Эрзац жизни в искусственном мире: человека надо спасать от искусственной жизни

Тетиор А.Н., проф., д.т.н., Московский Государственный Университет Природообустройства

«Искусственный» (от «искусъ» – опыт, проба, попытка) - значит и не естественный, не природный, (сделанный человеком), и искусный, хорошо сделанный. С самых древних времен человек создавал искусственную среду, окружал себя искусственными предметами, ландшафтами. Основная цель этого – удовлетворение расширяющегося круга потребностей, и отдаление от своего животного происхождения, от биологической сущности, подчеркивание своего принципиального отличия от остального мира живой природы. Искусственная среда во многом помогла развитию человечества, повышению качества жизни. Но по мере глобального расширения, искусственность среды и жизни проникла во все области деятельности человека и стала оказывать негативное влияние на его развитие. Сейчас наблюдается исключительный, невероятный рост искусственности всех областей жизни.

Современный рост искусственности среды и жизни человека подобен уходу от реальной жизни и ее замене на красивый золотой сон (по Беранже). Но золотой сон навевают человечеству не безумцы, а само человечество путем интенсивной и поощряемой замены естественных факторов жизни на искусственные. С древних времен поощряется удовлетворение потребности в зрелищах, в уходе массового человека от неинтересной и скучной жизни. Собственная бедная чувствами жизнь забывается при просмотре ярких сериалов, собственное маловыразительное лицо улучшается яркими красками и накладными ресницами и волосами, собственное слабое тело мысленно уподобляется улучшенным с помощью бодибилдинга физически нелепым фигурам. Занятия спортом заменяются просмотром телепередач, занятия искусством – просмотром передач об искусстве. «Золотые сны» человечества – это все искусственные воздействия на его органы чувств – от телесериалов и фотообоев с видами природы  до компьютерных игр, разнообразных наркотических воздействий и особенно – до виртуального мира. Мир не смог найти дороги «к правде святой», и поэтому навевает себе золотые сны вместо реальной жизни.

По мере исчезновения естественная природная среда становится все более ценным фактором в жизни человека. Но человек постоянно отдаляется от естественной среды в связи с резким ростом городов, применением различных облегчающих физические усилия механизмов и устройств, резким расширением использования разнообразных искусственных «приятных» воздействий на органы чувств, повышением уровня комфортности жилищ, высоты и плотности застройки, и т.д. Новая искусственная среда, как правило, приятнее для человека, она чаще всего позволяет получать положительные эмоции без особых затрат энергии и усилий ума, которые требовались в прежней природной среде и благодаря которым происходило развитие человека. «Благодаря» технике человек все дальше отдаляется от естественной природной среды, во взаимодействии с которой происходил важнейший многовековой процесс эволюции. Между природой и собой человек поставил мощный барьер в виде энтропийной техники. Наблюдается резкий рост искусственности жизни человека и удаления его от привычной природной среды. Так, неоантропу – около 1 млн. лет, Homo sapiens существует около 40 тыс. лет, а искусственная жизнь и отрыв человека от природы вошли в нашу жизнь совсем недавно – не более 70 – 100 лет назад, причем особенно интенсивно – в последние 20-30 лет.

 Отношения человека к природе и к искусственному миру постепенно менялось. Ж. Бюффон восхищался успехами в начавшемся 200 лет назад освоении природы: «Как отвратительна эта дикая умирающая природа! Это я, только я один могу сделать ее приятной и живой: осушим эти болота, оживим эти мертвые воды, заставим их течь, сделаем из них ручьи, каналы…. Как прекрасна эта культурная природа!». Искусственной природой, как это ни странно, восхищались известные люди: «Да, ландшафт, созданный на полотне талантливым живописцем, лучше всяких живописных видов в природе. Отчего же? – Оттого, что в нем нет ничего случайного и лишнего, все части подчинены целому, все направлено к одной цели, все образует собою одно прекрасное, целостное и индивидуальное» (В.Г. Белинский). Невероятное (с сегодняшней точки зрения) заблуждение. Хорошо, что пока не удалось окружить человечество этой «лучшей» природой, рисованными ландшафтами. Хотя успехи химии и  полиграфии уже привели к широкому проникновению в окружающую человека среду «красивых» пейзажей на фото и обоях, зелени и цветов в виде пластмассы. Гегель предостерегал от восхищения заменой предметов живой природы искусственными копиями: «Живые предметы природы представляют собой как изнутри, так и извне до мельчайших деталей целесообразные организмы, между тем как произведения искусства достигают видимости жизни лишь на своей поверхности, а внутри являются обыкновенным камнем, деревом, холстом, или, как в поэзии, представлением, проявляющимся в речи и буквах».

