Филологические науки/ Русский язык и литература

Афанасьева Е.С, Елисеенко Л. Е.,

к.ф.н.  Бахор Т.А.

Лесосибирский педагогический институт-

                      филиал Сибирского федерального университета, Россия

Сибирская поэзия как вариант региональной литературы

Региональная литература традиционно воспринимается учеными и читателями как составная часть литературы национальной, как отражение в искусстве слова регионального менталитета – варианта  общенационального типа культуры. Эта мысль отчетливо прослеживается в работах многих ученых, изучающих  литературу  отдельных регионов (Н. Е. Меднис, А. И. Малютиной  А. Н. Топорова и др.), особое место среди них занимает  Сибирь, население которой, по наблюдению Ф. С. Сайфулиной,  обладает определенной ментальностью, своеобразным историческим, нравственным, экономическим сознанием, своей субкультурой.

К.В. Анисимов в  своих работах он отмечает, что становление сибирского характера и менталитета напрямую связано с патриотизмом и любовью к родной земле. Примеры этому исследователь находит уже в первых литературных опытах сибиряков и тех, кто  приехал в Сибирь осваивать ее богатства. Таким, например, был  Н.М. Ядринцев (1842-1894) , сибирский публицист, писатель и общественный деятель, исследователь Сибири и Центральной Азии, один из основоположников сибирского областничества. Он  был  заинтересован не только в развитии местной литературы, но и сам писал статьи о том, как в местной литературе отражается история края, характер его народа. Н.М. Ядринцев много размышлял о менталитете сибиряка. Так, например,  описывая образ Ермака, он  подчеркивал, что сибиряк,  находясь в тяжелых жизненных условиях,  отличается крайней самостоятельностью во всем, что  отражалось не  только в бытовом укладе сибирских жителей, но и в культурной, художественной и литературной сферах.[1, с.87].

Н.Е. Меднис в своих исследованиях акцентирует внимание на двойственности представленного в литературе  сибирского пейзажа, совмещающего в себе противоположные оценки – от ужаса перед чужим и неведомым миром до утопических надежд на «обетованную землю» [2].

По наблюдению  А.Б. Танасейчука, процессы региональной этнокультурной самоидентификации не были ограничены сферой художественной литературы, но реализовывались и в развитии документальной прозы, регионального, научно-исторического дискурса [3, с.17].

Так, в творчестве К. Лисовского (1919- 1980)  основным является мотив  могущества разума человека, масштабности его  замыслов и действий. Таково, например,  стихотворение о вечной мерзлоте: «Вечная?// Землю любя,// Нивы, и зори ее, и закаты// Верю: возьмется вот-вот за тебя// Мирный// Разбуженный разумом атом».

Сибирские лирики  поэтизируют могущество науки, поэтому в их произведениях  так много соответствующей лексики («проволока», «атом», «сталактиты», «флора»).  В творчестве К. Лисовского отражена характерная для лирики «шестидесятников»  тенденция к «интимному, домашнему контакту с явлениями и категориями мегамасштабными - эпохой, историей, человечеством».  

Образ Сибири с  ее размахом и устремленностью в бу­дущее,  с ее мужественными и прекрасными людьми  является центральным и в поэзии
А. Федоровой (р. 1935 г.). Важнейшими деталями  картины малой родины у поэтессы  являются
 ель, северная береза, морозная и суровая природа:
«
Колыбелью моей//  Были  с  детства   студеные   реки.// Мне в поселке Ессей//    Ночь полярная   гладила веки». Важнейшим  в лирике А. Федоровой  является мотив движении лирического героя не только в пространстве («через реки, через горы, через города»), не только во времени («через прожитые годы»), но и в нравственном становлении и развитии личности, в обогащении мира ее чувств, в формировании художника. В лирике А. Федоровой неоднократно высказывается мысль о том, что именно в природе  воплощена подлинность красоты и гармонии. Поэтому поэтесса мучитель­но ищет ее смысл,  ей важно узнать «язык первородных цветов». Поэтому ей хочется приникнуть «теснее к земле». Тематика пейзажной лирики в творчестве Федоровой широка и многообразна. Чувственный мир лирического героя включает любование  красотами природы, её широтой и загадочностью.  Влиянием А.Ахматовой, у которой зима ассоциируется со смертью, можно объяснить картину  умирания, появляющуюся в стихотворениях А. Федоровой: «На Таймыре день полгода// И полгода ночь.// На Таймыре непогода – //Словом не помочь.// Словно белою попоной// Выстлана земля.// Белый ветер белым стоном//  Выстудил поля». В этом стихотворении  мы видим характерные в целом  для  напевной лирики  и для лирики А. Ахматовой приемы создания образа переживания:  повторы лексические ( день полгода – полгода ночь;  белой-белый-белым);  повторы фонетические (словом – словно);  разностопные стихи (чередование 4-х и 3-х стопных хореев).

 Стилевые предпочтения А. Федоровой  можно выявить при анализе стихотворения «Входя, открою дверь без стука», характерного, на наш взгляд, для  ее творческой манеры: «Входя, открою дверь без стука,//  Прощаясь, звука не скажу.// Разлука – трудная наука.// Я бескорыстно ей служу». Сопоставление стихотворений обеих поэтесс выявляет большую эмоциональность лирического переживания Ахматовой и меньшую явленность в тексте личности лирического героя/или героини А. Федоровой.

Литература

1.Анисимов К.В. Проблемы поэтики литературы Сибири XIX – начала XX веков: Особенности становления и развития региональной литературной традиции./-  Томск, 2005.

2.Меднис Н.Е.  Сверхтексты в русской литературе  НГПУ, 2003.         [Интернет-ресурс]: http://medialib.pspu.ru/page.php?id=1280

3.Танасейчук А.Б. Культурная самоидентификация американской  цивилизации (на материале национальных и региональных литературных традиций США XIX в.)- Саранск, 2009.