общественная мысль народов Северного Кавказа в XIX веке: культурно-исторические проблемы модернизации. – Владикавказ. 2003. – С.31.

3.      Кочиева Е.М. Свет далекой звезды. Альманах «Осетия ХХ век», Владикавказ, 1996. – стр. 162.

4.      Очерки истории Юго-Осетии. Том I. Цхинвали, 1969. – 442 с.

5.      Республиканская общественно-политическая газета «Южная Осетия». 10.06.2012. – С. 2.

6.      Цховребов З.П. Из истории развития общественно-политической и философской мысли осетинского народа в конце XIX – начале ХХ века. 1973. – С.200.