Растущая замена естественных элементов окружающей среды и различных компонентов жизни жителей городов на искусственные, неприродные привела к замене естественных воздействий на органы чувств человека на искусственные.  Естественные воздействия были звеном в цепи прямой и обратной связи между действиями на органы чувств и соответствующей реакцией человека на них; искусственные воздействия построены на обмане органов чувств человека,  на отсутствии или замене  на эрзац сложившейся обратной связи.

Окружающая человека среда. Природные воздействия окружающей человека среды на его основные органы чувств (зрительное восприятие красивых природных пейзажей, звуковое воздействие естественных приятных природных звуков, приятные природные запахи леса, цветов и пр., осязание приятных полезных материалов - дерева, травы, меха  и пр., вкусовые ощущения естественной и здоровой пищи) заменяются в современном городе на вредные и неприятные искусственные воздействия (прямоугольные фасады  зданий, обилие серого цвета, шум транспорта, газы, осязание искусственных и зачастую вредных материалов, вкус пищи с множеством искусственных добавок, и пр.).

Воспитание, искусственная семья. Начиная с процесса зачатия, рождения, вскармливания и кончая воспитанием, игрушками, обучением, - важнейший процесс формирования личности становится все более искусственным. Искусственное зачатие, искусственное кормление, отрыв от матери, воспитание в искусственной городской среде в окружении искусственных игрушек и других искусственных воздействий (телевидение и пр.), вдали от природы, исчезновение реальной семьи с представителями нескольких поколений  и ее замена на ущербную семью с одним родителем – вот негативный и опасный путь формирования будущего гражданина. Особенно опасно в этом критическом периоде исключение создания необходимых синаптических связей и процессов научения, необходимых для нормальной работы мозга.

Лицо и тело человека. Человек пошел по пути быстрого искусственного улучшения своего лица и тела с помощью разнообразных  устройств, украшений, приспособлений, пищевых добавок, операций на теле и лице.  Все эти быстрые улучшения не закрепляются в потомстве, не наследуются, заменяют естественный эволюционный процесс, улучшающий тело и лицо. Искусственность может привести к утере естественного процесса совершенствования тела.

Одежда и  другие вещи. При создании одежды используется все больше искусственных материалов, непривычных и даже вредных для человека. Одежда из искусственных материалов, как правило,  негигиенична, неприятна для кожи человека. Вслед за бумом и широкой рекламой нового искусственного  материала  возникает прозрение и возврат к естественным природным материалам,  издавна используемым человеком - льну,  шелку, хлопку, шерсти.  Но потом следует очередной бум и реклама нового материала. 

Практически все окружающие человека предметы домашнего обихода носят искусственный характер, многие из них усиливают или заменяют  ряд его органов. Один из искусственных предметов особенно интересен с точки зрения влияния на развитие человека - это игрушки. Искусственные животные,  составляющие основную долю игрушек,  заменяют детям общение с натуральными животными и таким образом создают нереальный,  далекий от действительности образ животных. Свой отрицательный вклад в это вносит антропоморфизм,  особенно ярко проявляющийся в сказках и баснях. Становится все больше искусственных, и все меньше натуральных  животных в жизни детей.

Пища, медицина, лекарства. В  этой  важной  части жизни человека уже давно используют эрзацы.  Естественная пища, выращенная на экологически чистых фермах, без каких-либо стабилизирующих, консервирующих, цветовых, вкусовых, запаховых и других (а сейчас – уже генетически модифицированных) добавок - это, скорее, исключение. В медицине нарастают самые разнообразные искусственные воздействия на тело человека с целью улучшения некоторых органов и функций, в том числе и на генетическом уровне.

Различные искусственные механизмы.  Многие из них вносят новые неожиданные проблемы в жизнь человека. Например, крупные научно-технические прорывы – двигатель внутреннего сгорания, атомная электростанция, компьютеры – наряду с несомненными достижениями внесли в жизнь человека и природы массу новых проблем: загрязнение среды, гибель природы, замена реальной жизни человека на компьютерную реальность. Главный же недостаток в том, что созданная человеком техника энтропийна, она существует за счет дезорганизации среды, чем в корне отличается от живой природы.

