Ситникова Н.В.

 

Восточно-Казахстанский государственный

технический университет им. Д.Серикбаева

 

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ГОРОДА КАК ИСКУССТВО

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

 

Современный город – сложная композиционная структура, складывающаяся в пространстве и времени. В нем отпечатываются следы самых разных культурных эпох. Они обнаруживают себя в архитектурных конструкциях, в топонимах, в социальной организации городского пространства. Вместе с тем, нас часто охватывает ощущение, что мы переживаем эпоху существенных перемен. При анализе проблем города эти перемены ассоциируются со сменой структуры управления, с изменениями карты профессий и структур занятости населения, с экологической ситуацией, с экспортом городской формы жизни за счёт использования интеллектуальных и информационных технологий, с децентрализацией и диверсификацией исконно городских функций и изменением реальных зрительных картин, художественных носителей функций архитектуры города (знаково-символических функций цвета) – в поле зрения профессионалов попадают территория города, его элементы, здания, люди, как беспрерывно меняющиеся в пространстве и времени. Даже будучи какое-то время стабильной, планировочная структура города постоянно меняется в деталях, здесь происходит непрерывная последовательность состояний.

Как природное, так и искусственное пространство города формируется людьми в процессе воспроизводства материальных условий жизни. Противоестественное визуальное пространство города отрицательно влияет на состояние городских жителей, на их социальное поведение. В решении этой проблемы на помощь может и должен прийти цвет. Цвет может   придать   городскому   пространству   стилевую   направленность, повысить его информативность, организовать ансамблевое восприятие или разрушить его.

Формирование цветовой гармонии наряду с информативностью визуально воспринимаемой архитектуры города процесс сложный и многоплановый, требующий знания основ взаимодействия о восприятия всего цветового пространства. В современном урбанизированном обществе нарушены многие тонкие связи. Среда городского пространства утрачивает цветовую гармонию и семантику - важнейшие элементы полноценной работы глаз и эмоциональных переживаний человека. Тем не менее, система символов, предметов культуры, язык, природные условия мощно воздействует на человека.

Город как целостный организм и динамично развивающая система материализует не только градостроительный опыт, но и скрытые процессы. В системе мировоззрения сегодняшнего человека рассматриваются три их типа: гносеологический, методологический и праксиологический. Интегральный прием предполагает присутствие в проектировочных схемах города композиционного варианта и интегрального композиционного символа. Он связан с функцией города и может коррелировать с ней отношениями тождества, нюанса, контраста.  Композиционная организация может быть организована как точечно-,  линейно-, плоскостно-ориентированная система. Выделение структуры композиции может иметь свой цветовой символ, свою цвето-пластическую доминанту, свой цветовой акцент. Ими могут быть ахроматические цвета, хроматические, составные или ломаные, смеси хроматических цветов, цветовые гаммы могут быть использованы для зонирования градостроительных структур любого уровня.                   Архитектонический подход к цветовой композиции города предполагает выделение геометрически различающихся типов генплана, а так же выбор геометрических доминант (точечных, линейных, плоскостных, объемных, пространственных). Представление о слоевой структуре города позволяет применять колористику горизонтальных его плоскостей (кровли, объектов низкой этажности, пояса этажности, замещение рельефа), фронтальные схемы полихромии обеспечивают формирование цветовых фронтальных акцентов с учетом  природного фона панорамы  фасадов зданий. Примером может служить проект окраски Москвы 1929г. Несколько другой подход можно наблюдать в проекте реконструкции А.Ефимова, который предлагает три варианта цветового проектирования города: поясной, районный и артериальный.

Подход поясной окраски центра города имеет теплые тона от красновато-оранжевого до  желтовато-зеленого; районный, прилегающий к нему – с преобладанием зеленоватых и синих тонов, в пригородах – светло-серых, и чем дальше от центра, тем ближе к белым строятся таким образом, что, чем ближе к центру города, тем интенсивнее цвет, чем ближе к окраинам, тем более цвет приближается к белому. Артериальный подход – когда все улицы, магистрали, коммуникации – цвета холодных оттенков и контрастной цветовой гаммы [1].

Если цвет определяет ограничения на поведение, диктует предпочтения, тогда он является одним из носителей определенной социальной функции; художественным, дающим эмоционально-духовную оценку объекта, позволяющим осмыслить его как символ, метафору, соответственно, можно говорить о роли знаково-символической функции цвета архитектуры города  как    коммуникативного   пространства. Подобно произведению архитектуры, город представляет собой конструкцию в пространстве,   но   гигантского   масштаба,   нечто   такое,   что   можно воспринять за продолжительное время. Город можно воспринимать при любом освещении и при любой погоде. Подвижные элементы в городе, и особенно люди  и  их деятельность, столь же существенны,  как его неподвижные материальные части. Гармоничный образ окружения дает важное чувство эмоционального комфорта и помогает установить гармоничные отношения между личностью и внешним миром. В ориентировочную деятельность в городе вовлечены его жители, а так же приехавшие из других городов, элементами ориентации городского пространства могут быть самые различные, но главным образом, это объекты культуры, торговли, транспортные узлы, площади, бульвары.

