Язык, речь, речевая коммуникация

Аспирант Кадырова Н.С.

Стерлитамакская государственная педагогическая академия имени Зайнаб Биишевой

Языковая репрезентация семантического ядра концепта "Город" в тексте романа М.А. Булгакова "Белая гвардия"

В статье подробно рассматривается семантическое ядро концепта «Город», воплотившегося в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» в соответствии с представлениями древних философов и ставшего одним из главных концептов не только романа, но и индивидуально-авторской картины мира писателя.

Одним из центральных концептов концептосферы романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» является концепт «Город». Выявим семантическое ядро данного концепта. В «Этимологическом словаре» М. Фасмера указывается, что русскому слову город родственными в индоевропейских языках являются украинское город, горожа ‘забор’, албанское garth ‘забор’, готское garts ‘дом’, анализ семантики которых показывает, что денотативно-сигнификативный центр концепта «Город» включает три компонента: 1) ‘своё, огороженное, защищённое пространство’, 2) ‘главное место’, 3) ‘люди, которые проживают в этом месте’ [Фасмер I: 443]. В латинском языке русскому город соответствует urbs, urbis в значении: 1) ‘город, окружённый стеной’, 2) ‘население города’, 3) ‘верхняя часть города, городская крепость, кремль, главный оплот, суть’, 4) ‘главный город, столица’ [Дворецкий 1976: 1048]. В семантике русского и латинского слов общим является значение ‘огороженное пространство’. Город противостоит открытому, безграничному, неокультуренному, а потому опасному для человека пространству хаоса и смерти Город (ср. огород, городить, огороженный, отгороженный, разгороженный) – своеобразная граница, созданная человеческими руками и отделяющая культуру от варварства, своё от чужого, бытие от небытия. В романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» концепт «Город» отражает представления древних людей. Но можно утверждать и то, что в произведении представлены две ипостаси этого концепта: Город-космос и Город-хаос, реализующиеся в нескольких планах.

Первый план – топос, определённым образом организованное географическое или физическое пространство: здания, улицы, площади, памятники и пр. Так представлен концепт «Город» в повседневном сознании человека. Обратим внимание на лексические средства реализации концепта «Город-космос», образ которого возникает во сне Алексея Турбина. Его организуют номинативы: верхний Город, нижний Город, Днепр; дома в пять, шесть, семь этажей; дым из труб, дымка на улицах, электрические шары, сады, электрические станции, памятник Владимиру на Владимирской горке, Крещатик, храм, цирк, военные училища, тюрьма, кафе, кофейни, рестораны, игорные клубы, оперный театр, клуб «Прах», магазины, телеграф, вокзал, гостиницы.

Ощущение красоты, размеренности и гармонии не покидает тех, кто находится в Городе. Таким образом, внутренние субконцепты «Красота», «Спокойствие», «Тишина», «Гармония» характерны в романе М.А. Булгакова для данного концепта.

Булгаковский Город-космос уютен и необыкновенно бел. Необычно яркий – божественный – свет исходит от Города-космоса вечером и ночью, словно защищая его от темноты хаоса. Он напоминает Град Божий. Лишить его света – значит убить в нём жизнь.

С наступлением 1918 года Город-космос начинает жить «странною, неестественною жизнью…» [Булгаков 1989: 72]. Здесь находит отражение антиномия «норма – отклонение от нормы». Теперь в Городе идет постоянное хаотичное движение.

Город-сад превращается в Город-ловушку, Город-лабиринт, из которого с трудом выбираются братья Турбины.

Второй план семантики концепта «Город» составляют проживающие в нём люди. Город обладает определённым настроением, которое характерно для его жителей, недаром говорят о настроении места. Оно складывается из темперамента этноса, его культуры, погодных условий, поэтому можно говорить об эмоциональной составляющей концепта «Город». Если во сне Алексея Турбина читатель проникается состоянием покоя и умиротворения, которое было свойственно горожанам, живущим в размеренном ритме, то в реальной жизни его охватывает ощущение паники, беспокойства и страха.

Второй план тесно связан с третьим, который образуют культурные особенности города – традиции, история, менталитет горожан. Жизнь каждого города наполнена различными историческими событиями, смена которых накладывает свой отпечаток на жизнь людей. Именно этот пласт концептуального значения особенно интересен для изучения, поэтому он актуализируется в художественной литературе. В итоге Город становится самостоятельным героем романа. В статье мы одновременно рассмотрим второй и третий планы семантического пространства концепта «Город».