 Оружие. Протезы органов защиты и нападения - оружие нападения  и  массового поражения - человек постоянно совершенствует. В природе средства защиты и нападения, органы животных (клыки, когти, яд, броня, окраска, толстая кожа,  и  др.) эффективны только при защите или нападении на небольшое количество других животных, то есть их эффективность носит щадящий характер. Человек создал невероятное количество исключительно эффективных средств, не обоснованное никакими экологическими нормами для выживания, которые могут многократно уничтожить все живое на Земле. Эрзацы органов нападения и защиты, созданные человеком, очень опасны для всего живого.

Искусство.  В природе животные танцуют,  поют, играют, издают разнообразные звуки.  Все это делают все животные, а не избранные, при этом нет  безучастных  зрителей,  так как все звуки и движения - необходимая часть жизни, выживания. Раньше наши предки все вместе танцевали, пели, устраивали игрища,  в которых участвовали все. Не было вначале специально обученных, выделенных артистов, которые "играли" (то есть изображали то, что на самом деле, как правило, не чувствовали). Эрзац чувств постепенно пришел в жизнь. Раньше человек испытывал реальные чувства, адекватные внешнему воздействию: реальное чувство страха при встрече с большим хищником, реальную радость при добыче пищи, и пр. Эрзац чувств был ему неизвестен, и на это были рассчитаны все органы чувств, все рецепторы, и, главное, эффекторы  -  органы,  реагирующие на опасность  и пр. (например,  мышцы ног при опасности и необходимости бега,  и т.д.). Искусство становится все более искусственным  (не  случайно  это  -  слова с одним корнем).

Спорт. Раньше спорт (вернее,  то,  что соответствовало современному спорту - кулачные бои,  охота, различные игры соревновательного характера) был скорее массовым, каждый подросток или молодой мужчина должен был доказать свою состоятельность,  победить зверя,  и др. У некоторых племен,  оставшихся  без сильного воздействия цивилизации,  до сих пор сохранился обряд посвящения каждого юноши в мужчину.  В природе соревнования между самцами,  например, носят массовый характер и направлены на получение наиболее жизнеспособного потомства. Современный же спорт, при всем стремлении к массовости, чаще всего занятие в основном для профессионалов,  остальные люди,  массы - это зрители, "болельщики", которые как бы переживают соревнования, сами в них не участвуя. Опять эрзац чувств спортсмена, эрзац необходимой двигательной  активности, да еще сопровождаемый пассивным сидением. Чувства напряжены, адреналин исправно выбрасывается в  кровь,  сердце колотится в нужном режиме, реакция подготовлена, а человек сидит.

Мода, украшения, косметика. На что направлены косметика, макияж?  Если взглянуть в природу, то там мы найдем примеры использования ярких красок и украшений, сильных и слабых запахов с целью поиска партнера, получения наиболее жизнеспособного потомства.  Макияж и современная косметика - это обман  партнера,  но не такой уж безобидный обман.

Любовь. В природе в процессе "ухаживания" часто благоприятно преображаются  внешний вид и поведение животных.  И влюбленный человек возбуждается, его внешний вид становится лучше (розовеют  щеки,  блестят глаза и т.д.). Это - естественное состояние. Но человек все это заменяет эрзацами, он даже с помощью масс - культуры создает "стандарты", идеальных мужчин и женщин, под внешний вид которых подстраиваются внушаемые индивиды.

«Легкие» и обычные наркотические воздействия. К «легким» наркотикам можно отнести новые искусственные воздействия, эффект от которых подобен наркотическому: резкая громкая современная музыка, ритмичные длительные танцы, искусственные чувства зрителей при показе "мыльных опер", виртуальный искусственный мир в компьютере, подчинение чарам игры талантливого артиста в театре (создание искусственного мира для особо чувствительных зрителей), длительное совместное пение и ритмичные длительные совместные перемещения при исполнении церемониалов культов, чтение очень увлекательных романов, создающих совершенно неестественный мир, некоторые виды интенсивной работы, и др. Обычные же наркотики постоянно совершенствуются в сторону усиления эффекта их действия.

