Быстров Михаил Виталиевич,

ОБЪЕДИНЕНИЕ НАУКИ И РЕЛИГИИ ПОД ЗНАКОМ... КРАСОТЫ

Выясняется, что «красота спасает»  не  мир,  а нас - избавляя от вечно двойственного представления о нём и ведя к адекватному и целостному мировосприятию. Надо лишь за прекрасным  усмотреть  скрытое целое...

Эстетическое чувство, свойственное в той или иной мере любому челолвеку, может стать естественным «мостом» взаимопонимания и нуждается лишь в поводе для своего проявления. Таковой и находится в лице  «золотой пропорции» (ЗП), пронизывающей (1) большинство шедевров искусства и (2) всю природу «сверху донизу»  – от геометрии эритроцитов и  капилляров в нашем организме, молекулы ДНК и т.д. (А.Г.Суббота «Золотое сечение» в медицине. СПб -1996; В.Д.Цветков. Сердце, золотое сечение и симметрия. Пущино- 1997) до «гармонии сфер» Солнечной системы (К.П.Бутусов 1978)

Растянувшийся на века «количественный ажиотаж» вокруг ЗП и её всеприсутствия  в универсуме наконец-то сменился качественным скачком.  Оказалось, что в развёрнутом виде она изящно описывает трансцендентную целостность бытия, выстроенную самоподобным образом и отвечающую, следоваельно,  подавляющей фрактальности природы. Более того, всплыло и такое нетривиальное, но типичное для мысли  свойство, как направленность, ассоциируемая невольно с... «потоком сознания» (БМВ. Объединяющее духовное начало: первое рукопожатие между верой и наукой // Труды Межд. Симпоз. «Человек и христианское мировоз.», Симферополь, вып. 6, 2001, с.298-301).

Получается, мир настроен на жизнь не только поразительной «подгонкой» физических констант и антропным принципом, но и своей целостностью. Ключевой момент! Остаётся лишь перейти от наблюдаемого «золотого» следствия к изоморфной ему и невидимой причине... 

К счастью, «наводку» на неё даёт и философия (космические вихри Анаксагора, Демокрита и Декарта), и физика  («эфировороты» и торсионные поля). А  неуничожимые вихри в идеальной жидкости даже прямо ведут к искомой духовной инстанции – стоит им только придать траекторию «золотой» логарифмической спирали, охватывающей замечательные числа... Тем самым умозрительные вихри онтологизируются и не выглядят больше экзотиткой...

Открытый  новой метафизикой дух целостности идентичен, разумеется, Духу Библии, а потому немедленно  соединяет оба полярых взгляда на мир. К примеру, загадочное «творение из ничего», предстаёт теперь как сворачивание и локализация духовной, или «нетварной», энергии. Последняя выступает по сути «осмысленным» аналогом энергии физического вакуума, а формула Эйнштейна m обретает прозрачную геометродинамику... Теперь и школьнику ясно, откуда у элементарных частиц берётся  собственный механический момент, или спин...

Вихреподобный образ Духа объясняет также нарушение чётности слабых взаимодействий физики и  хиральность биомолекул, открытую ещё Л.Пастером  и по сей день висевшую в воздухе... А в свете выявленной  «золотой» стереохимии воды (В.С.Белянин, 2004) становится понятным животворящее действия Духа и на кровь, состоящую на 80%из воды,  ибо - согласно Библии -  «душа всякого тела есть кровь его» (Лев.17:14, 11). Мы, собственно, движемся и мыслим благодаря Духу…

Проясняется и  генезис всемирного тяготения, всю жизь мучивший Ньютона. Вместо смутных «растительных спиритусов», за которыми гонялся сэр Исаак, на авансцену выходит единый Дух, сплачивающий части мира и... сердца людей... (БМВ.Прав ли был Ньютон относительно нематериальной природы гравитации? // МОСТ - №10 и №11, 1999).

С неменьшим триумфом  спадает завеса таинственности  над подлинной «загадкой века» - вездесущими «флуктуациями1/f» и родствеными распределениям типа Лотки, Ципфа, Парето и т.д. (БМВ. О «шуме 1/f» с точки зрения всеобщей гармонии // Сб. «Синергетика и методы науки». СПб. «Наука».1998; Об универсальном гиперболическом законе // МОСТ, №36 и 37.2000). Дух промыслительно управляет многими лабильными системами, наводя в них единый «масштабно-инвариантный» порядок. Потому-то нам и приятен «закон 1/f», которому неукоснительно следует тихий морской бриз, мелодичная музыка и другие феномены. Они попросту «синхронизованы» с такой же ритмикой нашего сердца (T.Musha. Oyo Buturi, v.54,n.5, 1985 – Прикладная физика –яп.яз.).

Наконец – и самое существенное – проливается свет на «трагически невидимые  психические явления» (БМВ. Метафизика восприятия и мышления // МОСТ, №46.2001).                   Дух безраздельно господствует у нас «под шляпой», направляя мысли и чувства, а заодно  разделывается окончательно с  пресловутой психо-физической дилеммой.

Но подлинный апофеоз нового полнимания – в осознании «метафизики» завета Серафима Саровского о  стяжании Духа Святого как цели жизни христианина. Речь идёт о тонкой настройке всего нашего Я на «Дух целостности»,  достигаемой при искренней молитве. В силу воникающего своеобразного резонанса – назовём его духовным, или резонансом любви . – мы переполняемся избыточной энергией и несказанной благодатью. Это ощущение полноты жизни и счастья и было ярко описано симбирским помещиком В.А.Мотовиловым в его воспоминаниях о встрече с о.Серафимом...

Итак, беспрецедентное объединение двух, в сущности неправомерно разводимых, модусов миропонимания свершилось. Оно обязано тому же Духу, который наконец устраняет «разруху в головах, согласуя  оба полушария нашего мозга, в то время как рецидивирующая гипертрофия того или другого всегда влечёт  роковые разделения, начиная с общей дихотомии культуры...

Очень важно, что описанный «консенсус» не затрагивает ни одного положения или догмата с обеих сторон. Всё остаётся в силе.  А от научного истеблишмента  требуется лишь небольшое интеллектуальной усилие - по  признанию невидимой «первоэнергии», которая, в отличие от «вакуума» и электромагнитного поля, обладает ещё и чудесной организацией, открывающей нам глубинный смысл бытия... Игра явно стоит свеч... И особенно в настоящее время – когда на горизонте сгущаются тёмные тучи... Словом, есть все основания сделать правильный и жизнеспасающий выбор...

Всё изложенное лаконично  выше отражено в двух монографиях автора: «Вера и научное знание: конец противостояния (метафизика духа)». СПб 2005. - 120с.; «Метафизика целостного мировосприятия: культурологический аспект».СПб.2007.- 307 с., а также примерно в двух десятках статей, опубликованных в ж. «Вопросы культурологии» (2009-10), в Трудах первого Межд. Конгресса по математике гармонии (Одесса-2010),  различных вестниках и сборниках и в Интернете.