Компетентностные основы готовности учителя к реализации поликультурной модели образования в условиях общего образования

 

Течиева В.З. – к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Северо-Осетинского государственного педагогического института

 

Превращение современной школы в поликультурное образовательное пространство актуализирует проблемы поликультурной компетентности педагога. В этой связи доминантой современного профессионального педагогического образования является подготовка компетентного специалиста, способного гарантировать формирование базы общечеловеческих и национально-культурных ценностей у подрастающего поколения. То есть понятие «поликультурная компетентность» предполагает профессиональную готовность специалиста к работе в условиях многокультурного общества.

Поликультурное образование – это процесс приобретения личностью системы знаний, умений, навыков: общекультурных, языковых, профессиональных и др., направленных на обеспечение готовности к комфортному существованию в динамичных условиях многокультурного общества. Присвоение человеком опыта комфортного сосуществования в условиях поликультурного пространства происходит на протяжении всего жизненного пути, который условно можно разделить на три взаимосвязанных этапа: формальный (получение определённых квалификаций и степеней), неформальный (не связано с получением формальных квалификаций, хотя и может подтверждаться соответствующим документом) и информальный (самообразование в процессе жизнедеятельности). Проведение в жизнь перечисленных выше этапов поликультурного образования подготавливает педагога к реализации непрерывного поликультурного образования обучающихся, приобретающего форму спирали, каждый виток которой постепенно укрупняется, наполняясь содержанием, опытом, действиями.

В условиях дошкольного и начального школьного образования осуществляются процессы социализации и инкультурации, способствующие формированию интераличности. Далее, в педагогическом процессе средней и старшей ступени школьного образования, происходит процесс национально-культурной идентификации, способствующий успешной адаптации выпускников школы к условиям поликультурной студенческой среды, где интенсивно развиваются поликультурные компетенции. Данный подход подготавливает выпускника к работе в поликультурных сообществах, где личность как специалист приобретает положительный профессиональный опыт, продолжая развивать поликультурные компетенции, полученные в вузе, и в целом совершенствует свою поликультурную компетентность.

Готовность педагога осуществлять профессиональную деятельность в условиях взаимопонимания, веротерпимости, осознания своей сопричастности к судьбе народа, страны, мира позволяет рассматривать феномен поликультурной образованности в качестве составляющей профессиональной компетентности учителя, представляемой следующей структурой и содержанием.

Феноменологическая составляющая, включает:

- внутреннее убеждение учителя в важности становления гражданственности и поликультурности в нашем обществе;

- признание необходимости проявления каждым его членом патриотизма, устойчивой гражданской позиции;

- проявление им самим уважения прав и достоинств каждого человека, независимо от национальной и религиозной принадлежности;

- знание и почитание им самим культуры своего народа и народов, живущих рядом, представляющих страну, мир, профессиональную потребность в формировании гражданской идентичности и поликультурности у подрастающего поколения.

Гносеологическая составляющая, характеризуется:

- осмысленным освоением и целенаправленным применением соответствующих знаний, умений и навыков;

- приобретением опыта в проявлении патриотизма, гражданственности, поликультурности  и в формировании этих качеств у младших школьников.

Аксиологическая составляющая, определяет освоение и развитие ценностей, личностных смыслов по отношению к становлению в стране гражданского общества, создание атмосферы уважения и дружбы между народами в регионе и в стране, защиты прав и достоинств каждой личности.

Психолого-педагогическая составляющая как интегральная характеристика учителя, определяющая степень его теоретической и практической подготовленности к системному проектированию целей и содержания образования как основы формирования гражданской идентичности обучаемых.

В контексте приведенной выше структуры и содержания профессионализма специалиста поликультурные компетенции необходимо рассматривать как неотъемлемую часть системы профессиональных компетенций современного учителя, являющиеся базовыми в формировании у подрастающего поколения определенного «иммунитета» к негативным проявлениям межэтнических отношений, то есть в формировании готовности к ведению диалога молодыми людьми.

Таким образом, поликультурные компетенции должны рассматриваться как система взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений, навыков, способностей, опыта, личных качеств, представляющие интегративное свойство и включающие:

·         культуру знаний, которая подразумевает высокий уровень знаний о культурном многообразии цивилизации как в пространстве, так и во времени и позволяет адекватно осуществлять активную созидательную деятельность в поликультурном пространстве;

·         культуру поведения, его видов и форм, соответствующих поликультурной среде;

·         эмоциональную культуру адекватной поликультурной среде;

·         культуру саморазвития в поликультурной среде.

Знания об особенностях поликультурной среды определяют виды и формы деятельности. Высокая эмоциональная культура и положительная мотивация при вступлении в диалог культур позволяют преодолевать возможные негативные последствия взаимодействия. Способности к самоизменению и саморазвитию являются необходимым условием личностной мобильности и возможности найти пути конструктивного взаимодействия.

