Строительство и архитектура/1. Архитектурные решения объектов строительства и реконструкции

Доктор архитектуры Пономаренко Е.В.

Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук

Формирование ансамбля города-завода Миньяр на Южном Урале в XVIII – первой половине XIX века

Группа городов, сформировавшихся на основе горных заводов на Южном Урале достаточно многочисленна. Эти поселения имеют ярко выраженные особенности в планировке и застройке, отличающие их от других населенных пунктов региона. Выбор места для города-завода определяется наличием руды, леса и водной энергии. Требовалась такая площадка, где небольшая речка, пригодная для строительства плотины, впадала в более крупную, которая использовалась как транспортная артерия.

По свидетельству очевидцев уже в XVIII веке: «Заводы были те же небольшие города. Там была нередко церковь и, пожалуй, школа. Грамотные люди были необходимы для контор. Существовала полиция, устраивался пожарный сарай, открывались лавки… Заводчики на случай приезда строили себе хоромы, называя их дворцами. Некоторые из хозяев просили Берг-коллегию укрепить их заводы валами, рвами, частоколами, снабдить их пушками и мортирами, ввести войска. Разрешение укреплять заводы последовало в начале пугачевского бунта» [1, с.40].

Такое активное строительство в заводских поселках объяснялось значительными потребностями заводов в рабочей силе. «На основании инструкции, данной еще Татищеву 23 марта 1734 г., полагалось при каждом железоделательном заводе 160 дворов, а при медных заводах по 50 дворов на каждые 1000 пудов выплавки чистой меди, считая по четыре души мужского пола во всяком дворе» [2, с. 654].

Миньярский завод был основан в 1784 году. В месте расположения города-завода речка Миньяр впадает в более полноводный, разделяющийся на два рукава Сим. По свидетельству XIX века поселок был «расположен на гористом месте при слиянии реки Миньяра с рекой Симом. Все селение окружено лесом и высокими горами. Заводским прудом и канавою оно разделено на две неравных части» [3, с.78].

План Миньярского завода 1826 года отличается регулярной планировкой. Поселение имело два параллельных селитебных массива с востока и запада от заводской территории. Больший (западный) массив состоял из прямоугольных кварталов, разделенных перпендикулярными улицами [4, л.1]. Второй жилой массив включал всего несколько кварталов. Ось плотины выходила на центральную (предзаводскую) площадь, которая была расположена около меньшего массива селитьбы. Площадь занимала мыс, глубоко входивший в акваторию пруда. Центром ансамбля площади, включавшего господский двор и контору, являлась ротондальная Введенская церковь (рис. 1а).

 а  б

Рис. 2. а – план Миньяра 1826 года; б – Введенская церковь в Миньяре

Главной высотной доминантой поселения была Введенская церковь, сохранившаяся до настоящего времени. Это один из наиболее интересных памятников классицизма на Южном Урале, который отличается необычной ротондальной композицией. Такая композиция была характерна для московской школы классицизма. Церковь в Миньяре была построена в 1819 г. Она кирпичная, оштукатуренная. Композиционно здание включает ротондальную часть, прямоугольную часть (трапезную и приделы) и колокольню, расположенные последовательно. Колокольня имеет в основании квадрат со слегка скошенными северным и южным углами. Она пристроена к одноярусному основному объему (трапезной), который в плане является прямоугольником со скругленными углами. Внутри этого объема находится две пары столбов, разделяющие его на нефы. К восточной части рассматриваемого объема в южном и северном углах выделено стенами два придела с отдельными престолами. С севера и юга в ротонде проектом было предусмотрено два входа с широкими крыльцами, которые не были построены. Основные входы находились в северной и южной стенах колокольни. В западной стене колокольни располагается лестница [4, л.10]. Ротонда Миньярской церкви перекрыта полусферическим куполом, который увенчан сложной конструкцией, состоящей из ступенчатого постамента и шара. На самом верху находится крест. Низ купола имеет переходной элемент к карнизу ротонды, состоящий из нескольких разных классических профилей. Стена ротонды имеет два яруса и – соответственно – два равнозначных карниза над каждым. Оба яруса декорированы спаренными трехчетвертными колоннами. В нижнем ярусе они несут антаблемент, в верхнем – завершены арками, внутри которых расположены ниши с окнами. Окна в каждой нише состоят из прямоугольного и полукруглого, находящихся друг над другом. В уровне низа окон проходит горизонтальная тяга. Между прямоугольным и полукруглым окном находится небольшая овальная декоративная ниша. Над каждой парой трехчетвертных колонн расположена еще одна небольшая декоративная ниша круглой формы. Низкий объем трапезной имеет четырехскатную крышу, увенчанную в центре небольшим полусферическим куполом на цилиндрическом барабане с круглыми окнами. По проекту окна барабана были разделены барочными декоративными волютами. Реально эти волюты не были применены. С севера и с юга объем имеет треугольные фронтоны, в которые вписана полуциркульная ниша с квадратным окошком. Стены членятся пилястрами несущими упрощенный антаблемент. Между пилястрами прямоугольные окна в нишах, аналогичных нижнему ярусу ротонды. Углы объема и простенки покрыты рустом. Центральное окно объема было по проекту тройным. В настоящее время его боковые части заложены и превращены в ниши. Над этим окном находится дополнительный треугольный фронтончик и декоративные ниши. Колокольня Миньярской церкви имеет три яруса. Между ними проходит горизонтальная тяга, разорванная декоративными нишами. Второй ярус имеет высокие проемы с полуциркульным завершением. Углы декорированы спаренными полуколоннами, несущими антаблемент и треугольные фронтоны со всех четырех сторон. Верхний ярус круглый в плане, завершен полусферическим куполом с луковкой и крестом. Ярус имеет круглые окна, которые разделяются упрощенными барочными волютами (рис. 1б, 2б).

