Калаева Л.Т., к.п.н., доцент кафедры педагогики Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова

 

ИЗ ИСТОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ

 

Национальная школа наряду с другими формами образовательных учреждений переживает сегодня процесс особенно интенсивного реформирования. Это объясняется тем, что она ставит перед собой весьма специфические задачи, не столько изменяющие, сколько дополняющие задачи общеобразовательной школы вообще. Если кратко определить ее основные цели, то можно определить как воспитание личности с ясно осознанной национальной принадлежностью и подготовка ее к жизни в современном информационном обществе. На первое место ставится обеспечение сохранения и возрождения этноса через полное удовлетворение его интеллектуальных и национально-культурных потребностей. Наиболее важным здесь является сохранение единого общеобразовательного пространства РФ и сочетание национальных ценностей с общечеловеческими. Основные пути реализации этой цели – усиление заинтересованности в изучении родного языка, истории, культуры, привитие молодежи нравственных ценностей самого народа.

Истоки зарождения осетинской национальной школы восходят к дореволюционному периоду и связаны с политикой русского правительства и деятельностью миссионерско-просветительских организаций, начавших свою работу на Северном Кавказе, в том числе Осетии, с середины ХУШ века.

В 1745 году в Осетию была направлена духовная комиссия Святейшего Синода для распространения христианской веры среди осетин. Проведя большую организационную работу, ее члены пришли к выводу о том, что без школ и учебно-религиозных книг, написанных на родном языке, дело христианского просвещения не будет иметь успеха. Возникла необходимость из самих же осетин готовить миссионеров и чиновников, которые могли бы на родном языке объяснять политику и идеологию правительства и заниматься религиозно-просветительской деятельностью. Для решения этих задач в 1764 году в крепости Моздок была открыта школа, которая была не только религиозно-образовательным учреждением, но играла роль центра ориентации осетинского народа на политическое, экономическое и культурное сближение с Россией.

Обучение в этой школе первоначально осуществлялось на русском языке. Так как он был непонятен для большинства учащихся, то было решено перейти на родной язык преподавания. Выполнение этой задачи было возложено  на представителя духовной комиссии архиерея Гая, который составил осетинский алфавит на основе славянской азбуки и перевел на родной язык книгу «Начальное учение человеком, хотящим учиться книгам божественного писания», напечатанную в Москве в 1798 году. Использование этой книги в качестве учебника был крайне затруднено, так как церковно-славянский язык не мог передать многие звуки осетинского языка.

В Осетии стали постепенно открываться школы, в которых получили начальное образование многие представители осетинской интеллигенции, священники, учителя офицеры.

Одним из видных представителей педагогов был И.Г. Ялгузидзе (1775-1830), многие годы работавшим учителем и хорошо понимавший необходимость наличия книг на родном языке В 1819 году он составил алфавит осетинского языка на основе грузинского алфавита и перевел ряд книг церковного содержания.

Основоположником научного изучения осетинского языка является русский ученый А. Шегрен (1794-1855), чья капитальная работа «Осетинская грамматика», вышедшая в 1844 году, заложила фундамент осетинского языкознания. Им впервые было дано систематическое описание звуков и строя осетинского языка по двум его главным диалектам.

Существенные изменения и дополнения в алфавит А. Шегрена были внесены академиком В.Ф. Миллером, одним из крупнейших представителей русской науки конца Х1Х-начала ХХ веков. «Его «Осетинские этюды» представляют собой своего рода энциклопедию осетиноведения, – отмечает академик В.И. Абаев, – а результаты его изысканий сразу подняли сравнительно-историческое изучение осетинского языка на огромную высоту. Всеволод Миллер стал признанным авторитетом в вопросах осетинского языка как у нас, так и в Западной Европе».

В.Ф. Миллером был подготовлен фундаментальный осетино-немецкий словарь, изданный уже после смерти автора. Алфавит А. Шегрена и В. Миллера был позднее использован для создания осетинского литературного языка К.Л. Хетагуровым, творчество которого явилось началом профессиональной осетинской художественной литературы и национального литературного языка.

Большинство прогрессивных преобразований в крае связано с именем наместника Кавказа М.С. Воронцова. Для повышения уровня просвещения и образования им было создано централизованное управление учебными заведениями Северного Кавказа и Закавказья, т.е. был сформирован Кавказский учебный округ для проведения единой образовательной политики.

В разработанной Воронцовым программе строительства системы народного образования в крае, помимо общих положений министерства просвещения, большое значение придавалось учету региональных особенностей. Согласно «Положению о Кавказском учебном округе» узаконивалось преподавание местных языков, что значительно повысило их статус и приблизило образование к широким народным массам.

Анализ учебно-методической документации тех лет показывает, что образовательный процесс в училищах был ориентирован на подготовку учителей государственных и частных школ: их программы включали родной язык, историю края или региона. Выпускники этих заведений получали возможность без каких-либо ограничений продолжать свое образование в высших учебных заведениях страны.

Миссионерские и светские школы в качестве основной цели обучения ставили подготовку относительно грамотных кадров из числа местных жителей, которые, работая в качестве священников, мелких чиновников, учителей, и являлись проводниками политики центрального правительства. Данные школы способствовали в конкретных исторических условиях подъему образования и просвещения, увеличению числа грамотных людей, дальнейшему развитию культуры народов Кавказа, в том числе и Осетии.

Многие священники и учителя (А. Аладжиков, С. Жускаев, А. Колиев, М. Сохиев и др.) посвятив себя делу просвещения народа заложили основы научного осетиноведения, изучения истории, языка и культуры осетинского народа.