В этой связи, поликультурные компетенции педагога следует рассматривать исходя из следующих теоретических оснований:

·         поликультурные компетенции составляют систему, являющуюся частью системы профессиональных компетенций учителя;

·         система поликультурных компетенций ориентирована на эффективное осуществление учителем диалога культур в поликультурном пространстве;

·         поликультурные компетенции учителя обеспечивают условия для развития этнокультурной идентичности;

·         реализация поликультурных компетенций осуществляется в целостном образовательном процессе, который включает в себя процессы обучения, воспитания и развития личности учащегося.

Учитывая сложность и многоаспектность понятия «поликультурная компетентность» необходимо рассматривать его как интегративное качество педагога готового к взаимодействию с представителями разных культур, способного отождествлять себя с представителями своего этноса и обособлять от других этносов; способного осознавать общественную ценность и переживать личностную значимость принадлежности к сообществу граждан своего государства.

Исходя из данного определения, логично поликультурные компетенции педагога классифицировать по уровням, характеризующихся целостностью и взаимообусловленностью.

Уровень когнитивно-деятельностный – подразумевают причастность личности к миру во всех его проявлениях и проявление себя в сопереживании миру как таковому. В соответствии с сущностью данного уровня в число поликультурных компетентностей необходимо включить: информационно-аналитическую, операциональную и рефлексивую компетенции. На наш взгляд, сформированность данных компетенций у учителя характеризует его как:

·        знающего события и культурные особенности окружающей действительности и способного создавать на этой основе собственный гуманный педагогический подход;

·        подготовленного к осуществлению практической деятельности: прогностической, проективной, предметно-методической, организаторской, педагогической импровизации, экспертной как основы формирования гражданской идентичности обучаемых;

·        владеющего педагогической техникой и методикой работы в поликультурной среде;

·        готового применять свои знания в аналогичных ситуациях и анализировать профессиональные действия;

·        способного к выявлению затруднений и их причин в деятельности, осуществляемой в поликультурной среде;

·        способного к проектированию профессионально-педагогических действий, адекватных сложившейся ситуации, с целью преодоления затруднений;

·        открытого на проектирование личностных изменений и личностного развития, выработки способностей к адекватной деятельности в поликультурной среде.

Уровень мотивационно-ценностный – представляет осознание, оценивание различных проблем, конструктивное разрешение их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривание трудностей как стимула к дальнейшему развитию; определяет внутреннюю позицию личности, характеризует ее патриотическое, гражданское, правовое, нравственное и политическое самосознание. К поликультурным компетенциям данного уровня мы определили ориентационные, коммуникативные и регулятивные, характеризующие педагог как:

·             способного к формированию нравственно-гуманистических установок у учащихся;

·             готового к организации совместной творческой деятельности, имеющей своей целью освоение духовных идеалов и норм морали (ценности), которые становятся внутренними убеждениями, необходимыми звеньями межличностного и общественного общения;

·             способного проникать в характер переживаний учащихся, определять свою причастность или непричастность к тем или иным событиям;

·             способного видеть главное в ребенке, правильно определять его отношение к социальным ценностям независимо от национальной и религиозной принадлежности;

·             готового управлять собственным поведением, главными определяющими факторами деятельности являются нравственные ценности;

·             способного находить оригинальные решения обеспечивающие плодотворность и динамику поликультурного воспитания школьников.

Уровень креативно-поисковый, способствующий образованию фундамента для последующего приобретения знаний, как профессиональных, так и общекультурных. В рамках данного уровня мы определили интеллектуально-педагогические компетенции, формирование которых способствует самосовершенствованию педагога и формирует готовность:

·             к пополнению и обновлению культурологической информации, которой должен владеть каждый учитель;

·             к освоению комплексом умений, как качества интеллекта: проводить аналогию, фантазировать, проявлять гибкость и критичность мышления как основы в реализации поликультурного образования.

Однако представленный перечень поликультурных компетенций является незаконченным, так как в зависимости от педагогических ситуаций, целей, содержания поликультурного образования он может расширяться.

Исходя из представленной классификации, необходимо констатировать, что система поликультурных компетенций преподавателя является иерархически устроенной, что детерминировано рядом факторов, и прежде всего логикой формирования «человека этнического», с устойчивой гражданской позицией.

 

Литература

1.     Аракелян О.В. Поликультурное образование как фактор гражданского равновесия // Известия Академии педагогических и социальных наук. - 2002. – №6. – С.103-108.

2.     Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - с. 17-22.

3.     Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - с. 22-27.

4.     Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя // Педагогика. - 2006. - №9.– С. 55 – 61.

5.     Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393 //Учительская газета. - 2002. - №31.

6.     Супрунова Л.Л. Поликультурное образование в современной России // Мagister. – 2000. – №3. – С.79—81.

7.     Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость.// Мир образования-образование в мире. - 2005. - № 4. - С. 41-43.

8.     Филонов Г.Н. Теория поликультурного образовательного пространства // Педагогика . - 2006. - №3.– С. 102 – 106.