Город в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» персонифицирован. На основе метафорического переноса он становится в сознании человека неким организмом, живущим собственной жизнью. Его жители имеют определённые манеры, характер, менталитет, походку и т.д. – их не спутаешь с жителями других городов. Горожане, с одной стороны, создают настроение и культуру города, с другой являются носителями городской культуры, традиций, истории. Так, когда читатель погружается в сон Алексея Турбина, он понимает, что в необыкновенном Городе могут жить только необыкновенные люди: «Со ската на скат, покрикивая, ехали извозчики, и тёмные воротники – мех серебристый и чёрный – делали женские лица загадочными и красивыми» [Булгаков 1989: 71].

С приходом 1918 года, в душах горожан зарождается и всё больше растёт ненависть. Народ старается как можно меньше времени быть на улицах вечером. В Городе происходят, на первый взгляд, чудесные, странные, ненормальные вещи, исчезает всё и все.

Подводя итоги нашей работе, нужно сказать, что концепт «Город» – сложное, многоплановое образование. В семантическое ядро данного концепта вошли понятия: «границы», «огороженное, освоенное пространство», «защищённость», «движение». В приядерную зону данного концепта «Город-космос» в романе М.А. Булгакова войдут следующие семантические поля:

1. «Топос (место)», «определённым образом организованное географическое, физическое пространство»: Верхний Город, нижний Город, Днепр («великая река»), мосты, дома в пять, шесть, семь этажей, фонари, сады, электрические станции, памятник Владимиру на Владимирской горке, Крещатик, храм, цирк, военные училища, тюрьма, кафе, кофейни, рестораны, игорные клубы, оперный театр, клуб «Прах», магазины, телеграф, вокзал, гостиницы;

2. «Жители»: исконные жители, загадочные лица женщин;

3. «Атмосфера Города»: приятные запахи (цветов, мёда), тихие звуки (скрип снега, ровное гудение трамваев, покрикивание извозчиков, безмолвие садов, ровный машинный гул), загадочная дымка.

Ближайшая периферия концепта «Город» в романе связана с понятием «Матерь городов русских». Дальняя периферия представлена образами других городов, которые упоминаются в романе: Москва, Херсонес, Житомир. Крайняя периферия концепта «Город» связана с концептами «Родина», «Родная земля», «Святая земля».

В романе М.А. Булгакова «Город» реализуется как Город-космос и Город-хаос. Булгаковский Город-космос репрезентирован субконцептами: «Созидание», «Красота», «Гармония», «Порядок», «Размеренность», «Спокойствие», «Безмятежность», «Молчание», «Нежность», «Белизна», «Свет», «Святость», «Благо», «Уверенность в завтрашнем дне», «Прочность», «Счастье жителей».

Рассматривая булгаковский Город-хаос, можно заметить, что в семантическое поле «Топос (место)» не только те номинативы, которые характерны для Города-космоса, но и другие, связанные с изменившейся жизнью Города:

1)                      переполненные квартиры;

2)                      открывшиеся бесчисленные съестные лавки-паштетные;

3)                      новые кафе;

4)                      новые театры миниатюр;

5)                      театр «Лиловый негр»;

6)                      клуб «прах»;

7)                      новые газеты;

8)                      кафе «Максим».

В семантическое поле «Жители» войдёт номинатив пришельцы седоватые банкиры со своими жёнами», «талантливые дельцы», «домовладельцы», «промышленники, купцы, адвокаты, общественные деятели», «журналисты», «кокотки», «честные дамы аристократических фамилий», «петербургские бледные развратницы» и др.)

В семантическое поле «Атмосфера Города» добавятся номинативы:

1)                      неприятные запахи (жжёный кофе, пот, спирт, французские духи);

2)                      громкие звуки (струнная музыка из кабаре, шелест игорных клубов, «глухонькие выстрелы»);

3)                      клубы сигаретного дыма;

4)                      сияние лиц «истощённых, закокаиненных проституток».

Город-хаос представлен в субконцептах: «Разрушение», «Уродство», «Дисгармония», «Беспокойство», «Беспорядочное движение», «Неприятные запахи», «Мёртвый покой», «Тревога», «Мрак», «Тьма», «Распутство», «Несчастье».

Литература:

1.                                                 Булгаков М.А. Белая гвардия. М.: Правда, 1989.

2.                                                 Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. Ок. 50 000 слов. М., 1976, 1079 с.

3.                                                 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. Том I (А - Д). СПб., 1996, 576 с.