Е.Р. Хатагова – к.п.н., доцент кафедры психологии Северо–Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова
Б.К. Гибизова – заслуженный учитель РСО–Алания, СОШ №38
ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ОТНОШЕНИЕ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА К ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ И ЭТНОСФЕРЕ
Северный Кавказ породил
оригинальное самобытное социокультурное пространство, в котором веками
формировались специфические отношения между человеком и природой, составляющие
основу мировоззренческой картины человека. Эти особенности связаны с
исторически сложившимся отношением к природе, земле, другим людям, пониманием
добра и зла, свободы и справедливости. Они определяли мотивацию деятельности
человека. Кавказский образ жизни имел свою специфику: почитаемое отношение к
земле и горам, ценностное отношение и привязанность к ним, ко всему живому,
которое следовало свято оберегать. Это было вызвано во многом геополитическим
фактором. Территория Кавказа входила в зону становления рода человеческого, а
Северный Кавказ являлся его северной окраиной. Об этом свидетельствуют многочисленные
находки из области материальной культуры, обнаруженные археологами различных
времен и народов. Также удобное месторасположение Кавказа делало край
густонаселенным. Ценность прошлого в кавказском сознании, традиционно занимавшая
высшую иерархическую ступень в системе ценностных приоритетов, определяла
диалог человека и природы. Поэтому у всех горцев своя специфическая космософия,
т.е. не только природа, территория, в которой они живут, а некий смысл, некий
вечно познаваемый его обитателями мир. И это великое его познание происходит на
протяжении всей истории народов. Космо-психо-логос горцев особый, и основным
Космосом выступают у них Горы, которые больше, чем Дом и Небо, спасение и
опасность. Горы у них – связующее звено между Землей, ими и Небом. Горы – это
вечность их обитателей. Горы – это вечный их очаг. Горы никогда никому не
прощают измены. Они всегда требуют к себе самого бережного, чуткого отношения.
Здесь – в Стране Гор, каждый камень имеет свое место и назначение. В горах
ничего менять нельзя. В горах животный и растительный мир соседствуют в вечной
гармонии. Сюда из равнины никакого зверя не пропустят. Он просто не выживет.
Точно так же равнинные растения никогда здесь не укоренятся. В горах даже
кислород «на учете» у Природы. Исходя из этих особенностей своего Космоса,
горцы обустроили свою жизнь и создали особый мир. Это восприятие природы
выразилось в мифологизации, персонификации отдельных животных и растений.
Наделение природы антропоморфными, а человека зооморфными чертами являлось
попыткой людей сблизиться с природой, сделать ее себе подобной, чтобы побороть
свой страх перед стихией. Например, все горские народы обожествляют гору
Эльбрус. Они уверены, что эта гора им дает все: и жизнь, и благополучие в этой
жизни. Поэтому Эльбрус и переводится как «гора счастья». По сей день горцы даже
погоду на будущее определяют по «настроению» Эльбруса.
Вообще испокон веков у всех
северокавказцев гора является самым священным местом. В горах они устраивали
санопитие, спортивные состязания молодых. Горам приносили жертвы. Гора занимает
одно из самых значительных мест в героическом нартском эпосе, фольклоре
народов.
Так, в кабардинском эпосе
говорится, что самым святым местом у древних нартов была Харама–гора («Хъэрамэ
уащхъэ»). На ней восседал Тхашхуэ (самый главный адыгский бог) и решал их
судьбы. Именно на вершине этой горы богатырь Сосруко добыл огонь для своих
соплеменников. Именно на этой же горе убили самого его [9, с. 59]. С этим
сказанием перекликается и чечено–ингушский эпос о Сеске Солсе – славном
ингушском богатыре, освободителе народа, который является прототипом Сослана (Созруко) – у осетин, Сосрука
– у балкарцев, Сосурка – у карачаевцев.
В сказании «Как Сеско Солса
вернул Стране Нартов семена проса» говорится: «Однажды Бог плодородия обратился
к нартам с вершины Эльбрус–горы:
– Нарты! До сих пор я помогал вам
в меру моей силы собирать богатый урожай проса. А теперь я состарился, мера
моей силы уменьшилась. Оттого решил я одарить вас семенами доброго проса. Сейте
их каждый год, да не будет у вас отныне ни одного неурожайного года!» [9,с. 17].