Протоирей и видный общественный деятель А. Колиев (1823-1866) был крупнейшим просветителем своего времени, страстным радетелем культурного развития народа, зачинателем женского образования в Осетии. В открытой им в 1862 году школе программа обучения включала помимо религиозных предметов изучение родного и русского языков, арифметики, географии и навыков национального рукоделия. Большое значение он придавал нравственному, эстетическому, физическому и трудовому воспитанию учащихся, развитию у них национального самосознания. Работы А. Колиева, в том числе и переводы учебно-методической литературы, способствовали становлению и обогащению литературного языка, расширению его словарного запаса и синтаксического строя. Он впервые в истории осетинского школьного образования включил идею народности, предпринял попытку обосновать в обучении учащихся такие дидактические принципы, как доступность, основательность и прочность усвоения учебного материала. В 1866 году после его смерти школа была преобразована в 3-классное училище с пансионом. Имея 6-8 летний срок обучения, она работала по программе, приближенной к гимназической, подготовила немало квалифицированных преподавателей, творческих работников из числа девушек-осетинок, участвовавших в строительстве национальной школы. Здесь учились А. Газданова – преподаватель осетинского языка и литературы, организатор народного просвещения, автор десятка работ по истории просвещения и науки в Осетии; Р. Кочисова – первая осетинская женщина – писатель, поэт, драматург и другие.

Хорошо понимая, что развитие народа невозможно без создания национальной школы, прогрессивные деятели Осетии (Г. Баев, А.А. Гассиев, Г.И. Дзасохов, И.Д. Кануков, Х.А. Уруймагов, Г.М. Цаголов и др.) выступали за обучение детей на родном языке; создание национальной школы, которая должна была способствовать воспитанию учащихся на основе общечеловеческих ценностей; требовали введение новых учебников и учебных пособий, составленных с учетом последних достижений в области педагогической науки.

Выпускник Киевской духовной академии, философ, публи цист, педагог А.А. Гассиев, по словам академика В.И. Абаева – самая яркая личность Осетии второй половины Х1Х века, мыслитель, поднявшийся до уровня крупнейших европейских философов, развивал гуманистические идеи К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. Им дан глубокий анализ проблем дидактики, теории воспитания и всей системы народного образования, вопросов обучения детей на родном языке и подготовки учителей..

Его «Осетинская начальная грамматика», «Методическое пособие для начальных классов» и др., изданные в 90-х годах Х1Х века, и сегодня не утратили своего значения для совершенствования процесса обучения в школе.

Особое место в развитии осетинской культуры, национальной школы, как одного из ее главных источников, занимает общественно-просветительская деятельность и художественно-литературное творчество К.Л. Хетагурова – идеала осетинского этнического сознания. Именно он в наибольшей степени обосновал роль родной культуры, ее нерасторжимую связь с мировой культурой в вопросах воспитания детей и юношества, в формировании гуманистической личности. Благодаря ему многовековая культура осетин стала фактором их национального самосознания, обрела свою этническую концепцию. Идеи и практическая просветительская деятельность К.Л. Хетагурова во многом предопределили дальнейшие пути развития осетинской культуры, в частности, национального образования и воспитания.

В годы первой русской революции передовым учительством были выдвинуты требования по переустройству и дальнейшему развитию осетинской школы.

Анализ социально педагогической, просветительской и публицистической литературы начала ХХ века выявил ведущие направления переустройства системы народного образования: первоначальное образование детей на родном языке и обязательное его преподавание в старшем звене; преобразование существующих в Осетии церковно-приходских школ в светские; исключение из программы славянского языка и введение родного; включение в учебные планы элементарного курса естественной истории и основ сельского хозяйства; включение в программы женских школ в качестве внешкольных предметов рукоделия и домоводства, мужских школ – гимнастики, пения, рисования; открытия постоянно действующих педагогических и общеобразовательных курсов.

Таким образом, в период до 1917 года в Осетии не было национальной школы как таковой. В процессе христианизации Духовным ведомством, затем Обществом восстановления православного христианства на Кавказе открывались на местах церковно-приходские школы с начальным уровнем обучения, главной целью которых была трансляция православного учения.

В конце Х1Х века Российским правительством стали создаться светские национальные школы, но они были смешанными – русско-национальными. Осетинский язык в школе использовался при первоначальном обучении детей русскому языку.

Объективно оценивая значение дореволюционных школ, следует отметить, что, какими религиозными ни были цели их, они все-таки сыграли положительную роль – давали почти неграмотному населению Осетии элементарные знания, подготовили первую плеяду просветителей, чьи педагогические идеи, научные достижения и литературно-художественное творчество отразились на социально-экономическом и культурном развитии Осетии, в особенности на поприще просвещения и образования.

 

Литература

1.     В.И.Абаев. Состояние и задачи изучения осетинского языка \\ Известия Северо-Осетинского НИИ – Т.20., 1957.

2.     Березов Б.П. Первая школа для осетинок-горянов. Сб.научных трудов. – Владикавказ. СОГУ.,1992. – 263 с.

3.     Бигулаев Б.Б. Краткая история осетинской письменности. – Орджоникидзе: Госиздат СОАССР., 1952. – С. 32.

4.     Гадиева Л.Н. К вопросу об образовании инородцев \\ Журнал Министерства просвещения. 1869. – № 12. – С.44-45.

5.     Материалы по истории осетинского народа. Сборник документов по истории народного образования в Осетии. Составитель А.Я. Габеев. Т.5., 1942. – 364 с.