Философия / 1. Философия литературы и искусства

Зайцева М.Л.

Государственная классическая академия им. Маймонида, г. Москва

Культура и познавательные функции синестезии

 

         Базисные элементы культуры существуют в двух видах – материальном и духовном. Но такое подразделение достаточно условно, т.к. два элемента культуры часто пересекаются, являются взаимосвязанными и взаимопроникающими. Материальная культура характеризует преобразующую деятельность человека с точки зрения влияния ее на развитие человека, раскрывает, в какой мере она дает возможность применить его способности и творческие возможности. В материальную культуру входят: культура труда, материального производства, быта, жилища, физическая культура. Духовная культура включает в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую, религиозную и др. культуры. По мнению многих культурологов, существуют смежные виды культур, проникающие во всю систему культуры. Это такие виды культуры, как экономические, политическая, экологическая, эстетическая.

         Если разделить культуру по ее носителю, то можно выделить культуру мировую и национальную. Первая – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Вторая – синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры проявляется как в материальной, так и в духовной сфере жизни общества. В каждом обществе существует своя совокупность ценностей, которым руководствуется большинство. Данная совокупность называется доминирующей культурой. Но поскольку каждое общество неоднородно, в его слоях существуют собственные, частные системы ценностей и поведенческие нормы, такие культурные миры принято называть субкультурами. От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, нормами поведения и т.д. Субкультура является частью доминирующей культуры и не противоречит ей. Это молодежная субкультура, профессиональная субкультура, субкультура национальных меньшинств и т.д. Противоречащая доминирующей культуре субкультура называется контркультурой. Ценности контркультуры противостоят общей системе ценностей.

         В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, можно выделить три формы – элитарная, народная и массовая культуры.

         Элитарная культура включает в себя искусство, классическую музыку, классическую литературу. Как правило, элитарная культура опережает возможность восприятия ее среднестатистическим человеком.

         Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими зачастую специальной профессиональной подготовки. Часто синонимом народной культуры выступает любительская (по происхождению). Это мифы, легенды, сказания эпос, сказки, народные песни и танцы. Еще одно название народной культуры – фольклор, всегда локализованный, связанный с особенностями данной местности.

         Массовая, общедоступная культура не выражает высоких требований духовной элиты творческих поисков народа. Механизм распространение массовой культуры связан со средствами массовой информации, поэтому явление массовой культуры – детище современности. Это искусство для всех и каждого, это культура большой аудитории. Он удовлетворяет сиюминутные запросы людей, связана с модой. Основная угроза, содержащаяся в массовой культуре, – одинаковость людей и их мировосприятия. Основными признаками продукции массовой культуры являются следующие: упрощение отношений между людьми, сведение их к примитивному уровню; развлекательный характер; натуралистическое смакование насилия; культ успеха, сильной личности, жажда обладания; культ посредственности.

         Однако массовая культура – это часть культуры. Популярность ее произведений заключается в том, что они базируются на архетипах. К таким архетипам относятся, например, бессознательный интерес человека к эротике и насилию. Массовая культура таит в себе ряд опасностей. Катастрофическим последствием массовой культуры является низведение творческих способностей человека, развитие невежества и бескультурья в обществе. На протяжении всего существования человечество проходит испытание невежеством. Лучшие умы предупреждали об опасности, исходящей от него. В нашем обществе невежество проявляется как многогранный социальный феномен, который выражается, прежде всего, в процессе тотального подавления интеллекта, культуры, творчества; неспособности охватить все многообразие общественных, естественных, научных связей; массовой мифологизации и фетишизации сознания целых социальных групп; массовом уничтожении собственной истории и культуры. Невежество опасно всякое, но особенно политическое (так как это борьба за власть и управление), экономическое (так как подрывает материальную основу жизни общества), культурное (так как растлевает корни и душу общества и человека). Справиться с невежеством под силу образованию, но необходима и собственная заинтересованность человека.

         Х.Ортега-и-Гассет, противопоставляя культуру элиты и массовую культуру, писал: «Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду... Масса сминает все непохожее, недюжинное, личностное и лучшее... Мир обычно был неоднородным единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир становится массой».

         Культура является многоуровневой и многофункциональной системой. Мы рассмотрели основные уровни культуры, обратимся к ее функциям. Главная функция феномена культура – гуманистическая, человеко-творческая, все остальные функции из нее вытекают.

         Познавательная (гносеологическая) функция культуры связана с возможностью человека освоить накопленный социальный опыт множества поколений людей. Потребность этой функции заключается в стремлении человека создать собственную картину мира. Познание является необходимым элементом жизнедеятельности человека.

         Синестезия играет важную роль в процессе познания. Под синестезией понимают наложение в одновременном когнитивном акте различных по модальности восприятий. Например, зрительные образы могут постоянно сопровождаться запахами, вкусовыми ощущениями, образы букв – цветовой окраской, массивы информации – ассоциироваться с цифрами и т.д. Понятие синестезии выделяет форму восприятия, характеризующуюся связями между чувствами в психике, а также — результаты их проявлений в конкретных областях искусства: а) поэтические тропы и стилистические фигуры, связанные с межчувственными переносами; б) цветовые и пространственные образы, вызываемые музыкой; в) взаимодействия между искусствами (зрительными и слуховыми) и др.

         Восприятие реальности в синестетическом аспекте приводит к определенному углубленному знанию. Это улучшает познание реальности, подтверждает пропагандируемый нами тезис о важной роли синестезии в процессе познания.

         В развитии синестезийного восприятия нам видится выход человека из культурного тупика, обусловленного тотальным подавлением интеллекта, культуры, творчества массовой культурой; неспособностью людей охватить и осознать прекрасное и доброе и понять величие духовного не только для себя, но и для своих потомков.

         Эта задача представляется нам решаемой, реальной, т.к. есть хорошие перспективы из-за того, что синестезия – не такое редкое явление. Ранее считалось, что синестетами является только 1% населения мира, однако современные исследователи утверждают, что все люди в той или иной степени обладают такой способностью. Синестезия как способность к гармоническому восприятию реальности является одной из форм ассоциативного непосредственного мышления.

         Мы отмечали, что невежество опасно во всех своих проявлениях. Но с ним будет легче справиться, используя огромный синестетический потенциал культуры, осознавая то, что человек в состоянии развить в себе синестезийное восприятие, которое покажет, что выход из всех тупиков находится в плоскости духовного совершенствования, направлен к Добру.