Таким образом, для горца горы
являлись одушевленными существами, он их охранял как свою личную собственность,
он с ними выступал как одно целое, он в них «растворялся». Горы для их обитателей
были мудрой школой, «Основным Законом», которому они всегда следовали, ибо
Законы Гор грозны и строги. Горец не представлял себе жизни без гор. Недаром
старинная народная пословица гласит: «Джигит, давно пришедший с гор, глядит на
горы до сих пор». Это нашло свое отражение и в народной педагогике
северокавказцев, главным постулатом которой было отождествление гор с родным
очагом. И вовсе не случайно удивление русских и иностранных путешественников, о
том, что горец скорее расстанется с жизнью, чем покинет свой очаг, а тем более,
предаст его [1]. Такому воспитанию способствовало то, что одна из самых суровых
форм наказания у кавказцев являлось изгнание из своего сообщества человека,
который нарушил Законы гор. Он был обречен на смерть или вечные мучения. И даже
если он переселялся в другие места, то должен был получать право на
местожительство с согласия другого общества. Даже при таком благополучном
исходе дела все равно сам пришлый и его потомки всегда оставались для них
чужими. Все это наложило отпечаток на формирование педагогической культуры в
самом широком смысле слова горцев в целом, и экологического воспитания, как
составной части этой культуры, в частности. Природа народными педагогами
отождествлялась с Родиной. Это все нашло широкое отражение в устном народном
творчестве: поговорках, пословицах, героическом эпосе. Так, в северокавказских
пословицах Родина, очаг предков ставятся превыше всего: «Чем сытая жизнь на
чужбине, лучше умереть на Родине» (адыг.), «Покидать Родину – равносильно
покидать жену» (абадз.), «Обойди весь мир и вернись в отчий дом» (инг.).
Любовь к Родине для горца
священна. Важнее и сильнее ее нет ничего на свете и коренится она во всем
существе каждого человека, не растерявшего себя, не утратившего под внешним
влиянием сокровенного начала в себе, не утратившего память о своей родословной.
Любовь к Родине – это любовь всеохватывающая, пламенная, тоскующая, энергичная.
Проявляется она как патриотизм. Именно в нем достигается высшая мера
национального духа. Любовь к родной земле неотрывны от прекрасной природы
Отечества.
Испокон веков на Северном Кавказе
проживало множество национальностей, которые образовались из многих
исторических слагаемых, среди которых мы особо выделили природу. В ней все богатство,
великолепие и разнообразие этой чудно украшенной земли сплелось, воспламенилось
и завершилось; в ней родная природа с её особенной красотой и статью
отслоилась, подобно годовым кольцам в срезе дерева. Природа отозвалась в
обычаях, обрядах, творчестве и во всем существе горцев. «…Через многие века и
эпохи, – отмечает писатель Ф. Нестеров в книге «Связь времен», –
передаваясь от поколения к поколению, складывались те черты и свойства, которые
вкупе составили национальный характер»
[10, с. 134]. Таким образом, среда обитания каждого народа
находилась в нерасторжимом единстве, переплетении с его характером, физическим
обликом. Другими словами, природа творила характер каждого народа во всем его
проявлении. Хотя горцы не отрицали роли человека в воздействии окружающей среды,
в овладении им природой. Этому подтверждение следующие поговорки: «Счастье не с
человеком рождается, его находят» (осет.), «Счастье люди добывают» (абадз.),
«Человек всесилен» (каб.), «Захочет человек – на голой вершине цветы зацветут»
(инг.), «Достоинство человека становится выше даже самого Бога» (кар.) и т.д.[ Пословицы
93].
Но все–таки благодаря тяжелым
климатическим и рельефным условиям, горную природу было преобразовать
значительно труднее, чем равнинную. По сравнению с широкими просторами равнины
в горах народ был загнан в узкие рамки своего существования, и потому его
нравственность находилась на виду у всех. Поэтому здесь веками вырабатывались
особые правила поведения людей, которые учитывали особенности необычного их
Космоса. У каждого из горских народов Космос ассоциировался с нравственностью,
с этикетом (“хабзэ” – адыг., «æфсарм» – осет., «намыс» – кар.–балк. и
т.д.). Человек хорошей репутации не мыслился без знания этих норм. Нормы
горского этикета были исключительно действенны и неуклонно поддерживались
общественным мнением. Отступление от принятых норм поведения считалось
позорным. О таких отступниках складывались сатирические песни, их даже
бойкотировали. Поэтому горец предпочитал жертвовать жизнью, но не нарушать
этикетных норм. «Осетин, нарушив общественные права, никогда не нарушит обычая,
утвержденного давностью, и осужденный приговором общества, без сопротивления
склонится перед карающим обычаем, без ропота понесет наказание», – писал
Г. Вернадский [2, с. 46]. В этой связи корреспондент лондонской
газеты «Таймс» Дж.А. Лонгворт, побывавший на Северном Кавказе (в Карачае)
с Дж. Беллом в 1839 году, писал, что общепризнанные нормы поведения оказывают
здесь в целом самое благотворное влияние, и они полностью отличаются от тех,
которые существуют в любой другой стране мира [1]. Это говорит о том, какое
огромное значение придавали горцы воспитанию у своих детей нравственных
установлений. С самого раннего детства
ребята должны были усвоить правила поведения в обществе, в совершенстве изучить законы гостеприимства. Подросшим
мальчикам и девочкам полагалось знать все знаки внимания, оказываемые мужчиной
женщине, женщиной – мужчине. Как ни в какой другой области воспитание
нравственных воззрений у детей находилось под влиянием религиозных традиций,
повышенного внимания к женской чести, почитание родителей и старших. По этому
поводу историк М.М. Ковалевский констатировал: «Безусловное повиновение
родителю и неограниченное право – вот те два начала, на которых построено
отношение старого и молодого поколений» [7, с. 68]. Такая суровость
воспитания непосредственно была связана с природной средой, в которой вынуждены
были жить горцы. По свидетельству кавказоведа Д.Я.Лаврова, трудные жизненные
условия горцев накладывали отпечаток «на их своеобразном суровом спартанстве
обычаев и привычек, в воздержанности к излишеству и баловству в образе жизни» [8].
