Савинов А. М.

Московский гуманитарно-экономический институт (Кировский филиал)

Система работы преподавателя рисунка и субординационные связи между ее элементами

Развитие системы преподавания академического рисунка в отечественной художественной школе имело поступательный характер, она из года в год совершенствовалась и получала научно-теоретическое обоснование. Педагоги всегда стремились теоретически обобщить опыт своей работы, научно обосновать морфологию системы работы преподавателя. Основываясь на исследованиях по теории педагогических систем (Бабанский 1989, Беспалько 1977, Конаржевский 1993, 1996, Пидкасистый 1996), можно обозначить основные составляющие системы работы преподавателя, которые складываются из взаимодействия следующих компонентов: цели и задачи преподавания, как отправной точки функционирования педагогической системы; содержание учебного материала, так как условием существования любой системы является функционирование информационного потока; проведение занятия, как процесса с помощью которого организуется деятельность студентов по усвоению учебной информации в зависимости от целей педагогической системы; контроль и оценка результата, с помощью которого изучается положение дел в различных группах, предупреждаются возможные отклонения от поставленных задач при выполнении рисунка; а также самосовершенствование преподавателя, его взаимоотношения с учащимися и работа преподавателя по ознакомлению с нормативными документами.

На основе и в соответствии с общим направлением работы преподавателя, которые определяют педагогика и методика преподавания рисунка педагог создает индивидуальный, конкретный план своей педагогической деятельности. У каждого преподавателя в процессе его педагогической работы складывается свое практическое видение и осуществление требований дидактики и частных методик. Ю. А. Конаржевский отмечает: «Конкретное индивидуальное применение педагогики и частной методики в процессе преподавания и составляет систему преподавания…Система преподавания – это как бы внешнее проявление всей системы работы педагога, результат функционирования этой системы» [1, с. 101].

Но несмотря на теоретически обоснованную и исторически сложившуюся систему преподавания рисунка в настоящее время функционирование этой системы не дает в полной мере удовлетворяющих нас результатов. На рубеже XX-XXI вв произошли негативные явления в существующей системе преподавания. Произошедшие изменения были обусловлены, прежде всего, социально-экономическими преобразованиями общества. Серьезное влияние на систему преподавания рисунка оказали также политические и социально-культурные факторы внешней среды. В Россию хлынули идеи о так называемом «мировом образовательном пространстве», волна идей постмодернизма стала подтачивать устоявшиеся методы преподавания. В настоящее время наблюдается идеологическое давление на сам смысл академического рисования, объявляемого «консервативно-вчерашним», а уместность использования термина «преподавание» вообще ставится под сомнение. Все это не могло не отразиться на состоянии системы работы преподавателя рисунка. Результатом стало то, что после многих лет педагогического труда отдельные педагоги не становятся мастерами своего дела часто только потому, что в их работе нет никакой системы, или система имеет очень низкий уровень целостности, является малопродуктивной. У такого педагога система его профессиональной деятельности направлена на решение только части образовательных задач, в ее арсенале имеется очень незначительная часть методов обучения и воспитания. Чрезвычайно низкий уровень целостности такой системы обусловлен недостаточным знанием педагогом своего предмета, неумением установить со студентами правильные отношения, слабой методической подготовкой, низким общекультурным уровнем и т. д., работа в этом случае идет от занятия к занятию, преподаватель не заглядывает вперед и не оглядывается назад.

Произошедшие определенные разрушения существующей системы художественной подготовки негативно повлияли на качество обучения рисунку. Однако внутренние факторы социальной среды, опираясь на традиции, выступили как заслон против отрицательного влияния, поскольку их феномены базируются на основах отечественной культуры. Система преподавания академического рисунка в этих условиях выстояла, потому что система и составляющие ее компоненты, пройдя сложный путь развития, приобрели признаки преемственности, историчности, связи прошлого, настоящего и будущего. Анализ состояния системы работы преподавателей рисунка в различных вузах страны в настоящее время показывает, что какие бы изменения, порой весьма драматичные, ни происходили, система преподавания академического рисунка все же выстояла. К этому времени система обладала всеми атрибутивными признаками целостной социальной системы, обладающей структурой и налаженными субординационными связями между ее элементами. Консерватизм системы преподавания академического рисунка, ее преемственность не позволили в эти годы что-то круто менять, модернизировать вслед за временем. Кроме того, основополагающие кафедры рисунка в различных художественных вузах страны были представлены талантливыми педагогами, за каждым из которых «встроенность» в отечественную традицию и множество одаренных учеников.