 а  б

Рис. 2. а – дом управляющего; б – план церкви проект

Производственные здания в XVIII веке имели деревянную конструкцию, а в XIX веке были перестроены в камне. Кузнечные фабрики формировались на основе технологического процесса того времени. Главными элементами их структуры являлись кузнечные горны. Кричные фабрики обладали аналогичным архитектурным решением. Основу композиции сооружения составляло крупное технологическое оборудование: кричные горны, которые выходили на фасад, прорезая крышу трубами. Выразительность фасадам придавали горизонтальные и вертикальные членения. Декором служили и лопатки и классические пилястры. Главным формообразующим элементом чугунно-плавильных фабрик являлись доменные печи.

Жилая застройка Миньяра была преимущественно деревянной. Каменными зданиями застраивалась только центральная площадь. В центре поселения сохранились постройки первой половины XIX века, например дом управляющего. Он одноэтажный с мезонином, решен в классическом стиле. Дом построен из кирпича и оштукатурен. Треугольный фронтон мезонина имеет полукруглое окно. Углы мезонина акцентированы штукатуркой под руст, под карнизом проходит горизонтальная тяга. В центре находится широкое окно прямоугольной формы. Дом имеет вальмовую крышу. На главном фасаде в центре располагается вход с крыльцом. По бокам входа находятся высокие прямоугольные ниши и широкие прямоугольные окна. Под карнизом дом опоясывает горизонтальная тяга (рис. 2а).

Таким образом, в конце XVIII – первой половине XIX века поселки при южноуральских заводах имели четкий план с деревенскими домами и смежными однотипными усадебными участками. Высотной доминантой являлась церковь, расположенная на предзаводской площади. Особое значение для объемно-пространственной композиции городов-заводов имел активный рельеф, так как они располагались в горных или предгорных районах. Центром поселений являлись территории заводов и предзаводские площади с усадьбой владельца. Центральные площади городов-заводов часто являлись одновременно предзаводскими, церковными и базарными.

Производственные здания XVIII века имели срубную конструкцию и скромный декор. В XIX веке они были перестроены в камне, в стиле классицизм. Этот стиль отличает и южноуральские жилые здания, особенно особняки заводовладельцев и управляющих. Ротондальная церковь Миньяра относится к лучшим на Южном Урале памятникам классицизма, хотя имеет и барочные элементы.

Литература:

1.     Алекторов, А.Е. История Оренбургской губернии [Текст] / А.Е. Алекторов – Оренбург, 1883. – 432 с.

2.     Витевский, В.А. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 года [Текст] / В.А. Витевский – Казань: Тип. В.М.Ключникова, 1897. – 1232 с.

3.     Доброхотов, Ф.П. Урал Северный, Средний и Южный [Текст] / Ф.П. Доброхотов – Спб.: Тип. Сытина, 1917. – 640 с.

4.     Российский государственный исторический архив, ф.37, оп.63, д.53.