Красота горской природы
способствовала и эстетическому воспитанию детей и юношества. «На самой
примитивной ступени развития человечества красота природы была первой и
единственной красотой, пробудившей первое, самое простейшее эстетическое
чувство древнего человека», – пишет Г.Н. Волков [3, с. 116]. Любовь к
природе отобразилась у горцев и в Нартском эпосе. Нарты большие друзья природы
– зверей, птиц, растений. Мир людей и мир природы во времена нартов дышат одной
жизнью и понимают язык друг друга. Так, при игре на музыкальном инструменте
Ацамаза звери пускались в пляс, птицы пели, травы и цветы являлись во высей
своей пышной красе, реки выходили из берегов. Преследуя Колесо Балсага, Сослан
ведет разговор со всеми деревьями и благословляет березу и хмель за оказанную
услугу. К умирающему Сослану сбегаются звери и слетаются птицы, а он дружески
беседует с ними, предлагает отведать его мяса. С трогательным благородством
даже такие хищники, как ворон и волк отказываются от предложения Сослана.
Любимица нартов – ласточка служит постоянным посредником между ними и
небожителями. Она же летит к Сослану с вестью об опасности, угрожающей его
матери, а также о смерти героя.
Таким образом, во многих
произведениях горского фольклора явления природы, воспринятые в их эстетическом
значении, сравниваются с человеческой жизнью. Природные явления выступают в
качестве параллели к жизни человека, к человеческим качествам. Такие параллели
помогают осознать, лучше воспринять человеческие достоинства, их красоту. Кроме
того, эти параллели усиливают эстетическое воздействие на молодых людей и
природы, и самих песен о красотах природы [5, с. 108].
Таким образом, весь традиционный
образ жизни горцев определялся родной природой. Ее разрушение было равносильно
разрушению этносферы, следовательно, и самого кавказского этноса. Природа
оказывала огромное влияние на формирование личности и человека. Поэтому природе
и выпала честь быть тем главным и решающим фактором, который объединяет в
единое целое все стороны формирования личности. Она создавала (и создает)
гармонию между отдельными элементами воспитания; но так как человек сам есть
часть природы, то эта гармония имеет особенный смысл.
Список литературы
1.
Адыги, балкарцы и
карачаевцы в известиях европейских авторов XIII – XIX вв. Нальчик, 1974. 634 с.
2.
Вернадский Г. Родина
алан. М., 1944. 112 с.
3.
Волков Г.Н. Эстетические
традиции чувашского народа. Чебоксары, 1965. – 342 с.
4.
Далгат У. В., Героический
эпос чеченцев и ингушей, М., 1972. С. 35–56.
5.
Кабардинские народные
сказки. Нальчик, 1974. 256 с.
6.
Калоев Г.З. Эстетический
идеал творцов Нартиады //Осетинская филология. Т. 1. Владикавказ, 2000. С. 45.
7.
Ковалевский М.М.
Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко–сравнительном
освещении. Т. 1. М., 1886. С. 285.
8.
Лавров Д.М. Заметки об
Осетии и осетинах //Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа
(СМОМПК). Тифлис, 1883. Вып. 3. – С. 217.
9.
Нарты. Кабардинский
эпос. М., 1953. С. 59.
10. Нестеров Ф. Связь времен. М., 2003. 134 с.
11. Пословицы и поговорки народов Северного Кавказа /Под
ред. М.Максимова. М., 1993. 123 с.