Информация, обеспечивающая эту деятельность, складывается, с одной стороны, из представлений о цели, запечатленных в памяти человека, из представлений о городской структуре и способе достижения цели, а с другой - из «прочтения» непосредственно воспринимаемой среды - реальной зрительной картины. Смыслом передачи визуальных смыслов и форм является визуальный язык - система условных изображений, предназначенная для передачи специальной информации. Он строится на основе визуальных символов и знаков. Отдельным элементом языка цвета в архитектуре является какой-либо цвет, его изменение, сочетание нескольких цветов, цветовая среда, ее элементы. Знаки, образующие систему, выражают отношение людей к окружению, влияют на утилитарную и эстетическую организацию среды. Знаки языка цвета в архитектуре объединяют элементы цвета и элементы архитектурной формы, также и знаки, синтезирующие цвет с объемом и пространством, средства гармонизации архитектурной формы, который описывает пространственный цветовой бассейн, и говорят о цветовой культуре, целостности застройки, характере строительных материалов [2].

Использование языка цвета для постижения архитектуры прошлых эпох не исчерпывает его возможностей. Более обширная сфера его применения – современная архитектура, полихромия которой может и должна быть понятной людям. Язык цвета значительно расширяет художественно-смысловой потенциал архитектуры и способствует в решении процесса формирования образа города. Цвет выступает в роли носителя информации, причем такой информации, которая воспринимается мгновенно, без всяких усилий и на большом расстоянии. Цвет раньше всех остальных факторов информирует нас о свойствах объекта, и обычно мы – сознательно или нет – доверяем этому «информатору» больше, чем другим. Использование цвета как средства информации приводит к сигнализации и кодированию, служит информацией о характере данной композиции. Цветовая композиция составляет совокупность цветовых пятен, организованных по какой-либо закономерности и рассчитанных на эстетическое впечатление. В зависимости от количества цветов и оттенков различают виды композиции: монохромная, полярная, трехцветная, многоцветная со сдвигом к одному цветовому тону, ахроматическая и полихроматическая.

Пространственное воздействие цвета неоднозначно и представляет, прежде всего, смешение цветов на расстоянии. Сутрактивное смешение цветов можно представить одним лучом, из которого отделяется (вычитается) энергия в разных количествах при различных длинах волн. Аддитивное смешение цветов происходит тогда, когда свет двух и более источников соединяется (смешивается) прежде, чем достигнет глаза [4]. Объединение может также произойти в процессе видения, когда быстрая последовательность вспышек света чередующихся цветов попадает на одну площадь сетчатки. Если изменение настолько быстрое, что зрительный процесс отстает от него, то в результате происходит временное смешение или усреднение. В обоих случаях возникает «смешанная» реакция: воспринимается смешанный цвет. В городском пространстве плоскости воспринимаются с достаточно большого расстояния, поэтому явление реакции смешения способно создавать совершенно иную цветовую картину, отличную от той, что воспринимается с близкого расстояния. Психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим аспектами, формирует образ города и его территории.

Уникальность образа города создается наложением множества индивидуальных функций. Индивидуальный образ уникален, он охватывает какое-то содержание, которое никогда или почти никогда не передается другим, но при этом он в большей или меньшей степени совпадает с общественным образом, обладающим в различных типах окружения большей или меньшей обязательностью. Результаты исследований позволяют выявить содержимое образов юрода, соотнесенное с предметными формами, и для удобства классифицировать последние: пути, границы, районы, узлы и ориентиры. Эти элементы имеют универсальный характер, поскольку они проявляются во множестве типов образа окружения. Ни один из специально выделенных элементов не существует в действительности изолированно. Восприятие города складывается из суммы впечатлений: как объективных, так и субъективных. К объективным факторам относятся градостроительные: структура, замысел композиции, природные факторы. Субъективные же - результат, с одной стороны, мастерства зодчих, а с другой - подготовленности человека к восприятию наблюдателя. В сознании отдельно взятого наблюдателя формируется самостоятельный образ окружения. Однако и при групповом восприятии возникает определенное принципиальное согласие. Именно такие групповые «общественные» образы могут быть положены в основу формирования облика города. И задача архитектора заключается в выборе формирующих образ - элементов, которые вызывали бы примерно одинаковые чувства у всех зрителей, т.е. создать проектированием среды предпосылки существования в данной ситуации устойчивого образа. Современное общество технически в состоянии формировать за короткие отрезки времени, заранее задуманные образы городов [3]. Так как зрительное опознавание предмета зависит от его структуры и композиции, то можно с уверенностью сказать, что планировочная структура города и ее композиционные основы являются важным фактором, влияющим на процесс формирования архитектурно-художественного образа. Хорошо организованная структура уже содержит в себе образ города.

 «Архитектура делается искусством лишь с того момента, когда масса и пространство, или, вернее, синтез их, переживаются как ценности художественные» (А. Габричевский). Многообразие возникающих перед архитекторами проблем объясняется тем, что городская среда представляет собой непрерывную систему неразрывно связанных уголков города, множество других слагаемых - от уникальных произведений монументально-декоративного искусства до стандартных элементов благоустройства, составляющих самостоятельные очень активные зрительные ряды. Все это «заполнение» городской среды выступает как набор своеобразных полихромных архитектурных форм, определяющих эстетическое содержание целого, одновременно подчиняясь собственным законам проектирования.

Литература

1.Ефимов А.В. Колористика города. – М.: Стройиздат, 1990. – 272с.

2.Азизян И.А. Цвет - культура - цветовая культура//Техническая эстетика, 1981, №9.- с.26-28.

3.Линч К. Образ города. – М.:Стройиздат, 1982.

4.Фрилинг Г., Ауэр. Человек, цвет, пространство. – М.: Стройиздат, 1972.