Виртуальная  реальность. Пределом (а,  может быть, этапом) в повышении  искусственности жизни человека является компьютерная виртуальная «реальность», все шире и глубже вторгающаяся в жизнь человека. Это - компьютерное воздействие на основные органы чувств человека с целью создания у него кажущихся реальными ощущений в самых разнообразных  областях  человеческой жизни - от вождения автомашины и вплоть до сексуального акта. Совершенно нереальное и искусственно созданное ощущение воспринимается   органами чувств человека (которые были созданы в расчете на реальные воздействия) как реальное,  но при  этом не вступают в действие предусмотренные природой обратные связи.

Таким  образом, современная  жизнь становится  все более  искусственной,  что  в свою очередь вызывает определенные разрывы в естественных прямых и обратных связях, сформированных многовековой историей развития человека.  Однако естественный отбор продолжается, и время существования человеческого рода на Земле пока еще очень невелико (по сравнению,  например,  с  некоторыми исчезнувшими видами). Можно ли продолжать заменять реальную жизнь, на которую и был первоначально рассчитан человек,  на эрзац?  Не повлияет ли это на отклонение процесса развития человека в каком-либо нежелательном направлении?

Вопрос роста искусственности жизни современного человека – это сложнейший вопрос бытия, тесно связанный с массой других проблем, в том числе и с предполагаемым самоустранением естественного отбора и предоставлением человеку права решать вопросы приспособления к окружающей среде, вопросы развития всего мира. Этот вопрос желательно решать в экологичном направлении, используя природные принципы, учитывая действие экологических постулатов. Вопрос роста искусственности жизни человека перекликается с вопросом отрыва основной массы человечества от участия в искусстве, от создания прекрасного, и, в конце концов, от полноты естественной жизни. Поистине, человека надо спасать от искусственной жизни.

Удовлетворяя растущие потребности, человечество всегда смело шло в неведомые области, заглядывало за грань. При этом каждое новое решение ставило перед человечеством все новые проблемы, и чем более принципиальным оно было, тем большие тревоги затем вызывало. Развитие человечества определялось и продолжает определяться постоянным расширением и практической безграничностью потребностей.  Положительные эмоции, сопровождающие удовлетворение потребностей – это одно из основных условий развития человечества. Каждый раз, когда решалась (технически, искусственно) какая-то большая проблема, человечество весьма воодушевлялось, полагая, что на этот раз оно получит только положительные результаты. И каждый раз оказывалось, что не были учтены отдаленные негативные последствия. Каждый прорыв в технологиях, каждое появление новейших технологий вначале приближали человека к манящей роли «создателя», но затем вызывали новую головную боль. Сложность новых проблем как результата крупных технологических прорывов резко возрастала. Например, создание двигателя внутреннего сгорания и появление автомобиля в итоге привело к глобальной проблеме загрязнения воздуха. Открытие ядерной энергии вызвало появление мощного оружия и загрязнение среды отходами ядерных электростанций. Создание персональных ЭВМ, виртуального компьютерного мира, заменяющего реальный мир, еще не оценено по возможным и, видимо, реальным негативным последствиям. То же самое можно сказать и о новых технологиях, позволяющих манипулировать с жизнью, в том числе и на чрезвычайно тонком генетическом уровне.

Одним из реальных правил развития человечества является его неспособность предвидеть будущее как результат своих действий. Анализ предыдущего опыта показывает, что есть определенные правила разработки и действия новых искусственных технологий и искусственного изменения среды: 1. Каждое технологическое или техническое достижение человечества сопровождается комплексом негативных последствий. 2. Чем выше уровень разработки, – тем выше степень ее негативных воздействий. 3.Негативные последствия научно-технических достижений могут развиваться с запаздыванием. 4.Задачи ликвидации или снижения негативных последствий человечеству в итоге приходится решать. 5. Иногда затраты на ликвидацию негативных последствий значительно выше эффекта от научно-технического достижения.

Человек должен стремиться к исключению искусственности среды и жизни. Во избежание исключительных по силе негативных последствий, способных сильно усложнить жизнь человека или даже сделать его неспособным к существованию в естественной среде Земли, нужно стараться не заменять естественную среду и воздействия искусственными, суррогатными копиями. Человек нуждается в естественной природной среде и в естественном эволюционном развитии в этой среде, он эволюционно не готов (и, возможно, никогда не будет готов) к развитию в других условиях, а искусственный мир негативно воздействует на это развитие.

Литература.

1. Тетиор А.Н. Эрзац жизни в искусственном мире. – М.: Природа, 1999.