Говоря о важности при обучению рисунку именно решающей роли педагога, основоположник отечественной научной школы в области преподавания академического рисунка Н. Н. Ростовцев всегда подчеркивал, что при обучению рисунку главным методическим принципом является целенаправленное руководство педагога, так как именно в процессе преподавания осуществляется обучение правильно видеть, логически мыслить и правдиво изображать [2]. В связи с этим, в данной статье считаем необходимым обратить внимание на наличие субординационных связей между элементами системы преподавания, как одним из главных признаков целостности данной системы, потому что именно в рамках процесса преподавания создается и реализуется конкретный план применения основных принципов и методов дидактики и методики.

Что же следует понимать под субординацией в системе работы преподавателя? Наличие субординации – подчиненность и соподчиненность элементов – указывает на особое место каждого из них в системе.

В силу того, что элементы системы выполняют различные функции в ходе ее жизнедеятельности, играя различную роль в осуществлении этого процесса, они имеют для нее не одинаковое значение.

Как ни важен в системе преподавания академического рисунка, допустим, такой компонент, как взаимоотношения преподавателя и студентов, процесс преподавания может продолжаться, даже если эти отношения не выстроены должным образом. Выведение из системы, скажем, контроля и оценки результата значительно ухудшит качество подготовки, но возможность преподавания не ликвидируется. Однако отсутствие проведения занятия сразу выведет систему преподавания из строя.

В системе преподавания академического рисунка элементы существуют не только одновременно, но и порождают друг друга в процессе развития системы. Поэтому и связи в данной системе существуют как координационные, обеспечивающие взаимодействие элементов в составе целого, так и связи субординационные.

В системе преподавания имеется руководитель, который управляет процессом преподавания. А отношения между различными звеньями управления строятся, в том числе и на основе субординации, выражающей связь между преподавателем и студентами. Академический рисунок создается под руководством педагога. Начиная с композиционного размещения изображения на листе бумаги и заканчивая рисунок обобщением, учащийся с помощью педагога должен усвоить правила и законы построения формы, познать сущность конструктивного строения формы предметов, получить знания по пластической анатомии, перспективе, ознакомиться с закономерностями распределения света на предметах и т.п. В процессе преподавания осуществляется широкий комплекс учебно-методических мероприятий, в том числе формирование художественно-профессионального восприятия, мышления, умения правдиво, грамотно и выразительно изображать рисуемые объекты. Студенты выполняют задания в силу тех требований, которые предъявляются к данному звену управления.

Осуществление процесса преподавания во время проведения занятия в описываемой системе – самый высокий уровень, следовательно, к преподавателю приходит содержание о состоянии и наиболее существенных характеристиках от предыдущего уровня, он перерабатывает эту информацию и, действуя сверху вниз, оказывает определенное влияние на нижестоящий уровень, изменяя его жизнедеятельность в нужную сторону. Так возникает субординация системы.

Раскрыть все аспекты, связанные с атрибутивными признаками системы работы преподавателя в данной статье не представляется возможным. Однако хотелось обратить внимание на то, что понимание данного вопроса важно для дидактической подготовки преподавателя рисунка, так как это дает понимание сущностной характеристики системы преподавания – ее состава, структуры и функционирования, позволяет представить процесс преподавания академического рисунка как сложную систему, предполагающую гармоничное взаимодействие всех ее составных частей.

Литература

1.           Конаржевский, Ю. А. Система. Урок. Анализ. [Текст]. – Псков, 1996. – 440 с.

2.           Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок [Текст] : учебник для худ.-граф. фак. пед. ин-тов 2-е изд., доп. и перераб. / Н. Н. Ростовцев. М. : Просвещение, 1984. 239 с.